Финансовая помощь – широко распространенный вид расчетов. Как правило, к данному инструменту обращаются юридические лица, которым необходимо срочное пополнение оборотных средств. Однако нередки случаи предоставления помощи и физическим лицам (сотрудникам, учредителям) со стороны предприятий. В любом случае, перед фактическим перечислением средств в качестве финансовой помощи, нужно определить ее вид и заключить соответствующий договор.
Исходя из содержания операции и последующих обязательств сторон, финансовая помощь делится на два вида: возвратную и безвозвратную. В Гражданском кодексе Украины отсутствуют прямые требования к договорам о предоставлении финансовой помощи. На практике, в таких ситуациях за основу берут довольно схожие по своей экономической и юридической сути договоры ссуды (когда речь идет о возвратной помощи) и дарения (в случае предоставления безвозвратной помощи).
Каким же образом операции по предоставлению и получению разных видов финансовой помощи влияют на состав налогов, уплачиваемых предприятием?
Сразу отметим, что согласно п. 185.1 Налогового кодекса, финансовая помощь не соответствует критериям признания в качестве объекта обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Поэтому, как возвратная, так и безвозвратная помощь не приведут к возникновению налогового кредита/налоговых обязательств ни у одной из сторон договора.
ВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
Согласно п. 14.1.257 НКУ возвратная финансовая помощь – сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату.
Ситуация 1. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу – плательщику единого налога.
В данном случае, по факту получения помощи у предприятия не возникает объект налогообложения. Однако, в соответствии сп. 292.11 НКУ, такую помощь плательщик единого налога должен вернуть в течение 12 календарных месяцев с момента получения, иначе ее придется включить в состав налогооблагаемого дохода по основной ставке и отразить в декларации за период, в котором фактически истечет указанный срок.
Ситуация 2. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу – плательщику налога на прибыль на общих основаниях.
Объект налогообложения предприятий на общей системе, начиная с 2015 года, рассчитывается по правилам бухгалтерского учета. Такая норма закреплена в п. 134.1.1 НКУ. Ранее для такой помощи были предусмотрены четкие сроки возврата, превышение которых обязывало предприятие начислять условные проценты и включать их в налогооблагаемый доход. На сегодняшний день, налоговое законодательство не содержит никаких специальных норм относительно налогообложения возвратной финансовой помощи «общесистемникам». В свою очередь, согласно национальным стандартам бухгалтерского учета (П(С)БУ 15 «Доход» и П(С)БУ 16 «Расходы») такая помощь не является доходом при получении и не относится на расходы при возврате. Таким образом, получение возвратной финансовой помощи не влияет на финансовый результат предприятия и, следовательно, не подлежит налогообложению. Данная позиция подтверждена в письме ГФС № 1235/10/02-32-15-02 от 09 октября 2015 года.
Однако, в случае нарушения установленных в договоре сроков возврата и истечения срока исковой давности, такую помощь можно определить как безвозвратную, особенности налогообложения которой раскроем далее.
БЕЗВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
В соответствии с п. 14.1.257 НКУ, безвозвратной финансовой помощью признаются:
Ситуация 3. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу физическим лицом или другим юридическим лицом.
В данном случае у получателя помощи, независимо от выбранной им системы расчета налогов (общая или упрощенная), возникает налогооблагаемый доход в полном размере полученной помощи. Для предприятий – «общесистемников» это предусмотрено нормами П(С)БУ 15 «Доход», для «упрощенцев» – п. 292.3 НКУ.
Ситуация 4. Финансовая помощь предоставлена физическому лицу юридическим лицом.
В таком случае, согласно п.164.2.17 НКУ, сумма полученной помощи признается дополнительным благом, и облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 18% и военным сбором по ставке 1,5%. При этом, в данной ситуации предприятие является налоговым агентом, т.е. осуществляет фактическое перечисление сумм налогов в бюджет и отражает это в своей отчетности (форма 1-ДФ).
Автор:Дмитрий Митрюшин, директор юридической компании LEX LIGA
Источник:LEX LIGA
Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…
Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…
За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…
Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…
Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…
Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…