Комментируемым приказом Минфин внес изменения сразу в три нормативных документа:Инструкцию по бухучету НДС, утвержденную приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141 (далее —Инструкция № 141), П(С)БУ 22 «Влияние инфляции» иНП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». Давайте пробежимся по этим изменениям и посмотрим, чего от них ожидать бухгалтеру.

1. Несколько корректировок внесено в Инструкцию № 141. Самая важная и спорная из них «поселилась» в п. 1.3 этого документа. Минфин настойчиво утверждает, что корреспонденцией

Дт 949 — Кт 641/НДС сумму налоговых обязательств отражают в случае использования ранее приобретенных материальных ценностей (кроме основных средств), работ и услуг в нехозяйственных операциях, операциях, не являющихся объектом налогообложения, и тех, которые освобождены от налогообложения. То есть, сумму «компенсационных» налоговых обязательств по основным средствам (ОС), которые перестали использовать в хоздеятельности или объектных операциях, сдолжно направлять на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств.

Разве это справедливо? Ведь П(С)БУ 7 «Основные средства» оговаривает изменения стоимости ОС в четко оговоренных случаях, а именно:

  • при переоценках,
  • улучшениях,
  • уменьшении/восстановлении полезности,
  • частичной ликвидации.

В остальных случаях трогать стоимость стандарт не разрешает. Именно поэтому мы по-прежнему рекомендуем во всех перечисленных случаях доначислять «компенсационные» обязательства «по старинке»: через увеличение расходов (Дт 949 — Кт 641/НДС).

Кроме того, изменили абзац второй п. 9 Инструкции № 141. Теперь вывод документа: в случае использования в хоздеятельности товаров/услуг, ОС, приобретенных за счет целевого финансирования, «компенсационные» обязательства по НДС проводкой Дт 48 — Кт 641/НДС не начисляют.

2.Самые важные коррективы внесены в П(С)БУ 22. Теперь  предусмотрены новые основания для проведения «инфляционной» корректировки финансовой отчетности. Итак, согласно новой редакции п. 4 П(С)БУ 22 показатели годовой финотчетности предприятия подлежат корректировке с применением коэффициента корректировки при наличии в экономической среде, в частности, таких специфических факторов:

— подавляющее большинство населения хранит свои сбережения в форме немонетарных активов или в относительно стабильной инвалюте;

— продажа и приобретение активов на условиях отсрочки платежа осуществляются по ценам, компенсирующим ожидаемые потери покупательной способности денег в течение периода отсрочки платежа;

— процентные ставки, заработная плата и цены индексируются согласно индексу цен;

— достижение значения кумулятивного прироста инфляции 100 % и более.

вывод документа: Национальные критерии проведения «инфляционной» корректировки приведены в соответствие с критериями из § 3 МСБУ 29, которым руководствуются предприятия, составляющие финотчетность по МСФО

Что же это нам дает? Теперь у предприятий больше возможностей для «маневра» при принятии решения «пересчитывать/не пересчитывать» финотчетность в связи с гиперинфляцией. Ведь, кроме количественного показателя кумулятивного прироста инфляции в размере 100 %, теперь в расчет можно принимать и другие качественные показатели экономической ситуации в стране, которые также могли бы оказать влияние на необходимость пересчета.

Для сравнения: ныне действующая редакция п. 4 П(С)БУ 22 предусматривает только один критерий: перерасчет финотчетности нужно проводить, если кумулятивный прирост инфляции за три последних года достиг 90 % и более. По итогам 2014 — 2016 гг. этот показатель превысил предельное значение и составил 101,2 %. Поэтому формально предприятия, которые обязаны обнародовать финансовую отчетность и которые при составлении финотчетности руководствуются требованиями П(С)БУ 22должны были корректировать годовую финотчетность за 2016 год с применением коэффициента корректировки, установленного этим Положением.

Сегодня же финотчетность давно составлена и подана в органы статистики и налоговикам. Да и оснований для корректировки уже поданной отчетности, с учетом даты вступления в силу приказа № 241, нет никаких.

3. Минфин чуть подкорректировал п.п. 4.6 НП(С)БУ 1. Теперь среди прочей информации, которую предприятие предоставляет о себе в финансовой отчетности или в примечаниях к ней, нужно указывать, чем оно руководствуется при составлении отчетности: международными или национальными стандартами финансовой отчетности.

В завершение заметим, что комментируемый приказ вступает в силу со дня его официального опубликования (планируется в бюллетене «Офіційний вісник України» № 21 от 14.03.2017 г.).

Share
Опубліковано
Sunny-J

Recent Posts

Алгоритм дій щодо примусового стягнення боргів від Мін’юсту

Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…

2 тижні ago

Нові правила мобілізації: головні засади нового закону

Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…

3 тижні ago

Чи треба проводити індексацію заробітної плати у квітні та травні 2024 року?

За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…

3 тижні ago

Як вийти на закордонний ринок за допомогою онлайн реклами

Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…

3 тижні ago

Заборгованість з єдиного внеску: ризики для працівника та роботодавця

Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…

3 тижні ago

Як подати заяву на реєстрацію шлюбу через Дію?

Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…

3 тижні ago