Идея прикрыть “спящие ФОПы” ударит не только по эпизодическим предпринимателям, но и по госбюджету – причем сразу с двух сторон.
Начнем с того, что именно произошло: физлицам-предпринимателям, работающим на 2 и 3 группах упрощенной системы налогообложения велено платить ЕСВ (единый социальный взнос) в размере не менее 22% минимальной зарплаты (3200 грн), то есть 704 грн – даже если они не ведут хозяйственной деятельности. То есть 2112 гривен за квартал. Да-да, все верно – если не успел “самоликвидироваться” к 31 декабря, платить придется ЕСВ за весь квартал(3*704 грн), таковы нормы закона о ЕСВ. Первая группа будет платить половину этой суммы.
Есть льготы – если предприниматель получает пенсию по возрасту или является инвалидом. Такие “единоналожники” имеют право ЕСВ за месяцы простоя не платить. И тем ценнее будут их ФОПы. Чуть ниже – станет понятно, почему.
Естественно, народ после 6 декабря, когда был проголосован соответствующий закон, ломанулся закрывать свои временно неработающие ФОПы.
Что сейчас происходит у госрегистраторов и в налоговых? Ад, треш, порно, зоофилия – почти повсюду. Есть приятные исключения вроде возможности сдать заявку на ликвидацию онлайн и сняться с налогового учета без особых нервотрепок. Но есть и места, где ликвидировать ФОП без диких очередей можно только при посредничестве БТИ (они “помогают” госрегистраторам) или вообще частных юридических контор.
Промежуточный итог – самоликвидироваться до 1 января успеют далеко не все. Точнее – успели далеко не все.
Почему так случилось? Потому что имели место грубейшие нарушения процедуры введения в действие подписанного Петром Порошенко закона “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України” 1774-VIII от 06.12.2016, ранее известного как законопроект 5130 от 15.09.2016.
Он был подписан 27 декабря 2016 года. То есть за 4 дня до вступления в силу. Согласно Налоговому кодексу все налоговые изменения должны приниматься не позднее чем за 6 месяцев до начала соответствующего бюджетного года, в котором они начинают действовать. Эта норма украинского законодательства является неработающей уже много лет – практически, с момента ее принятия.
Я с нетерпением ожидаю, когда же наконец украинские налогоплательщики завалят суды исками к нашей державе по поводу ситуаций вроде этой истории с внезапным “обилечиванием” неработающих ФОПов. Причем с требованием возместить ущербы, в том числе – моральный. Я очень хочу посмотреть, как после отлупа, который предприниматели непременно получат в самых справедливых украинских судах, они начнут толпами подавать иски в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека), чтобы отсудить у украинского государства по 10-20 тысяч евро на душу. Да, мне жалко бюджетных денег (это деньги налогоплательщиков, в том числе – мои), но иначе чем через карман, до государства не доходит.
Ну а теперь о причинах и следствиях “операции 704”. Затеяно это было по причине того, что в Пенсионном фонде сохраняется дыра. Не 150 млрд грн, как пытался всех нас в своем выступлении ввести в заблуждение премьер-министр, но несколько десятков миллиардов гривен – точно. Заниматься верификацией (проверкой обоснованности выплаты пенсий, а особенно – сверхвысоких) нашему Минфину и Минсоцзащиты – неинтересно. Перекрывать каналы выплат “мертвым душам”, “псевдочернобыльцам” и другим детям лейтенанта Розенко – тоже. То есть посягнуть на банальное растаскивание Пенсионного фонда не рискнули, решили больше получить с самозанятых лиц – то есть с ФОПов 2 и 3 групп.
К слову, если ФОП работает – он платил ЕСВ и раньше, но если у него случался перерыв в работе (и предпринимательских доходах), он не платил. У нас в стране приблизительно полтора миллиона ФОПов. Большинство из них – именно 2 и 3 группа, так как именно на этих группах без проблем можно браться за подряды от более крупного бизнеса, муниципалитетов, обычных потребителей-физлиц. Значительная часть 2 и 3 группы не работает постоянно в режиме «предприниматель», такие люди постоянно работают по найму, а по мере появления заказов/подрядов – пользовались своим ФОПом и соответствующими банковскими счетами для получения оплаты. Или работали за наличные, но платили единый налог и ЕСВ в те месяцы, когда есть заказы/работа/продажи.
Тем самым они повышали “белый” ВВП, вносили свою лепту в дело легализации экономики. Нередко такие ФОПы не имели постоянной работы по найму, а просто занимались сезонными работами/подрядами/торговлей/сервисом. И платили в бюджет только в свои рабочие сезоны.
И кому это все мешало? “Имеете на жизнь – имеете и заплатить ЕСВ по 704 грн”, – высокомерно поучает все ФОПы Украины высокопоставленный чиновник. У меня для него плохие новости: в предыдущий раз, когда Мария-Антуанетта советовала оставшимся без хлеба парижанам кушать пирожные, это для нее закончилось встречей с агрегатом им. д-ра Гильотена. У нас нынче времена куда более гуманные, но для политика ненависть избирателей будет похлеще гильотины.
А если совсем серьезно, то в удаленных от столицы регионах 704 грн в месяц – это примерно пятая-шестая часть среднего там дохода у работающего лица. То есть – ощутимо. Особенно в те месяцы, когда предпринимательского дохода нет. Еще раз повторю – удар пришелся не по мелким торговцам, которые имеют какой-никакой регулярный доход, не по владельцам мелких сервисных бизнесов вроде шиномонтажа, ремонтной мастерской, ремонтно-строительных бригад, а именно по тем, кто время от времени что-то там легально зарабатывал. То есть по самозанятым лицам, которых в Украине не менее миллиона. И по членам их семей – которых в Украине не менее 2,5-3 миллионов. То есть наше прозорливое правительство шандарахнуло как минимум по 10% избирателей, примерно по половине отечественного среднего класса, если таковым себя они могут называть.
Теперь – о последствиях. Те ФОПы, кто является пенсионерами и инвалидами, станут высоко цениться соседями – на их счета можно будет эпизодически принимать суммы за выполненные работы.
И, конечно, станет намного шире практика работы “вчерную”. Потому что если раньше проще и спокойнее было иметь ФОП и время от времени платить все налоги, то теперь становится интереснее не платить никогда. То есть роста доходов ПФУ и детенизации не произойдет – о чем предупреждали в экспертном заключении к закону, которое подготовило соответствующее управление Верховной Рады перед рассмотрением данного законопроекта депутатами.
Ликвидация ФОПа дает ликвидировавшему право при потере наемной работы прийти в центр занятости и потребовать себе пособие по безработице – привет соответствующему Фонду и госбюджету, расходы у них вырастут.
Также ликвидация ФОПа дает мелкому предпринимателю возможность обратиться за субсидией на оплату услуг ЖКХ – и снова рост расходов госбюджета.
В общем, непродуманный закон – что попытка вытащить тарелку из-под низа высокой стопки посуды – много осколков, грохота и никакого профита.
Александр Крамаренко,
главред журнала “Деньги.Ua”
Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…
Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…
За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…
Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…
Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…
Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…