Головна » Юристу » Юридичні консультації » Вручение повесток по месту работы
Юридичні консультації

Вручение повесток по месту работы

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

Вручение повесток остается одним из острых и наиболее обсуждаемых вопросов как для военкоматов так и работодателей. Сейчас военные комиссариаты констатируют, что многие военнообязанные и призывники уклоняются от призыва, намеренно не принимают повестки, меняют адрес проживания или просто делают вид, что отсутствуют во время визитов представителей военных комиссариатов. Реагируя на сложившуюся ситуацию, военные комиссариаты приняли решение вручать повестки по месту работы таких лиц. Как следствие, руководители субъектов хозяйствования начали получать массовые повестки на своих работников.

Следует отметить, что вручению повесток, как правило, предшествует получение писем от военных комиссариатов, адресованных руководителю с просьбой предоставить списки работников призывного возраста.

Как известно, Указом Президента Украины от 14.01.2015р. № 15/2015 объявлена ​​частичная мобилизация. Соответственно, предприятия / учреждения / организации обязаны предоставлять органам государственной власти, другим государственным органам и органам местного самоуправления информацию, необходимую для проведения мобилизационных мероприятий (абз. 14 ч. 1 ст. 21 Закона «О мобилизации и мобилизационной подготовке» от 21.10. 1993 № 3543-XII).

Таким образом, предоставление информации в ответ на указанные письма для работодателей является обязательным.

Отметим, что сроки предоставления такой информации в Законе Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» отсутствуют. В то же время, срок для ответа, как правило, указан в самом запросе. Как следствие, мы рекомендуем ответить в течение указанного срока, чтобы не попасть под административную ответственность за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, предусмотренную ст. 210-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КоАП). Заметим, что субъектами ответственности в смысле настоящей статьи являются должностные лица предприятия.

Следует отметить, что ответственность за невыполнение своих обязанностей по мобилизационной подготовке и мобилизации несут руководители и другие должностные лица предприятий, учреждений и организаций независимо от подчинения и форм собственности, виновные в нарушении законодательства по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, законодательства о воинской обязанности  и военной службе (ст. 26 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», ст. 42 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе»).

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что руководители субъектов хозяйствования обязаны вести персональный учет военнообязанных и призывников по месту их работы (ч. 4 ст. 34 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03. 1992 № 2232-XII).

Так, принимая на работу сотрудников, отдел кадров спрашивает у них документы по воинскому учету, а именно: у военнообязанных – военные билеты или временные удостоверения, а у призывников – удостоверение о приписке к призывным участкам.

Заметим, что взятие на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете по месту жительства, запрещено. В случае выявления таких действий руководитель или должностные лица предприятия, которые приняли такого работника на работу, привлекаются к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 51 грн.) (Ст. 211-3 КУоАП).

Обращаем также Ваше внимание, что работодатель обязан в семидневный срок сообщать в военные комиссариаты о всех военнообязанных и призывниках, принятых им на работу или уволенных (абз. 3 п. 3.4 Инструкции по организации ведения воинского учета военнообязанных и призывников в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях, утвержденной приказом Минобороны от 15.12.2010 г.. № 660, далее – Инструкция № 660).

Персональный учет военнообязанных и призывников на предприятиях осуществляется путем внесения сведений о воинском учете в личную карточку работника типовой формы № П-2.

Также работодатели должны постоянно взаимодействовать с соответствующими военкоматами по вопросам сроков и способов сверки данных личных карточек, списков военнообязанных, списков призывников с учетными данными военкоматов.

Обращаем Ваше внимание, что на работодателей возложена также обязанность составления и не позднее 1 декабря текущего года подачи в военные комиссариаты списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам (абз. 11 п. 3.4. Инструкции № 660).

Игнорирование запроса может обернуться для должностных лиц предприятия административным штрафом в размере от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 грн.) за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации (ст. 2101 КоАП). При этом именно военные комиссариаты рассматривают дела о подобных нарушениях и налагают административные взыскания (ст. 235 КУоАП).

Следует также отметить, что в соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 21 Закона Украины «О мобилизации и мобилизационной подготовке» предприятия обязаны обеспечивать своевременное прибытие работников, привлекаемых к выполнению обязанности по мобилизации. Соответственно, в случае вручения руководителям предприятия или руководителю отдела кадров повесток по месту работы, ответственность за неявку работника в военный комиссариат будет нести не только работник, но и работодатель.

Так, необеспечение руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами предприятий, учреждений, организаций по требованию военных комиссариатов оповещения военнообязанных и призывников об их вызове в военные комиссариаты или препятствие указанных должностных лиц своевременной явке граждан на сборные пункты или призывные участки тянет за собой наложение штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 54 грн.) (ст. 211-4 КоАП).

Следует отметить, что для руководителей и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций не предусмотрена уголовная ответственность за нарушение обязанностей по учету своих работников и оповещения военнообязанных и призывников об их вызове в военные комиссариаты или препятствование указанными должностными лицами в своевременной явке граждан на сборные пункты или призывные участки. Такая ответственность предусмотрена только для граждан (ст. Ст. 335 – 337 Уголовного кодекса Украины).

Во избежание ответственности рекомендуем придерживаться следующих правил:

  1. Предоставлять ответы на запросы военных комиссариатов с полным перечнем военнообязанных и призывников, работающих на соответствующем предприятии в срок, указанный в соответствующем запросе. В случае если срок не указан, рекомендуем в течение одного-двух рабочих дней написать письмо в военный комиссариат о получении запроса и указать ориентировочный срок, когда вы сможете подготовить ответ.
  2. В случае получения повесток от военных комиссариатов на работников, передать их соответствующему работнику, о чем получить расписку у последнего.
  3. Не совершать никаких действий, которые могут помешать работнику попасть в военный комиссариат для постановки на воинский учет, прохождение военно-врачебной комиссии или учебных сборов.

В таком случае работник должен написать заявление об освобождении его от работы на соответствующий период. В свою очередь руководитель общества должен выдать приказ об освобождении работника от выполнения трудовой функции с сохранением заработной платы и рабочего места. При этом работник табелируется «ИН», код 22.

  • Автор: Зоя Замиховская, младший юрист ЮК “Правовий Альянс”
  • Источник: Pravotoday.in.ua

Поділіться з друзями - підтримайте проект