Основные положения управленческого учета на предприятии

Процесс управления на предприятии обычно рассматривается как последовательное выполнение четырех управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль. Структура этого процесса в той или иной мере присутствует на любом предприятии, даже если оно не заботится о формальном соблюдении каждой отдельной компоненты.

Трудоемкость обеспечения эффективного функционирования данной системы постоянно возрастает. Это связано с усложнением и повышением динамизма внешней и внутренней среды предприятия. Именно поэтому предприятиям необходимо совершенствовать системы обеспечения достоверной информацией процесса принятия текущих управленческих решений.

Управленческий учет на предприятии необходим не сам по себе, а служит цели обоснования управленческих решений менеджерами всех уровней, оперативно предоставляя полную и достоверную информацию. Сфера применения управленческого учета — это планирование и контроль.

Основные требования, предъявляемые к системе управленческого учета и отчетности, сводятся к следующему:

  • краткость — информация должна быть четкой и не содержать ничего лишнего;
  • точность — информация должна быть свободна от ошибок, не должна содержать подтасовок;
  • оперативность — информация должна быть готова и доступна к тому времени, когда в ней возникает потребность;
  • сопоставимость — информация должна быть сопоставимой по времени и по подразделениям;
  • целесообразность — информация должна подходить для той цели, для которой она подготовлена;
  • рентабельность — подготовка информации должна стоить меньше выгод от ее использования;
  • нетенденциозность — информация не должна быть предвзятой;
  • адресность — информация должна быть доведена до ответственного исполнителя, и при этом должна соблюдаться конфиденциальность.

Структурно систему управленческого учета можно представить в виде двух целевых блоков:

  • учет текущего состояния ресурсов и задолженностей предприятия;
  • учет издержек.

Фундаментальной частью системы управленческого учета является учет издержек и управление ими в процессе производства и реализации продукции. Необходимо подчеркнуть, что не существует некоторого общепринятого стандарта управленческого учета.

Каждое предприятие должно само для себя сначала спроектировать, а затем и разработать систему, которая была бы наиболее удобной для целей оперативною принятия решений. Эта система должна обеспечить:

  • знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
  • прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные материальные и финансовые ресурсы;
  • максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.

Основные преимущества эффективной системы управленческого учета:

  • производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, более низких цен;
  • наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;
  • возможность использования гибкого ценообразования;
  • предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия;
  • возможность оценки каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения.

В настоящее время существует большое число стандартизованных систем, которые более или менее комплексно решают проблему управления издержками в составе более общей системы управления предприятием.

Система управленческого учета текущего состояния ресурсов и задолженностей предприятия

Общее представление о системе учета и отчетности ресурсов предприятия дают следующие три положения, которые сформулированы в конструктивном стиле.

  1. Занимаясь основной деятельностью, предприятие регистрирует все события в специальных журналах учета хозяйственной деятельности.

     

  2. Через равные промежутки времени (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) по данным журналов по направлениям деятельности составляются отчеты, в которых показана информация, относящаяся к данному направлению.

     

  3. Регулярно (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) для высшего руководства составляются сводные отчеты, куда включается наиболее существенная информация из отчетов о хозяйственной деятельности.

Уже на первых этапах система управленческого учета и отчетности должна отсеивать лишнюю и ненужную информацию, а для этого требуется четкое определение, какая информация требуется для управления. Сам процесс отсеивания и упорядочения отличает исходные данные от информации, пригодной для принятия управленческих решений.

Рассмотрим примерную структуру системы управленческого учета и отчетности. В этой системе использованы два базовых понятия:

  • Сводка, или журнал регистрации — это документ (база данных), в котором отражаются все текущие изменения в состоянии соответствующего ресурса.

     

  • Отчет — это документ, в котором фиксируется состояние соответствующей сводки на определенный момент времени, например, на начало каждого месяца (или недели).

Система управленческого учета и отчетности должна охватывать все стороны деятельности предприятия, предоставляя менеджерам необходимую для управления информацию. Именно этим обстоятельством продиктован приводимый ниже перечень основных структурных составляющих системы:

  • сводки и отчеты о продажах;
  • сводки и отчеты о закупках;
  • сводки и отчеты о дебиторской задолженности (отдельно указывается просроченная задолженность);
  • сводки и отчеты о кредиторской задолженности;
  • сводки и отчеты о запасах готовой продукции;
  • сводки и отчеты о незавершенном производстве;
  • сводки и отчеты о запасах сырья и комплектующих;
  • сводки и отчеты о произведенной продукции;
  • сводки и отчеты о бартерных сделках;
  • сводный отчет;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о прибыли;
  • баланс.

Важно отметить, что предприятие разрабатывает форматы этих документов для себя, т. е. руководствуясь соображениями наибольшего удобства и учитывая принятые на предприятии и зарекомендовавшие себя процедуры взаимоотношения по получению и обмену информацией.

Стратегия использования системы управленческого учета и отчетности такова, что:

  • сводки (журналы регистрации) фиксируют состояние деятельности предприятия и регистрируют основные показатели этой деятельности в некоторых достаточно лаконичных числовых данных;

     

  • отчеты фиксируют некоторые промежуточные итоги деятельности по отдельно взятым направлениям (например, состояние товарно-материальных запасов) и служат основой для принятия оперативных решений;

     

  • сводные отчеты представляют комплексную информацию о результатах деятельности предприятия сразу по всем направлениям, и поэтому они служат основой для принятия стратегических решений высшим руководством предприятия.

Система учета издержек должна давать руководству точную, достоверную и оперативную информацию о расходовании ресурсов. Кроме общих сумм израсходованных ресурсов, хорошая система управления издержками отражает причинно-следственные связи между различными статьями издержек и отдельными бизнес-процессами предприятия.

Система учета издержек предприятия

Учет издержек базируется на концепции «центров затрат — центров прибыли». Центрами затрат в данном случае называются все организационно выделенные подразделения предприятия, по которым ведется учет затрат.

Центры прибыли — это центры затрат, которые производят товарную продукцию. В течение периода затраты накапливаются на счетах центров затрат, а в конце периода осуществляется процедура пересчета (переноса) издержек. В конце пересчета все издержки должны быть отнесены на конкретный вид (или группу) товарной продукции.

Идеальной схемой учета издержек является схема, когда учет издержек ведется по основным бизнес-процессам предприятия. Функциональная организационная структура предприятия дает возможность увязать каждое подразделение с определенной функцией, что позволяет вести учет затрат по каждому подразделению и одновременно по каждому бизнес-процессу, выделив его в качестве центра затрат.

Информация об издержках должна не только давать представление об общем уровне затрат и общей прибыльности или убыточности деятельности всего предприятия, но и позволять анализировать и сравнивать отдельные виды продукции/услуг, отдельные подразделения (и соответственно менеджеров), отдельные виды деятельности (операции/работы) и потребление отдельных видов ресурсов.

Для этого требуется учитывать, накапливать, анализировать и планировать издержки на достаточно подробном уровне. Чем подробнее уровень учета и анализа всех издержек, тем точнее могут быть получены результаты, но тем дороже это обходится пользователю.

Если учет издержек организован и ведется достаточно подробно, он также обеспечивает руководство предприятия статистикой, отражающей деятельность предприятия не в стоимостных, а в натуральных показателях, позволяя сопоставлять данные за длительные промежутки времени, независимо от изменений цен. Наличие подобной статистики также резко улучшает качество плановых показателей затрат и качество планирования в целом, что является необходимой предпосылкой для эффективного бюджетирования.

Точная информация о размере каждого вида издержек и о факторах, определивших размер таких издержек, позволяет руководству предприятия сконцентрироваться на причинах возникновения издержек и на снижении издержек путем влияния на причины их возникновения.

Программа преобразования действующей в настоящее время на предприятии системы учета издержек включает в себя следующее:

  • разработка четырех справочников для классификации затрат но работам, ресурсам, местам возникновения затрат (МВЗ) и объектам затрат (ОЗ) с учетом особенностей организационной и производственной структуры предприятия;
  • адаптация плана бухгалтерских и аналитических счетов под разработанные справочники;
  • определение базовых параметров для групп косвенных затрат, по которым имеется неопределенность в ОЗ или МВЗ;
  • определение процедур пересчета накопленных затрат по итогам отчетного периода с целью определения полной себестоимости товарной продукции и определения финансового результата;
  • разработка структуры данных об издержках и основ документооборота с целью автоматизации процесса учета и анализа издержек;
  • разработка требований к информационной системе и рекомендаций по настройке любой информационной системы для адаптации ее к предложенной методике учета и анализа издержек.

Наиболее целесообразным способом создания системы учета издержек является моделирование этой системы в среде некоторой системы управления. В этой связи предполагается произвести подробную классификацию основных видов издержек с учетом культуры существующей системы управленческого учета на предприятии.

После того как высшее руководство или собственник предприятия примет решение о том, какая система будет использована для управления заводом, следует смоделировать систему учета издержек, которая будет служить базой данных для расчета себестоимости и проведения CVP-анализа (Cost Value Profit — затраты, объем, прибыль). Кроме того, эта система будет являться информативной основой для управления издержками.

В заключение отметим, что управленческий учет не является самоцелью, а служит средством для достижения успеха в бизнесе. Следовательно, не должно существовать таких понятий, как хорошая учетная практика и плохая учетная практика. О методах и системах учета следует судить в свете их влияния на успех предприятия.

Об авторе:

Bлaдимиp Павлович Caвчyк , кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики и информационных технологий в бизнесе Одесского государственного политехнического университета.

Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Алгоритм дій щодо примусового стягнення боргів від Мін’юсту

Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…

2 тижні ago

Нові правила мобілізації: головні засади нового закону

Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…

2 тижні ago

Чи треба проводити індексацію заробітної плати у квітні та травні 2024 року?

За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…

2 тижні ago

Як вийти на закордонний ринок за допомогою онлайн реклами

Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…

2 тижні ago

Заборгованість з єдиного внеску: ризики для працівника та роботодавця

Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…

3 тижні ago

Як подати заяву на реєстрацію шлюбу через Дію?

Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…

3 тижні ago