Весной 2017 года на экраны вышел американский мультфильм «Босс-молокосос» про младенца в деловом костюме, который эксплуатирует родителей и во всём видит бизнес-задачу. Он не настоящий младенец, а сотрудник компании по производству грудных детей. Не бизнесмен, всего лишь топ-менеджер, который мечтает стать «генеральным младенцем» компании. В этом герое авторы мультфильма воплотили все стереотипы о бизнес-лидерах: он чёрств, прагматичен и сыплет «лидерскими» цитатами: «Нет результатов — нет печенья», «Знаешь, кто ещё носит подгузники? Астронавты и пилоты НАСА, вот кто. Всё ради продуктивности».
За «лидерским» поведением младенца-босса скрывается несчастная судьба — у него не было родителей, и он не знает, что такое любовь. Добившись должности генерального младенца, он осознаёт, что несчастлив, и хочет стать обычным ребёнком. Бизнес противопоставляется семейным ценностям, и любовь побеждает.
В мультфильме есть и взрослый злодей, такой, которого уже не исправишь, — Фрэнсис Фрэнсис. Он — настоящий бизнесмен, владелец компании по созданию щенков. Раньше Фрэнсис тоже работал над производством грудных детей и дослужился до генерального младенца. Но потом ему пришлось уйти, он обозлился на весь мир и создал компанию-конкурента. Любому зрителю ясно, что Фрэнсис — это будущее, которое могло бы ждать главного героя, если бы он не отказался от бизнеса в пользу семьи.
«Работай головой, а не руками», — вечно говорит самый известный мультяшный бизнесмен Скрудж МакДак. Но сам он когда-то начал зарабатывать деньги именно ручным трудом. В детстве он жил в Глазго и чистил прохожим ботинки. Однажды ему пришлось чистить особенно грязные сапоги, но за тяжёлый труд ему заплатили не шотландской, а американской монетой, которая была абсолютно бесполезна. Тогда Скрудж решил, что больше не даст себя в обиду, станет «умнее всех умных и твёрже всех твёрдых» и разбогатеет. Скрудж переехал в США сколотил состояние на горной промышленности — в 2013 году Forbes оценил золотые запасы утки-предпринимателя в $65,4 млрд. Впрочем, по мнению Карла Баркса — художника, который придумал Скруджа МакДака, состояние героя куда больше, а именно «один мультиплижиллион девять обскватуматиллионов шестьсот двадцать три доллара шестьдесят два цента».
Когда Скрудж МакДак только появился во вселенной Диснея, он был немощным и одиноким стариком, чёрствым скрягой, который отказывался жертвовать деньги нищим, потому что «они того не стоят». В комиксе Christmas on Bear Mountain Скрудж ведёт себя как настоящий мизантроп: «Я сижу один на этой груде хлама и жду, когда Рождество пройдёт. Это глупое время, когда все любят всех. Проклятье! Я — другой! Меня все ненавидят, и я всех ненавижу!». И только потом, познакомившись со своими племянниками Вилли, Билли и Дилли, Скрудж становится мягче и добрее, постепенно превращаясь из бизнесмена-злодея в чудаковатого и скупого, но всё-таки доброго дядюшку.
Один из прототипов Скруджа МакДака — Эбинейзер Скрудж, герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, по которой сняли много мультфильмов и кино. Скрудж у Диккенса — владелец кредитной конторы, он презирает бедность и ненавидит Рождество, ведь это день, когда люди занимаются бессмыслицей — пируют и веселятся вместо того, чтобы зарабатывать деньги. К нему раз за разом обращаются за помощью бедняки, но он брезгливо отказывает им. Однажды в Сочельник, когда Скрудж один возвращается в свой мрачный и холодный дом, ему являются призраки. Один из них переносит героя в прошлое, и мы узнаём, почему он стал чёрствым скрягой, — в детстве Скруджа не забирали из школы на Рождество, и он оставался совсем один.
В 1997 году профессор экономики Джеральд Гаус написал статью «Как важно заниматься своим делом», посвящённую Эбинейзеру Скруджу. Гаус пытается реабилитировать героя, утверждая, что он — воплощение очень важной добродетели — умения не лезть не в своё дело. Скрудж мог бы стать отличным жителем либерального общества, где люди не думают, что чужая жизнь их касается, — они спокойно живут так, как хочется им, и не вмешиваются в чужие дела, одновременно и не посягая на чужую свободу. Но «Рождественскую песнь» читают и смотрят обычно в детстве — в том возрасте, когда люди обычно не задумываются о либеральных идеях. Скрудж — успешный бизнесмен, который никому не мешает жить, — изображён противным и одиноким стариком, и именно таким он запоминается на всю жизнь.
Ещё один неоднозначный предприниматель из детской массовой культуры — Вилли Вонка, владелец шоколадной фабрики из сказки Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» и одноимённого фильма. В 2007 году Forbes оценил компанию Wonka Industries в $21 млрд и поставил её на 15-е место в списке самых богатых вымышленных компаний.
Как и другие выдуманные бизнесмены, Вонка мизантроп и одиночка — ни жены, ни детей. Он презирает семейные ценности, ненавидит слово «родители» и считает, что семья — худшее, что может случиться с человеком. «Кондитер должен летать в одиночестве. Следовать за мечтой, несмотря ни на что. У меня нет семьи, и я процветаю», — говорит он. Вонка предлагает мальчику Чарли унаследовать его бизнес, но только если он переедет на фабрику один, без семьи. Чарли, узнав об условиях, удивляется: «Значит, я больше никогда не увижу своих родных?», и Вилли Вонка отвечает: «Да! Считай это удачей».
Скоро оказывается, что Вилли Вонка тоже жертва детской травмы: его отец был стоматологом и запрещал сыну есть сладости — он сжигал их в камине. Однажды одна шоколадная конфета уцелела, и Вилли её попробовал. Тут он понял, чего всю жизнь лишался, решил стать великим производителем шоколада и сбежал из дома.
Чарли — потенциальный наследник бизнеса Вилли Вонки — помогает предпринимателю помириться с отцом, и шоколадный магнат разрешает мальчику переехать на фабрику вместе с семьёй.
«Семья. Религия. Дружба. Вот три демона, которых нужно побороть, чтобы преуспеть в бизнесе», — говорит Чарльз Монтгомери Бёрнс, бизнесмен-злодей из мультсериала «Симпсоны», владелец атомной электростанции. Также он владеет тюрьмой, концертным залом, домом оперы, казино, отелем и многими другими предприятиями. В 2013 году Forbes оценил состояние бизнесмена в $1,5 млрд, а в 2008 году его поместье оказалось в рейтинге самых дорогих вымышленных домов — его стоимость оценили в $127 млн.
В отличие от большинства бездушных бизнесменов из западных мультфильмов и сказок, мистер Бёрнс не был несчастным ребёнком и не получал психологических травм. Родственники мистера Бёрнса были владельцами «атомной мельницы» и нещадно эксплуатировали дешёвую рабочую силу — однажды рабочего замуровали заживо за мелкую кражу. Глядя на всё это, мистер Бёрнс с детства научился использовать чужой труд и жестоко относиться к подчинённым. Но даже в нём иногда просыпается что-то человеческое: он скучает по плюшевому медвежонку Бобо, с которым играл в детстве. Ещё, когда один из подчинённых мистера Бёрнса пожертвовал собой, чтобы остановить ядерный кризис на предприятии, бизнесмен усыновил и воспитал его сына — мистера Смитерса.
Тем не менее все жители вымышленного города Спрингфилда ненавидят мистера Бёрнса — он натравливает на людей гончих собак, портит экологию, пренебрегает техникой безопасности на предприятии и забывает имена подчинённых. Мало кто вспоминает, что благодаря предприятию мистера Бёрнса в городе есть электричество, а у большинства жителей Спрингфилда есть работа и зарплата.
Если в западной культуре даже у самых жадных и чёрствых бизнесменов есть человеческое лицо, то в русскоязычных сказках бизнесменов очень мало, их характеры куда более скверные, и, как правило, мы ничего не знаем об их прошлом.
Один из самых злобных выдуманных бизнесменов — господин Спрутс из «Незнайки на Луне». Этот роман-сказку Николай Носов написал в 1965 году, и мир подлунных коротышек в нём — пародия на капитализм (который, впрочем, оказался больше похож на российский «дикий» капитализм 1990-х). Обществом на Луне правят богачи, которых беспрекословно слушаются полицейские. С конкурентами борются криминальными методами, а богатые предприниматели (как правило, монополисты) контролируют прессу и получают откаты.
Главный богач среди лунных коротышек — господин Спрутс, хозяин фабрики по производству тканей. Также ему принадлежат около тридцати сахарных заводов и несколько огромных земельных участков. Его состояние исчисляется в миллиард фертингов. Господин Спрутс уродлив и смешон, но над ним никто не смеётся, потому что все его собеседники думают исключительно о его богатстве.
«Дети плачут, а родители платят», — говорила госпожа Беладонна из советского мультсериала «Приключения поросёнка Фунтика». Вообще-то предпринимателей в этом мультфильме двое, если считать бизнесменом дядюшку Мокуса — хозяина странствующего цирка. Но он добр и бескорыстен, и поэтому бродит по свету «с карамелькой за щекою», его вряд ли можно назвать обеспеченным человеком. А вот госпожа Беладонна любит шикарно одеваться и постоянно носит платья с меховым воротником. Она — владелица магазина «Слеза ребёнка» и нещадная эксплуататорша поросёнка Фунтика. В угоду Беладонне он обманывал детей: поросёнок рассказывал жалобную сказку про трёх поросят и просил денег на новые домики для них. Все деньги, вырученные Фунтиком, Беладонна забирала себе. В целом поросёнок обманул «11 мальчиков, 15 девочек и одного очень доброго старичка».
Как и полагается успешному предпринимателю из детской массовой культуры, госпожа Беладонна живёт без семьи и друзей, она ценит только деньги. «Мне было бы так одиноко без моего миллиона», — говорит она. В конце концов Фунтик разоблачает Беладонну на глазах у всего города, и она понимает, что разорена. В отличие от предпринимателей из западных сказок, которые, пусть и чёрствые сухари, но занимаются законным бизнесом, госпожа Беладонна — мошенница, которая не только владеет магазином, но и использует жульническую схему.
Как и другие предприниматели из русскоязычных сказок и мультфильмов, Карабас Барабас очень загадочен. Читатели ничего не знают ни о его прошлом, ни о том, как у него появился кукольный театр. Известно лишь, что все актёры в нём — куклы, зарплаты они, скорее всего, не получают, а билет на представление в этом театре стоит четыре сольдо. Актёры фактически находятся в рабстве у Карабаса Барабаса, и он заставляет их работать, угрожая плёткой. Однажды он поёт песню: «Погрожу лишь плёткой — мой народец кроткий песни распевает, денежки сбирает в мой большой карман». В перерывах между представлениями куклы висят в кладовке на гвоздях.
В конце сказки Барабас остаётся сидеть один в луже, а его куклы вместе с Буратино открывают свой кукольный театр и переманивают всех зрителей. Правда, билеты в этом театре, судя по всему, раздают бесплатно, и как такового владельца в нём нет — там работает система самоуправления. Но в детстве мало кто задумывается о том, что такой театр обречён на провал, а куклы-актёры — на вечный голод.
Если у западных сказочных предпринимателей есть хоть какие-то шансы на спасение, и они становятся добрее, когда обретают любовь и семью, то в русскоязычных сказках они безнадёжные злодеи. «В западной культуре другое отношение к богатству, — говорит культуролог Наталья Зверева. — Там популярен образ человека, который “сам себя сделал” и заработал деньги честным трудом. Даже если это не положительный образ, то он по крайней мере не бездушен. Его хотя бы иногда бывает жалко. У нас к таким персонажам жалости нет — они даже нарисованы так, что их невозможно пожалеть. И богатство своё они получают обычно нечестным путём».
Авторы исследования «Образ бизнесмена в русской и англосаксонской культурных традициях» — О. С. Шурупова, Г. И. Коротина и другие — пишут, что ещё в классической русской литературе образ дельца ассоциировался с нечестно заработанным богатством: Чичиков из «Мёртвых душ», купцы из пьес Островского — все они то и дело нарушают общепринятые моральные нормы. Но и в англоязычной культуре, как отмечают авторы, лучший способ для бизнесмена стать «хорошим» — осознать, что семья и друзья важнее денег, и сделать выбор в пользу добра и альтруизма. И если во «взрослой» культуре образ бизнесмена постепенно меняется — успешные предприниматели вовсю выпускают книги с историями успеха и дают мотивирующие интервью, то в детской культуре бизнес — это по-прежнему выбор между добром и деньгами.
Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…
Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…
За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…
Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…
Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…
Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…