Це цікаво

Индустриальная волна: как появились массовое образование и линейное время

Многие явления и феномены индустриального общества, такие как массовое образование, нуклеарная семья или урбанизация, кажутся нам сейчас привычными и безусловно полезными. Элвин Тоффлер в своей книге «Третья волна» показывает их истинную природу и порою чисто функциональное назначение. Мы выбрали 5 феноменов индустриальной цивилизации, о причинах возникновения которых мы даже не подозревали.

Признанный американский футуролог Элвин Тоффлер считал, что медленно и эволюционно вызревающие технические изменения служат причинами для глубинных потрясений. В определенный момент они обрушиваются на людей и ввязывают их в необратимый процесс реформирования мировой инфраструктуры. При этом агенты предыдущей, затихающей волны активно препятствуют новшествам, пытаясь подавить инакомыслящих и вступая с ними в кровавые, драматичные конфликты. Но шум перемен невозможно заглушить — весь мир оказывается вовлечен в столкновение двух волн, где, как правило, побеждают проводники новых ценностей и технологий.

В своей книге «Третья волна» Тоффлер поделил всю историю человечества на три явно обозримых волны: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Вторая индустриальная волна началась на стыке XVII и XVIII веков. Окончательная победа индустриальной цивилизации состоялась примерно в 1955 году — именно в этом десятилетии количество американских белых воротничков и работников сферы обслуживания превысило количество синих воротничков. Конторских служащих стало больше, чем рабочих на производстве или в аграрном секторе. Весь мир преобразился и был вовлечен в новую систему производства и распределения материальных и культурных благ.

Многие изменения, которые привнесла вторая волна, сейчас кажутся нам настолько привычными и незаметными, что большинство людей даже не подозревает об их изначальной природе. Непререкаемая полезность, удобство или исторический контекст настолько сильно закрепились за ними в сознании людей, что жители индустриальной цивилизации позабыли о прагматичных и порою изощренных интересах индустриализаторов, которые инициировали эти начинания.

Массовое образование

Первые владельцы шахт, заводов и фабрик в Англии обнаружили, что абсолютное большинство рабочих — бывших крестьян и ремесленников — совершенно невозможно приучить к пунктуальности, послушанию и выполнению тяжелой, однообразной работы перед станком или за конторским столом. Они оказались недостаточно приспособлены к работе в условиях индустриальной революции. Если бы всех этих людей можно было подготовить к изнурительному и монотонному труду еще в детском возрасте, то наполнение мануфактур пошло бы куда эффективнее.

Тогда было создано массовое образование, построенное по фабричной модели и включавшее в себя основы чтения, письма и арифметики, немного истории и других предметов. Это был «явный учебный план». Однако под ним находился невидимый, или «скрытый учебный план», который был куда более основательным. Он был направлен на приучение к беспрекословному выполнению указаний, однообразному выполнению заданий и привычке все делать в строгой привязке к времени. Детей звали на урок ударами колокола, который вторил заводскому гудку на линиях сборки из их будущей взрослой жизни. «Фабрики знаний» выпускали унифицированную рабочую силу, не ставившую под сомнение авторитет руководителя и подготовленную к изнурительному труду.

С тех пор образование претерпело масштабные изменения и обогатилось множеством различных профессий, которые требуются на современном рынке труда. Но именно сейчас массовое образование все активнее критикуется исследователями и самими участниками образовательного процесса. Делаются попытки его реформирования, часто связанные с составлением индивидуальной программы для учащегося и не подавления, а фокусирования на его персональных талантах и способностях.

Линейное время

Концепция непрерывного, линейного времени настолько сильно укрепилось в нашей жизни, что мысль о том, что относительно недавно могла существовать какая-либо другая концепция времени, кажется абсурдной. Тем не менее в доиндустриальную эпоху время часто представлялось в виде круга, а не прямой линии. У майя, буддистов и индусов время было круговым и вечно повторяющимся, история повторялась нескончаемо, и даже жизни могли повторяться через реинкарнацию. Вселенная находилась в постоянном движении внутри себя. Человек видел, как каждый год природа умирает и совершенно обессиленная затихает под зимним снегом, чтобы затем вновь возродиться в цвете своего былого великолепия. Он осознавал себя частью природы и тоже надеялся, что после смерти сможет возродиться, стать чем-то новым и прекрасным. Угасание жизни казалось неотвратимым и естественным процессом.

Концепция цикличного времени, которая нашла свое воплощение в индуистском понятии кальпы и встречается в трудах у Платона и Аристотеля, главенствовала в доиндустриальной Европе. До тех пор пока власть была сконцентрирована в земельных владениях, время ощущалось в изобилии и было связано с неизменным циклом земледелия. Но индустриализаторы, заинтересованные в синхронной и предсказуемой работе временной системы, продавили идею линейного времени. Им нужно было, чтобы рабочие приходили и уходили, работали и отдыхали «по гудку». Множество предприятий, зависящих друг от друга и интегрированных в единую производственную деятельность, должны были работать синхронно, чтобы избежать дефицита комплектующих или услуг. Повсеместное распространение получили наручные часы, миллиарды людей начали жить одинаковыми временными периодами, а разделение планеты на часовые пояса подготовило мировые экономики для включения в единый, глобальный производственный процесс.

Нуклеарная семья

В аграрную эпоху большая семья работала на своей собственной земле как самостоятельная производственная единица. Она производила достаточно благ, чтобы прокормиться и обеспечить излишками тоталитарного правителя — короля, епископа или боярина, которые осуществляли контроль над территорией. Обычно в большую семью входило несколько поколений родственников, которые жили под одной крышей, заботились о своих стариках и немощных, вместе боролись за выживание. Такая семья была малоподвижной — она уходила корнями в землю.

С приходом индустриализации большая семья начала распадаться под действием конфликтов, сломом патриархальных установок, изменением отношений к собственности и возрастному авторитету. Средства на пропитание теперь добывались трудом на заводах и фабриках, происходило отделение семейной жизни от трудовой. Социальные функции, бывшие когда-то в компетенции домочадцев (воспитание детей, лечение больных, забота о стариках), теперь были отданы на откуп специальным институтам: школам, больницам и богадельням. Соответственно менялись и ценностные ориентации. Семья должна была стать мобильной, готовой к трудовой миграции или банальному переезду. Перегруженная престарелыми родственниками, больными и увечными, а также большим количеством детей, большая семья была чем угодно, но только не мобильной ячейкой.

Постепенно произошел распад большой семьи, она разбилась, стала нуклеарной, то есть малой, состоящей из отца, матери и нескольких детей. Именно такая семья соответствовала вызовам времени, встраивалась в производственную систему и охотно вовлекалась в массовое потребление, которое стимулировалось правительствами во главе с индустриализаторами.

Рынок искусства

С приходом второй волны принципы фабричного производства повлияли и на сферу искусства. Ранее музыканты, художники, писатели искали себе покровителей и стремились к ним прикрепиться. Они работали на знать, церковь или королевские семьи. В новых условиях благополучие творческих людей во многом зависело от условий рынка и принятия широкой публикой. Работники сферы искусства начали ориентироваться на анонимного покупателя, с которым даже не были знакомы, а их творения стали выставляться в салонах, как и любые другие товары вроде одежды или техники. Это изменило саму структуру артистической деятельности

Один из ярких примеров — реформация оркестра. С приходом второй волны по всей Европе начали открываться концертные залы. Появились импресарио — профессионалы, которые устраивали концерты, финансировали создание музыки и через театральные кассы продавали билеты заинтересованным потребителям. Успех оркестра начал измеряться с помощью количественных характеристик — подсчетом занятых мест и заработанных денег. Соответственно, количество мест в зале начало увеличиваться. Чтобы охватить весь концертный зал, требовалась большая сила звука — в оркестр стали добавлять все новые и новые инструменты. Произошел сдвиг от камерных к симфоническим формам.

Во внутренней структуре оркестра также укоренились некоторые принципы фабричного производства. Раньше труппой руководил один из музыкантов, теперь же для этого понадобился специальный менеджер — дирижер, который не играл, а занимался исключительно руководством музыкантов. Оркестр был разделен на инструментальные группы, каждая из которых, наподобие разных цехов одного предприятия, вносила свой вклад в конечный продукт — музыкальное произведение. Исполненную музыку можно было растиражировать на компакт-дисках и охватить еще большую часть музыкального рынка. Таким образом становилась музыкальная фабрика.

Эпидемия кризиса личности

Перед современным человеком простирается линия времени, которая безвозвратно стремится к его физической смерти. С самого начала своей жизни он попадает в систему негибких социальных институтов, которые часто подавляют его врожденные таланты и способности, чтобы обтесать и приучить к труду и послушанию. Индивидуум заканчивает один этап и подступает к следующему, уже предугадывая, что ждет его в ближайшем будущем. Часто шаг в сторону от этой цепочки событий кажется невозможным. Жизнь большинства людей оказывается предопределена заранее, и далеко не у всех получается направлять ее в желаемое русло.

Чувствуя поступь смерти, живя в эпоху, когда религиозные догматы подвергаются невиданному ранее скепсису, люди устремляются в групповую психотерапию, мистицизм или сексуальные игры, записываются на прием к психологам, пытаются немного ослабить давление неотвратимости их судьбы при помощи наркотиков и алкоголя. Они ищут комфортную ролевую модель, становясь приверженцами субкультур, проглатывая кинофильмы, пьесы, романы и книги по психологии, которые выходят на рынок растиражированными миллионами копий, словно фабричные изделия. При этом, не считаясь с логикой спроса и предложения, миллионы требуют не просто работы, но работы творческой, психологически наполненной или социально ответственной. Жители крупных городов, встроенные в глобальную систему индустриального производства, не только пользуются ее благами, но и испытывают мощнейшие кризисы, которые являются производными от этой системы. В то же время сама индустриальная цивилизация начинает сбоить и перестраиваться под напором уже побеждающей третьей волны — постиндустриальной цивилизации, которая уже сейчас эволюционным путем постепенно преобразует мир вокруг нас.

Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Алгоритм дій щодо примусового стягнення боргів від Мін’юсту

Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…

2 тижні ago

Нові правила мобілізації: головні засади нового закону

Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…

3 тижні ago

Чи треба проводити індексацію заробітної плати у квітні та травні 2024 року?

За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…

3 тижні ago

Як вийти на закордонний ринок за допомогою онлайн реклами

Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…

3 тижні ago

Заборгованість з єдиного внеску: ризики для працівника та роботодавця

Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…

3 тижні ago

Як подати заяву на реєстрацію шлюбу через Дію?

Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…

3 тижні ago