Головна » Бухгалтеру » Консультації » Изменения в части НДС после 01.01.2016
Консультації

Изменения в части НДС после 01.01.2016

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

31 декабря 2015 был опубликован Закон Украины № 909 от 24.12.2015 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году».

Рассмотрим, какой подарок приготовила нам законодатели под Новый год в части вопрос НДС.

1. Ставки налога не изменились и остались на уровне 20%, 7%, 0%.

2. Внесены изменения в п. 188.1 НКУ. База налогообложения операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров должна быть не ниже обычных цен (сейчас — не ниже себестоимости производства таких товаров).

Исходя из определения обычной цены (пп. 14.1.71) – это цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен. Это определение не распространяется на операции, признаваемые контролируемыми в соответствии со ст. 39 НКУ.

Т.е., начиная с 01.01.2016 при продаже самостоятельно изготовленной продукции /услуг, уже не нужно будет ориентироваться на ее себестоимость – цена определяется исходя из цены, определенной договором.

Кроме того, с 01.01.2016 не включается в базу обложения НДС акцизный налог на реализацию хозяйствующими субъектами розничной торговли подакцизных товаров.

С учетом изменений, внесенных в раздел VI «Акцизный налог» НКУ для розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями расчет цены будет проводиться по формуле: РЦ = Ц + Ц х (20+5)%; для розничных торговцев топливом формула будет следующая: РЦ = Ц + Ц х 20% + АН.

3. Формула, по которой рассчитывается сумма налога, на которую плательщик может выписать налоговую накладную, дополнена составляющей «овердрафтом», и теперь выглядит так:

∑Накл = ∑НаклОтр + ∑Митн + ∑ПопРах + ΣОвердрафт – ∑НаклВид – ∑Відшкод – ∑Перевищ

Под овердрафтом понимается сумма среднемесячного размера сумм НДС, которые за последних 12 месяцев были задекларированы и уплачены плательщиком в бюджет. Числовой показатель овердрафта подлежит автоматическому ежеквартальному перерасчету.

4. Счет в системе СЭА кроме сумм с собственного текущего счета, со счетов, открытых в органах казначейства, для погашения задолженности в разнице тарифов, может пополняться из бюджета за счет сумм излишне уплаченных налоговых обязательств по НДС, возвращенных по процедуре, указанной в ст. 43 НКУ.

5. В п. 198.5 случай а), предусматривающий начисление налоговых обязательств в случае использования товаров/услуг в операциях, не являющихся объектом обложения согласно ст. 196 НКУ (кроме операций по пп. 196.1.7), дополнен словами «и место поставки которых расположено за таможенной территорией Украины».

До внесенных изменений контролирующий орган регулировал обязанность проведений соответствующих корректировок налогового кредита своими письмами. Теперь эта норма внесена в НКУ.

6. Для продавцов зерновых культур исключили норму об освобождении от обложения НДС операций по поставке товарных позиций 1001-1008 согласно УКТ ВЭД и технических культур товарных позиций 1205и 1206 УКТ ВЭД. Теперь все операции по поставке перечисленных зерновых культур любым продавцом в цепи облагаются НДС, следовательно. Устранены ограничения на право бюджетного возмещения зерновыми трейдерами в случае поставки зерна на экспорт.

До этого все изменения, которые мы рассмотрели, были ожидаемыми, поскольку «подчищали» существующие ошибки и несоответствия.

А вот дальше рассмотрим более интересные вопросы, поскольку они разнообразят жизнь бухгалтера, а такие вопросы как 7 и 8 несколько даже ее облегчают.

7. Жалобы

Меняется принцип воздействия на недобросовестных продавцов товаров/услуг, которые:

– допустили ошибки при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных п.201.1 НКУ,

– и/или нарушили предельные сроки регистрации в ЕРНН налоговой накладной и/или расчета корректировки.

Результат подачи жалобы с 01.01.2016

Согласно абз. 17 п. 201.10 НКУ покупатель/продавец таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого продавца/покупателя. Такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором (1) не предоставлена налоговая накладная (2) или допущены ошибки при указании обязательных реквизитов налоговой накладной (3) и/или нарушены предельные сроки регистрации в ЕРНН. Правила подачи жалобы остались неизменными и предусматривают приложение к заявлению первичных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг.

После получения жалобы контролирующий орган в течение 15 календарных дней со дня получения заявления обязан провести документальную внеплановую проверку указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции.

Основания для проведения проверки

Возможность проведения такой проверки предусмотрена пп. 78.1.9 НКУ. Внеплановая проверка проводится в случае, если на налогоплательщика подана жалоба:

– о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю,

– или о допуске продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных п. 201.1 НКУ,

– и/или нарушения продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в ЕРНН налоговой накладной и/или расчета корректировки

в случае непредставления таким налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указывается информация из жалобы.

С 01.01.2016 в п. 73.3 НКУ внесены изменения и теперь одним из оснований для направления письменного запроса налогоплательщику является получение налоговым органом жалобы о:

(1) непредоставлении налогоплательщиком налоговой накладной покупателю

(2) или о допуске продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных п. 201.1 НКУ,

(3) и/или нарушении продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в ЕРНН налоговой накладной и/или расчета корректировки;

(4) непредоставлении налогоплательщиком акцизной накладной покупателю или нарушении порядка заполнения и/или порядка регистрации акцизной накладной в ЕРАН.

Единственный «прокол» законодателя по данному вопросу заключается в том, что основанием для внеплановой проверки по жалобе налогоплательщика является отсутствие ответа на письменный запрос налогового органа (согласно п. 73.3. НКУ ответ на запрос налогового органа должен быть предоставлен в течение одного месяца со дня, настающим за днем получения запроса), а по правилам п. 201.10 НКУ проверка должна быть проведена в течение 15 календарных дней со дня получения жалобы.

Но, несмотря на несогласованность правил, норма п. 201.10 НКУ об обязательности проведения проверки является самостоятельной нормой и является дополнительным основанием для проведения документальной внеплановой проверки налогоплательщика-продавца/покупателя.

Меры воздействия по результатам проверки

Как было сказано выше проверка недобросовестного продавца может произойти по причинам:

– (1) наличия ошибки при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных п.201.1 НКУ,

– (2) и/или нарушения предельных сроков регистрации в ЕРНН налоговой накладной и/или расчета корректировки.

Штрафы за несвоевременную регистрацию НН, подлежащих выдаче покупателю, в тексте указаны под номером (2), прописаны в п. 120-1.1 НКУ и применяются фактически к случаям несвоевременной регистрации НН/РК, выписанных после 01.10.2015.

Дополнительно с 01.01.2016 будут действовать штрафные санкции за допущенные ошибки при указании обязательных реквизитов в НН, в тексте указаны под номером (1). Эти санкции вводятся п. 120-1.4 НКУ, применяются с 01.01.2016 и делятся на два вида:

– за допущенные ошибки – размер штрафа фиксированный и составляет 170 грн;

– за исправление ошибок – от 10% до 100% суммы налоговых обязательств.

Первый вид штрафа применяется всегда. Второй вид штрафа можно избежать, если исправления провести в течение 10 дней со дня получения требования контролирующего органа о проведении соответствующих исправлений.

Т.е., если исправления проведены в течение 10 дней со дня получения требования контролирующего органа о проведении соответствующих исправлений, налогоплательщик заплатит только 170 грн.

Если исправления будут сделаны несвоевременно, то налогоплательщик платит два штрафа – 170 грн. и штраф за несвоевременную регистрацию НН/РК (в процентах от суммы налоговых обязательств по НН/РК, в зависимости от количества дней просрочки).

8. Оформление НН с ошибками

В части отсутствия права на включение в состав налогового кредита сумм по НН, оформленных с ошибками также внесены изменения.

Ранее не давало право на включение сумм в состав НК (абз. 15 п. 201.10):

– отсутствие факта регистрации налоговой накладной в ЕРНН,

– нарушение порядка заполнения обязательных реквизитов НН, предусмотренных п. 201.1 НКУ.

С 01.01.2016 остается только одно основание, запрещающее включение суммы НДС по НН в налоговый кредит: отсутствие факта регистрации налоговой накладной в ЕРНН.

А что же делать, если в НН заполнены неверно обязательные реквизиты? Законодатель внес дополнения в п. 201.10 НКУ и в абз. 19 к данному пункту указал, что «налоговая накладная, содержащая ошибки в реквизитах, определенных п. 201.1 НКУ (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемый товар/услугу), период, стороны и сумму налоговых обязательства, является основанием для отнесения покупателем сумм налога в налоговый кредит».

В предыдущем дайджесте мы рассматривали, наличие каких ошибок в обязательных реквизитах НН позволяют признавать право на налоговый кредит покупателем.

Обязательные реквизиты НН, указанные в п. 201.1 НКУ Реквизиты, в которых могут быть допущены ошибки без последствий для налогового кредита
а) порядковый номер налоговой накладной; нет
в) полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, – продавца товаров / услуг; да
г) налоговый номер плательщика налога (продавца и покупателя). В случае поставки / приобретения филиалом (структурным подразделением) товаров / услуг, фактически является от имени головного предприятия – плательщика налога стороной договора, в налоговой накладной, кроме налогового номера налогоплательщика дополнительно указывается числовой номер такого филиала (структурного подразделения); да
д) полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, – покупателя (получателя) товаров / услуг; да
е) описание (номенклатура) товаров / услуг и их количество, объем; да
е) цена поставки без учета налога; да, при условии, что ошибки не приводят к занижению/завышению суммы
ж) ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении; нет
з) общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом налога; да, при условии, что ошибки не приводят к занижению/завышению суммы
и) код товара согласно УКТ ВЭД (для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины). нет

Следующие изменения вызывают только недоумение: зачем два реестра, ведь и раньше автоматическое БВ функционировало. Одно только хорошо, убрали часть критериев, позволяющих воспользоваться автоматическим бюджетным возмещением.

9. Бюджетное возмещение

Этот вопрос депутаты принимали «на коленках» и только после публикации Закона № 909 можно дать комментарии.

9.1. Исключена норма о том, не имеют права на бюджетное возмещение плательщики НДС, зарегистрированные как таковые в течение 12 месяцев до месяца, в котором подается заявление на возмещение налога, а также те, у кого объем налогооблагаемых операций меньше, чем сумма бюджетного возмещения.

9.2. Два Реестра

С 01.02.2016 для бюджетного возмещения (БВ) будет введено два Реестра:

– пп. «а» пп. 200.7.1 НКУ – Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, которые соответствуют критериям, определенным п. 200.19 НКУ;

– пп. «б» пп. 200.7.1 НКУ – Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, которые не отвечают критериям, определенным п. 200.19 НКУ.

Напомним, п. 200.19 НКУ ранее определял критерии плательщиков налога, имеющих право на автоматическое БВ.

Такие заявления о возврате сумм БВ автоматически будут вноситься в соответствующий Реестр заявлений в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке их поступления. Порядок ведения и форма реестров заявлений о возврате суммы БВ должны быть утверждены КМУ.

В Реестры заявлений на возврат суммы БВ будут вноситься следующие данные:

– название налогоплательщика и его индивидуальный налоговый номер;

– дата подачи заявления на БВ, представленного в составе налоговой декларации или уточняющего расчета (при условии их предоставления);

– сумма налога, заявленного к БВ на счет плательщика в банке, указанная в каждом заявлении, поданном в составе налоговой декларации или уточняющем расчете (при условии их предоставления);

– дата согласования контролирующим органом суммы БВ по каждому заявлению;

– дата заключения, направленного в Госказначейство, с указанием суммы, подлежащей бюджетному возмещению;

– дата и номер ППР и сумма бюджетного возмещения по каждому заявлению с учетом (в случае представления) уточняющего расчета, несогласованная контролирующим органом;

– дата начала обжалования ППР и сумма бюджетного возмещения, которое обжалуется;

– дата окончания обжалования ППР и сумма бюджетного возмещения, согласованная по результатам обжалования;

– дата и сумма возврата БВ на счет плательщика в банке.

Согласно пп. 200.7.2 НКУ возвращение согласованных сумм бюджетного возмещения будет осуществляться в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в каждого соответствующего Реестра заявлений о возврате суммы БВ.

9.3. Как будут подтверждать БВ

Для подтверждения БВ (как для «автоматических», так и для прочих плательщиков) контролирующий орган проводит камеральную проверку заявленных в декларации данных в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации (абз. 1 п. 200.10 НКУ).

Для возмещения суммы БВ контролирующий орган может провести два вида проверки:

– камеральную, по результатам которой согласовывает заявленную сумму БВ;

– документальную проверку в случае, если расчет суммы БВ был сделан за счет отрицательного значения, сложившегося по операциям (п. 200.11):

а) за периоды до 1 июля 2015 года, не подтвержденные документальными проверками;

б) по приобретению товаров/услуг у плательщиков налога, которые использовали специальный режим налогообложения, согласно ст. 209 НКУ, за период до 1 января 2016 года.

В каждом из случаев сумма бюджетного возмещения считается согласованной контролирующим органом:

– если камеральная проверка проведена не была, то со дня, следующего за днем окончания срока проведения камеральной проверки;

– если по результатам проведения проверки ППР не было направлено налогоплательщику в срок, определенный НКУ.

В течение 5 рабочих дней после окончания проверки контролирующий орган обязан (п. 200.12):

– подать в госказначейство заключение с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета;

– или по заявлению налогоплательщика зачесть такую сумму в счет уплаты денежных обязательств или погашение налогового долга такого налогоплательщика по другим платежам, уплачиваемых в Государственный бюджет Украины.

9.4. Критерии для автоматического БВ

Критерии дающие право на автоматическое БВ, которые как и раньше должны выполняться одновременно, указаны в п. 200.19 НКУ.

Самая приятная новость в данном перечне – исключение такого критерия как отсутствие налогового долга. Также из перечня исключен альтернативный критерий в части осуществления инвестиций в необоротные активы в размерах не менее 3 миллионов гривень в течение последних 12 календарных месяцев.

Окончательный перечень критериев, дающих налогоплательщику на автоматическое БВ следующий:

200.19.1. не находятся в судебных процедурах банкротства в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»;

200.19.2. юридические лица и физические лица – предприниматели, включенные в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей и в этот реестр в отношении них не внесены записи об:

а) отсутствии подтверждения сведений;

б) отсутствии по местонахождению (месту жительства);

в) принятии решений о выделении, прекращении юридического лица, предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя;

г) признании полностью или частично недействительными учредительных документов или изменений в учредительные документы юридического лица;

г) прекращении государственной регистрации юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя и на этих лиц отсутствуют решения или сведения, на основании которых проводится государственная регистрация прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя;

200.19.3. имеют необоротные активы, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает в три раза сумму налога, заявленную к возмещению, или получили сроком на один год от банковского учреждения, перечень которых определяется КМУ, финансовую гарантию, действующую со дня подачи соответствующей заявки о возврате суммы бюджетного возмещения (в случае если по результатам проверки установлены нарушения норм налогового законодательства в части излишне заявленных сумм налога к бюджетному возмещению, такая финансовая гарантия должна быть продолжена дополнительно на срок до двух лет), а также осуществляют операции по вывозу товаров с таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта, удельный вес которых в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) совокупно составляет не менее 40 % общего объема поставок (для плательщиков налога с квартальным отчетным периодом – в течение предыдущих четырех последовательных отчетных периодов).

Проверка соответствия налогоплательщика определенным критериям проводится в автоматизированном режиме в течение 15 календарных дней после предельного срока подачи отчетности.

10. Спецрежим по НДС для сельхозпредприятий

С 01.01.2016 изменены правила зачисления суммы налоговых обязательств по НДС на спецсчет.

Вид операций
Классификация по УКТ ВЭД
Распределение суммы, перечисленной на счет СЭА для сельхозпроизводителей
сумма, зачисляемая в Госбюджет
сумма, зачисляемая на спецсчет
Операции с зерновыми и техническими культурами
Зерновые культуры 1001-1008,
Технические культуры – 1205 и 1206
85%
15%
Операции с продукцией животноводства
Продукция животноводства – 0102 и 0401
20%
80%
Операции с прочими сельхозтоварами /услугами
50%
50%

Средства, зачисленные на счета в СЭА спецрежима по НДС, автоматически в течение следующего операционного дня за днем, в котором средства поступили на такие счета, перечисляются органом, осуществляющим казначейское обслуживание бюджетных средств, в указанных выше размерах, на счета плательщиков в СЭА НДС и на спецсчета сельскохозяйственных предприятий, открытых в учреждениях банков и/или в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств.

В пп. 209.15.1 НКУ указывается на порядок распределения налогового кредита по производственным факторам в случае осуществления разных видов деятельности, а именно:

– если сельхозпредприятие одновременно осуществляет сельхоздеятельность и прочую деятельность, то уплаченный (начисленный) налоговый кредит от товаров/услуг, основных фондов, изготовленных/или приобретенных распределяется исходя из удельного веса стоимости таких сельскохозяйственных товаров / услуг в общей стоимости всех товаров / услуг, поставленных за 12 предыдущих последовательных отчетных (налоговых) периодов.

– если сельхозпредприятие одновременно осуществляет несколько видов сельхоздеятельности (например, производство зерновых и прочие сельхозуслуг), то уплаченный (начисленный) налоговый кредит от товаров/услуг, основных фондов, изготовленных/или приобретенных распределяется исходя из удельного веса стоимости таких зерновых и технических культур, продукции животноводства и других сельскохозяйственных товаров/услуг в общей стоимости всех сельскохозяйственных товаров/услуг, поставленных за 12 предыдущих последовательных отчетных (налоговых) периодов.

При этом, норма, ранее требовавшая от налогоплательщика в случае изменения направления использования товаров/работ, основных фондов проводить корректировку налогового кредита исходя из стоимости приобретения товаров/услуг, балансовой (остаточной) стоимости основных фондов, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществлено изменение направления использования, отменена.

И.Г.Дядюра, аудитор, директор ООО АФ «Капитал»

По материалам: ООО АФ «Капитал»


Поділіться з друзями - підтримайте проект