ODOO

Что такое ODOO и для чего она нужна? Краткий обзор ERP ODOO и ее основных возможностей

Я много пишу про ODOO, но еще ни разу не давал комплексное описание системы и не говорил, а для чего собственно она нужна. Пора это исправить). Для начала хотелось бы привести несколько фактов (из Википедии естественно).

Больше про Odoo читайте в блоге Антона Пискуна – https://www.antonpiskun.pro/category/odoo/

Что такое ODOO?

Odoo — это набор программных инструментов для управления бизнесом, включая, например, CRM, электронную коммерцию, выставление счетов, бухгалтерский учет, производство, склад, управление проектами и управление запасами. Версия для сообщества (так называемая комьюнити) — это бесплатное программное обеспечение, распространяемое под лицензией GNU LGPLv3. Версия Enterprise имеет собственные дополнительные функции и сервисы. Исходный код для платформы и основных модулей ERP курируется бельгийской компанией Odoo S.A. Odoo доступен как для локальной, так и для готовой к использованию среды SaaS.

С самого начала Odoo SA (ранее OpenERP SA) выпускала основное программное обеспечение с открытым исходным кодом. После выпуска версии 9.0 компания перешла на модель с открытым ядром, которая предоставляет проприетарное корпоративное программное обеспечение на основе подписки и облачное программное обеспечение как услугу в дополнение к версии с открытым исходным кодом. В 2013 году была создана некоммерческая ассоциация сообщества Odoo, чтобы содействовать широкому использованию Odoo и поддерживать совместную разработку функций Odoo.

Расширяемая архитектура Odoo позволяет большому количеству фрилансеров и организаций разрабатывать приложения или модули Odoo и размещать их на рынке для продажи или бесплатной загрузки (https://apps.odoo.com/apps). Основными компонентами Odoo являются фреймворк, это около 30 основных приложений (также называемых официальными модулями) и тысячи модулей сообщества.

Об Odoo написано несколько книг, некоторые из которых посвящены конкретным областям, таким как бухгалтерский учет или разработка. Как вы понимаете все они на английском языке.

И немного истории

В 2005 году Фабьен Пинкерс, основатель и нынешний генеральный директор Odoo, приступил к разработке своего первого программного продукта TinyERP. Три года спустя название было изменено на OpenERP. Компания начала быстро расти, и в 2010 году в OpenERP работало уже более 100 сотрудников.

В 2013 году компания получила награду Deloitte как самая быстрорастущая компания в Бельгии с ростом на 1549% за пятилетний период.

В 2014 году компания была переименована в Odoo, чтобы диверсифицировать термин «ERP». В 2015 году журнал Inc. Magazine поместил Odoo в число 5000 самых быстрорастущих частных компаний Европы.

В 2019 году компания привлекла инвестиции в размере 90 миллионов долларов.

В 2021 году продукты Odoo использовали более 5 миллионов клиентов. По словам генерального директора Фабьена Пинккерса, Odoo планирует нанять 1000 новых сотрудников.

В странах бывшего Советского союза система начала набирать популярность в последние годы. Основным ее конкурентом считается 1С.  Распространению системы сильно мешало отсутствие в ней возможности вести полноценный бухгалтерский учет. Для Украины этот вопрос был решен в конце 2021 года и на момент написания статьи в нескольких компаниях уже проводится тестовый запуск этого решения.

Среди плюсов системы можно выделить:

  • open source со всеми вытекающими отсюда положительными моментами;
  • быстрая скорость разработки;
  • покрытие всех основных процессов бизнеса (об этом ниже);
  • веб-ориентированность;
  • возможность проведения быстрой интеграции с любыми сервисами (которые это позволяют)
  • мультиязычность интерфейса;
  • конструктор сайтов;
  • модульность

Основным минусом наверное является сложность освоения системы обычным пользователем в виду масштабности самой системы. Но этот минус устраняется поэтапным включением дополнительного функционала по мере освоения системы.

Теперь давайте пройдемся по самой системе и посмотрим, что там есть. Конечно описать все функции не представляется возможным, я затрону лишь базовые для того чтобы дать понимание покрытия сегментов бизнеса.

Если говорить очень верхнеуровнево, то систему можно представить вот так:

Все инструменты системы можно поделить на два уровня: операционный (для управления которого собственно и предназначена любая MRP) и организационный (уровень на котором организуется работа операционного уровня).

Операционный уровень деятельности компании

Сразу бы хотелось бы отметить, что ODOO – это процессно-ориентированная система (в отличии от 1С, которая является документоориентированной системой) в которой реализованы  все основные и вспомогательные процессы практически любой компании. И если компания не имеет описанных и утвержденных процессов она спокойно может взять уже заложенные в систему процессы. Итак

Маркетинг и лидогенерация

Отдел компании: маркетинг

Про этот сегмент я еще не писал, но вспомнить про него стоить. Как правило для того, чтобы привлечь новых клиентов компания запускает всяческие маркетинговые активности и естественно она хочет знать насколько они эффективны.

UTM-метки

Когда в систему попадает лид (он может прийти с разных мест) в нем фиксируется его источник (это делается с помощью utm-меток).

Например компания делает какую-то почтовую рассылку и в тексте этой рассылки содержится ссылка на контактную форму. Если потенциальный клиент заполняет данную форму, то у нас в системе появится лид, а в нем будет указано, что этот лид пришел с почтовой рассылки. Эта информация протягивается через CRM и продажи и мы потом можем проанализировать насколько была эффективная та или иная маркетинговая компания.

Интеграции со сторонними сервисами

Система позволяет делать например у себя веб-формы с помощью конструктора веб-форм, затем вставлять код формы на любой внешний ресурс и при заполнении данных форм в систему будут попадать лиды.

Также можно реализовать интеграцию с интересующим нас сервисом – откуда к нам могут приходить лиды. На данный момент реализовано много таких интеграций (например с facebook, сайтами на определенных платформах (wordpress и прочие). С перечнем доступных интеграций можно ознакомиться по ссылке: https://apps.odoo.com/apps/modules/browse?search=integration.

E-mail маркетинг

В системе есть собственный конструктор e-mail рассылок, также есть уже интеграции с популярными сервисами рассылок: sendpulse, mailchimp и другими. В самой рассылке может накапливаться статистика по этой рассылке

Мероприятия

Если компания организовывает какие-нибудь мероприятия с целью привлечения лидов или же принимает участие в подобных мероприятиях она может в системе вести учет таких мероприятий и фиксировать приход с них лидов.

Конструктор сайтов

Нельзя не упомянуть встроенный в систему конструктор сайтов, с помощью которого даже непосвященный в веб-разработку пользователь сможет сделать простой сайт. Сайт очень тесно интегрирован с бекендом системы, то есть если посетитель на сайте сделает заказ, то в продажах создаться Заказ продаж.

Примеры сайтов сделанных на ODOO: https://rybakavun.com.ua/ru/, https://metromart.ge/ka_GE/, https://a-zone.com.ua/. Более полный перечень по адресу: https://trends.builtwith.com/websitelist/Odoo

CRM

Отдел компании: Маркетинг, Продажи

Я уже писал про этот сегмент системы здесь.

В этом приложении лид берется в работу, обрабатывается, квалифицируется и если все хорошо – трансформируется в сделку (opportunity). Если же лид по какой-то причине отпадает – это фиксируется в системе.

Интеграции со сторонними сервисами

Наряду с CRM у компании возникает необходимость в функционале “Телефония”, ведь менеджерам же надо как-то контактировать с клиентами. В таком случае возникает необходимость в интеграции с каким-нибудь сервисом. С Odoo достаточно просто делать такие интеграции. Только в нашей компании делалась интеграция с Бинотелом и Некстелом.

Также возникает необходимость интеграции с сервисами отправки сообщений (смс, вайбер). Такие интеграции тоже несложные в реализации.

После того как лид квалифицирован и от него получена информация, что он хочет у нашей компании что-то купить он трансформируется в сделку. Сделка проходит по воронке продаж.

По мере такого прохождения в системе могут создаваться всякого рода активности и таким образом накапливается история общения с клиентом.

Если сделка успешная, то менеджер помечает ее выигранной и формирует Коммерческое предложение.

Продажи

Отдел компании: Продажи, Бухгалтерия, Склад

Заказы продаж

Теперь мы попадаем в приложение “Продажи”. Здесь тоже в основном работает отдел продаж, но на огонек уже может зайти бухгалтер и логист).  Почему? Потому что после подтверждения коммерческого предложения оно трансформируется в Заказ продаж, из которого автоматически создается черновик заявки на склад на отгрузку, а после отгрузки бухгалтер формирует расходную накладную.

Само коммерческое предложение как вы поняли формируется из сделки в CRM, но этот документ также может создаваться вручную, клиентом в своем личном кабинете либо приходит как заказ с сайта (и не важно этот сайт сделан на ODOO или на какой-нибудь другой платформе).

Прайс-листы

Отдельного внимания заслуживает функционал прайс-листов, который представляет собой целый комбайн по ценообразованию. На эту тему надо писать отдельную статью, настолько этот функционал функционален :). Прайс-листы можно назначать индивидуально на клиентов, на группу клиентов, страны, закреплять за конкретными сайтами. Сама цена по прайс-листу может основываться на цене по каталогу либо себестоимости и кроме того можно задавать формулы расчета и ограничивать размер надбавки

Точка продаж (POS)

Для компаний которые занимаются розничной торговлей (физические магазины) и ресторанным бизнесом в системе предусмотрен отдельный функционал под названием “Точка продаж“.

В этом сегменте системы уже реализована интеграция (для Украины) с РРО и ПРРО (Checkbox) и уже возможно в скором времени сама ODOO станет ПРРО без необходимости интеграции с третьими сервисами.

Сама точка продаж очень тесто интегрирована с бухгалтерским учетом. При проведении заказов со склада списывается проданный товар и отображается в учете продажа с движением денежных средств. По итогам продаж за период можно сформировать сводную налоговую накладную (для Украины).

Склад

Отдел компании: логистика, продажи, закупки, бухгалтерия

Odoo имеет мощную WMS-систему и как по мне этот один из сложнейших участков системы, который тесно связан с продажами, закупками, производством и бухгалтерией. Но в тоже время это вполне самостоятельный сегмент системы.

Система управления складом (англ. Warehouse Management System, аббр. WMS) — информационная система, обеспечивающая автоматизацию управления бизнес-процессами складской работы профильного предприятия.

Более детально про него вы можете прочитать здесь, а я пока просто перечислю основные моменты. Этот сегмент оперирует складами и местами хранений. Места хранения могут быть как физическими так и виртуальными. При перемещении запасов по складу всегда задействуется метод двойной логистической записи, то есть запас всегда откуда-то приходит (например от поставщиков) и куда-то уходит (например к покупателю). Если вы например делаете инвентаризацию складских остатков, то при отображении результатов инвентаризации будет задействоваться виртуальное место хранение “Потери при инвентаризации”. Результаты таких перемещений могут находить отображение в учете (а могут не не отображаться – это зависит от настроек системы).

Также в системе поддерживается партионный учет (ну путать с бухгалтерским партионным учетом который есть в 1С), на уровне партии может отслеживаться срок годности такой партии.

На уровне настроек склада можно задавать разные правила перемещений по складу, например можно сделать такую настройку, что при подтверждении заказа продаж в системе будет создаваться заказ на закупку или производственный заказ.

Закупки

Отдел компании: Закупки, Бухгалтерия

Теперь давайте зайдем с другой стороны.

Закупки являются важным процессом в любой компании и у некоторых компаний (особенно больших) процесс закупок еще тот квест. Закупки в ODOO – это отдельный сегмент системы со своим набором инструментов.

Основным документом в этом блоке у нас будет запрос цен (заказ на закупку). Он может создаваться несколькими способами: вручную, из заявки на тендер, из запроса на закупку, из заказа продаж или из правила мин-макс.

Отдельным инструментом выступают прайс-листы поставщиков.

После подтверждения запроса цен у нас появляется возможность сделать приход на склад и сформировать инвойс поставщика (документ который у нас сформирует задолженность перед поставщиком в системе).

Производство

Отдел компании: производство

Любая компания по своей сути является производственной. Что я здесь имею ввиду? Каждая компания производит какой-то продукт, и не важно материальный ли он или не очень (услуга). Если необходимо какие-то материальные активы преобразовать в другой материальный актив, то нам необходимо будет задействовать модуль производства.

Его использование несколько осложняет ведение учета. Ведь у нас кроме товаров появляются другие виды запасов (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), которые требуют своих правил учета.

Для того чтобы выполнить преобразование активов нам необходимо на производимый продукт создать спецификацию, в которой нужно указать, что нам нужно для производства этого продукта.

Основным документом для производства будет производственный заказ, который собственно и выполнит нужное нам преобразование.

Также можно задействовать технологические маршруты – в таком случае для выполнения производственного заказа нам нужно будет закрыть наряд-заказы.

Также присутствует функционал по отбраковке сырья и заказы на разборку (из одного актива получить несколько).

Базовое производство можно очень сильно прокачать и если будет необходимо интегрировать его со специальными решениями для планирования производства, например такими как frepple.

Бухгалтерский учет

Теперь мы подошли наверное к одному из самых важных сегментов системы (как на мой скромный взгляд) – бухгалтерскому учету. Я про него написал не одну статью и даже сложно сейчас порекомендовать какую-нибудь из них :) Ну пусть будет вот эта. Детально писать про учет сейчас я не буду, больно это тема необъятная :) Но несколько слов скажу.

Учет является языком бизнеса и правильное его ведение будет обеспечивать руководство информацией для принятия решений. ERP ODOO позволяет вести полноценный управленческий учет даже в самой базовой версии системы. К сожалению для ведения регламентированного учета в соответствии с национальным законодательством базовая система мало приспособлена. Как я уже писал уже в конце 2021 года появилось решение для Украины с описанием которого можно познакомиться здесь.

Если говорить очень кратко, то в ODOO есть мощная система учета, которая состоит из двух частей: бухгалтерской и аналитической.

Бухгалтерская представлена планом счетов и журналами. Бухгалтерская проводка в системе называется записью журнала, то есть при проведении любого документа, который должен быть отражен в учете создается запись журнала, которая всегда сбалансирована (оборот по дебету равен обороту по кредиту).

Аналитическая часть представлена аналитическими счетами, аналитическими тегами и бюджетированием. При отображении в учете какой-либо операции в качестве дополнительной аналитики мы можем указать сколь угодно много аналитических счетов или тегов (это такой себе отдаленный аналог субконто в 1С). Если вы используете аналитические счета, то вы можете воспользоваться стандартным инструментом бюджетирования

Среди серьёзных реализованных решений по регламентированному учету для Украины в этом сегменте можно выделить Заработную плату и Учет первого события по НДС.

Заинтересовала ERP ODOO? Вы можете запросить задать интересующий вас вопрос в контактной форме:

[contact-form-7 id=”5″ title=”Contact form 1″]

Кадры (HR)

Отдел компании: кадры, бухгалтерия

Управление персоналом наверное является одним из самых важных процессов в организации, которая задумывается о своем будущем. Ведь именно от того как выстроены процессы управления персоналом напрямую зависят результаты роботы компании.

HR директор (раньше его называли попроще — начальник отдела кадров) является одним из ключевых лиц в организации.  Наряду с финансовым директором  он является одним из ключевых специалистов в управлении затратами компании. У многих организаций затраты на оплату труда и прочие активности в отношении персонала являются львиной долей в структуре их затрат. Кроме того не стоит забывать про то во сколько обходится компании поиск персонала и его увольнение.

В виду такой важности этого блока в ODOO он представлен достаточно широко.

ERP ODOO предлагает своим пользователям полноценную Human Resource Management систему, которая позволяет автоматизировать практически любые процессы связанные с персоналом, а именно найма, отбора, привлечения персонала, обеспечения ориентации, обучения и развития, оценки их работы, определения вознаграждения и предоставления льгот, мотивации, поддержания надлежащих отношений с каждым членом команды и обеспечения безопасности работы за счет применения программ для HR и HR-аналитики.

Кроме того модуль HR тесно интегрирован с другими сегментами системы: проектами, продажами, закупками, финансами и учетом, что делает систему комплексной и покрывающей все процессы компании.

И давайте я перечислю основной функционал этого блока: учет сотрудников и их статусов, учет трудовых договоров, отдельное приложение для найма сотрудников (учет вакансий, воронка найма, учет резюме), учет прохождения медицинских осмотров, учет обучения сотрудников (кстати в ODOO есть отдельная полноценная LMS система), увольнения сотрудников, геймификации (целеполагание). Также есть отдельное решение по учету отгулов сотрудников и подаче сотрудниками заявок на компенсацию расходов.

Организационный уровень

Выше мы рассмотрели основные инструменты, которые используются на операционном уровне деятельности компании и которые призваны повышать операционную и функциональную эффективность.

Но существует еще уровень на котором принимаются решения, которые определяют направление развития компании и то как бизнес в целом будет функционировать. Если на этом уровне не организуется правильная работа по организации работы компании, то это существенно повышает риски неуспешности деятельности. Но это я что-то ушел в теорию. Давайте же посмотрим какие инструменты нам дает ODOO для организации этого направления.

Проекты

Отдел компании: все сотрудники

И начнем мы с проектов. На самом деле проекты могут использовать и на операционном уровне, особенно в тех компаниях которые занимаются оказанием услуг, но если смотреть глубже то деятельность любой компании по сути является одним большим проектом.

Итак, здесь нам доступны проекты и задачи. Проекты могут заводится как внешние (например нам нужно провести какое-нибудь мероприятие), так и внутренние (например разработать регламент работы отдела продаж).

В рамках конкретного проекта сотрудникам можно поставить конкретные задачи с определенным сроком выполнения.

На уровне задач мы можем зафиксировать плановое время на выполнение задачи и фактическое время (с помощью табелей учета рабочего времени).

Проекты очень тесно связаны с другими сегментами системы. Например когда мы создает карточку проекта под нее в учете автоматически создается аналитический счет на котором можно отражать доходы и расходы по этому проекту. Или табеля учета рабочего времени по проектам потом могут лечь в основу для начисления заработной платы.

Более детальней про возможности этого сегмента читайте здесь.

Активности

Отдел компании: все сотрудники

Применение функционала активностей в системе поражает и это наверное один из главных инструментов для планирования своего и чужого рабочего времени.

В повседневной работе мы обычно сталкиваемся с множеством задач с разными приоритетами: кому-то позвонить, кому-то написать, что-то не забыть сделать или с кем-то встретиться.

Все это требует высокой степени организаторских способностей и самодисциплины. Ничего нет хуже, чем рабочее место полное рукописных заметок и наклеек или бесконечная табличка в Екселе, которую сложно контролировать.

В ODOO это все вам поможет заменить активности, с помощью которых мы можем назначить различного рода задачи и отслеживать их выполнение.

Активности содержаться практически в любом объекте системы, а если их там нет их достаточно просто туда подключить (попросив помощи у разработчика).

Все активности назначенные на вас как пользователя системы вы можете увидев нажав соответствующую иконку в хедере системы,

после чего вы увидите какие активности на вас назначены, из каких объектов системы они были сделано и когда они должны быть сделаны. Если активность просрочена и не была сделана, она будет находится в статусе «Позже»

Само окно создания активности выглядит так:

Типы активностей вы можете редактировать и задавать для них настройки по умолчанию. Справочник типов активностей как правило находится в настройках CRM

При этом тип активности «Встреча» интегрирована с календарем сотрудника в системе, после создания такой активности — она появится в календаре, который в свою очередь может синхронизироваться с Гугл календарем.

Внутренние чаты

На сегодняшний момент без мессенджеров уже сложно обойтись. Бесконечные переписки, разные группы в скайпе, вайбере, телеграме, слаке. Только и успевай отвечать. Общение между сотрудниками можно перевести внутрь системы, причем начиная с 15 версии в системе уже есть встроенный аналог ZOOM по организации видео-звонков с возможностью расшаривания экрана.

А встроенная системы внутренних чатов в системе существует уже давно. Здесь вы можете создавать отдельные группы, как открытые, так и закрытые либо вести переписку с конкретным сотрудником.

Оргструктура

Если вы приняли решение внедрить у себя процессный подход и до этого момента вы не описывали свои процессы, то в таком случае лучше начинать отталкиваться от вашей организационной структуры.

Для построения системы процессов первоначально необходимо выстроить действующее управления, то есть порезать процессы в соответствии с реальными зонами ответственности руководителей и назначить их владельцами процессов. Это позволит не ломая существующую систему управления взглянуть на деятельность компании с новой стороны.

В ODOO уже есть инструмент для визуализации оргструктуры (это нестандартный функционал)

Отталкиваясь от оргструктуры можно начинать отстраивать процессы:

После того как процесс привязан к конкретному подразделению (человеку) его нужно описать и регламентировать и передать этот процесс сотруднику, после чего он становится ответственным за его результат.

Подытожим

Описать все возможности ODOO и вопросы которые можно решать с ее помощью в рамках одной статьи невозможно. Но надеюсь, что теперь у вас появилось понимание того, что система комплексная и может покрыть собой все процессы в компании, даже если по какой-то причине отсутствуют. Действительно ODOO может помочь вашему бизнесу расти, только надо осознать, что вам тоже придется проложить для этого некоторые усилия.

Источник: Блог консультанта

Share
Опубліковано
Buhgalter
Мітки: odoo

Recent Posts

Алгоритм дій щодо примусового стягнення боргів від Мін’юсту

Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…

27 хв. ago

Нові правила мобілізації: головні засади нового закону

Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…

5 днів ago

Чи треба проводити індексацію заробітної плати у квітні та травні 2024 року?

За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…

5 днів ago

Як вийти на закордонний ринок за допомогою онлайн реклами

Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…

5 днів ago

Заборгованість з єдиного внеску: ризики для працівника та роботодавця

Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…

1 тиждень ago

Як подати заяву на реєстрацію шлюбу через Дію?

Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…

1 тиждень ago