PR-менеджер сайта знакомств Teamo Юлия Котова написала для ЦП колонку о том, как компании найти нужного ей PR-специалиста, в которой объяснила, чем занимается PR-менеджер, какими качествами и компетенциями он должен обладать, и почему работодатели не всегда осознают, зачем именно им нужен PR.
Я уже давно поняла, что большинство руководителей как небольших, так и очень солидных российских компаний не знают и не понимают, зачем им нужен PR. При этом с завидным упорством терзают хедхантеров найти того самого или ту самую звезду пиара, чтобы было.
Невнятные пожелания к кандидату выливаются в такие же невнятные описания вакансии. Более сообразительные менеджеры по персоналу подсматривают описания у тех, кто знает, чем должен заниматься искомый специалист. После чего они дублируют требования, практически слово в слово, не пытаясь даже минимально сопоставить их с целями и задачами своей компании, а найдя того, кто подходит по пунктам и нравится чисто внешне (все где-то слышали, что у PR-менеджера должна быть приятная внешность), принимают человека на работу.
И, вот тут-то и случается оно — попадалово. Компания нанимает не того специалиста, или того, но не знает, что с ним делать, как применить его опыт и знания, а сотрудник оказывается «в дураках», понимая, что не сможет реализовать свой потенциал, или же ему просто не дадут это сделать. В итоге «обманутые» специалисты мигрируют из компании в компанию, не проработав и года, а организации так и остаются без качественно выстроенных коммуникационных процессов.
За годы работы в профессии я уже немало знаю о том, что на самом деле собой представляют обязанности PR-менеджера. Поверьте, они сильно отличаются от тех обязанностей, которые указывают работодатели, заявляя вакансии. Поэтому я решила составить альтернативную, но гораздо более реалистичную должностную инструкцию пиарщика, которая, надеюсь, поможет руководителям больших и маленьких компаний понять, зачем им нужен PR-менеджер, а хедхантерам — искать подходящих специалистов.
Стандартная должностная инструкция начинается с раздела «Общие положения». Как правило, в нём действительно указывают общие положения, подходящие под инструкции для любого сотрудника, но есть несколько пунктов, имеющих непосредственное отношение к должности.
Например, пункт, в котором указывается, к какому отделу относится PR-менеджер. Как правило, пиарщика отправляют работать в отделе маркетинга, но далеко не все директора по маркетингу разбираются в пиаре и могут грамотно управлять таким ценным кадром. В результате подобная форма подчинения может привести к конфликтам между руководителем и специалистом или к малоэффективной работе PR-менеджера.
В идеале, PR-менеджер в одном лице должен подчиняться непосредственно руководителю компании, а если сил и средств компании хватает на целых отдел, например, из целых двух человек, то он должен быть независимым (что не исключает тесное сотрудничество с отделом маркетинга и отделом продаж).
Также в «Общих положениях» перечисляется всё то, что должен знать PR-менеджер — например, основы делового этикета и навыки ведения деловых переговоров; перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и методы организации их защиты. Я же считаю, что в рамках работы на конкретную компанию PR-менеджер должен знать следующее:
PR-менеджер по умолчанию должен уметь писать пресс-релизы, обзоры и колонки, владеть навыками копирайтинга, редактирования, мониторинга СМИ, понимать профессиональную терминологию, например, знать, что такое «пресс-портрет» и «пресс-клипинг», уметь отличать инфоповод от инфоничто.
В должностные инструкции обязательно заносятся пункты про грамотность и знание иностранного языка. Если речь идет о российской компании, то PR-менеджер должен в совершенстве знать русский язык и уметь грамотно излагать свои (и чужие) мысли как устно, так и письменно (печатно).
Английский язык знать тоже нужно. Даже для работы в компании, где 100% всех сотрудников, партнеров, конкурентов и потребителей являются русскоговорящими. Он может потребоваться для мониторинга зарубежных СМИ — иногда появляется потребность узнать, что творится в индустрии на иностранных рынках, а PR-специалистам из крупных компаний — для общения и взаимодействия с иностранными журналистами.
Кроме всего прочего, в должностной инструкции HR-менеджеры указывают качества, которыми должен обладать PR-менеджер. Вот мой набор качеств — must-have прирожденного пиарщика.
PR-менеджер должен быть: общительным, любознательным, инициативным, сообразительным, целеустремленным, интеллигентным, доброжелательным и стрессоустойчивым. Будьте уверены, это не набор прилагательных с положительным окрасом. Этот набор качеств, действительно необходимых для специалиста, занимающегося пиаром компании:
Общительность. Пиарщик-интроверт — это нонсенс. Пиарщик — это человек, который лучше всего в жизни умеет коммуницировать и с помощью общения: налаживать отношения, получать и передавать информацию, решать проблемы и конфликты.
Любознательность. Чтобы узнать всё о компании, начиная от истории её создания до самых грандиозных достижений и эпических факапов. Пиарщик должен знать все, даже если руководство считает иначе и не стремится вводить его в курс дела. Порой в коммуникации с журналистами может пригодиться даже самая незначительная информация, а незнание чего-то воспримется как непрофессионализм.
Любопытство PR-менеджера должно распространяться и на информационное поле компании, включающее в себя ключевых СМИ, конкурентов, стратегических партнеров, потенциальных инвесторов и потребителей. Хорошему специалисту нужно знать про всё, что происходит в индустрии, на рынке, чтобы суметь вовремя отреагировать.
Инициативность. PR-менеджер должен быть инициативным, чтобы инициировать инфоповоды и публикации. В большинстве компаний существенных инфоповодов совсем немного, а сидеть и ждать, пока компания привлечет инвестиции или получит рекордную прибыль, не профессионально. Нужно изучать, анализировать, рыть и находить инфоповоды самостоятельно. Находить и закидывать в СМИ, предварительно фильтруя.
Сообразительность нужна, чтобы из всего потока информации вычленять самое важное, то, что может стать основой информационного повода. Сообразительность необходима, чтобы один и тот же бизнес-кейс рассмотреть под разным углом, трансформировать его в различные инфоповоды и «продать» их по отдельности топовым СМИ.
Например, инвестор А дал миллион евро на развитие интернет-стартапа N. Совершенно необязательно всем СМИ слать одну и ту же информацию.
Одному можно рассказать про то, что инвестор А активно вкладывает деньги в интернет-компании, другому про то, что стартап N привлек миллион евро на своё развитие. Третьему можно предложить сделать обзор по самым инвестиционно-привлекательным направлениям бизнеса. Четвёртому можно предложить написать колонку про то, как создать инвестиционно-привлекательный стартап и так далее.
Целеустремленность и даже настойчивость. Эти качества нужны, чтобы добиваться желаемых результатов.
Несмотря ни на руководство, не понимающее, как измерить PR-эффективность колонки на ЦП или интервью «Секрету фирмы», ни на скептицизм журналистов, предпочитающих писать в тысячный раз про очередные назначения в «Ростелеком» и то, как кризис сказался на «Яндексе», чем про маленькие и не очень стартапы, медленно, но верно меняющие жизнь к лучшему.
Интеллигентность. 24/7. И, как говорится, без комментариев.
Доброжелательность. Унылый, злой или несчастный пиарщик изначально нацелен на неудачу. Какой бы ни была ситуация, пиар-менеджер должен вести себя и общаться нейтрально положительно и не реагировать на негативный отзыв со стороны клиента или неприятный вопрос со стороны журналиста.
Стрессоустойчивость. Это обязательно. Возможно, со стороны работа пиарщика кажется фееричным праздником, когда каждый день приносит массу новых и интересных встреч и знакомств. На самом деле — это работа между двух огней.
Сделав всё, как хочет руководство, можно не угодить журналистам, а сделав всё, как хотят журналисты — попасть в немилость к руководству. Плюс, нужно исправлять косяки, и тех, и других. Давая комментарий или интервью, спикер компании может ляпнуть лишнее, и придется долго уговаривать изменить цитату, либо журналист, не погружаясь в детали, неправильно поймет сказанное и, в итоге, опубликует материал с фактическими ошибками, порой, очень существенными, настолько, что они могут привести к нежелательным для компании последствиям.
На моей памяти был только один не очень приятный случай, когда журналист неправильно указал фамилию спикера, и газета ушла в печать, но коллеги по цеху и журналисты периодически жалуются друг на друга по гораздо более серьёзным поводам.
Мобильность и оперативность. PR-менеджер должен быть мобильным в плане передвижений и всегда быть на связи. Журналистам нередко требуются срочные комментарии. Вы не взяли трубку, когда вам позвонили — в итоге комментарий или интервью возьмут у конкурента. Оперативность — потому, что нередко бывают срочные статьи, которые журналисты стараются опубликовать быстрее других, а в режиме аврала они предпочитают работать не с самыми авторитетными источниками, а с теми, кто оперативно предоставляет информацию.
И, последнее, но не по значимости, PR-менеджер должен быть хорошим менеджером, то есть суметь организовать и отладить коммуникационные процессы внутри компании. Например, замкнуть на себе всю внешнюю коммуникацию, то есть кроме него или без его ведома никто из сотрудников компании не сможет транслировать новости компании и давать комментарии во вне. И стараться не допускать в процесс кого-то из руководства компании.
Безусловно, заниматься пиаром так же интересно, как и придумывать дизайн фирменного календаря с голыми сотрудницами или дизайн контентного сайта. Стоит только спросить мнение — мало кто откажется высказаться. То же самое и с пиаром. Руководителю захочется самому писать колонки, обзоры, давать интервью. Начав общаться с журналистами однажды, он захочет коммуницировать с ними напрямую, бесконтрольно, и, разумеется, будет забывать информировать об этом PR-менеджера.
В общем, задача PR-менеджера контролировать все внешние коммуникации компании, в том числе, коммуникации руководства. Да, нужно взять на себя такую смелость и суметь договориться с руководителем. Ему нужно руководить, на это уходит масса времени, у него куча других задач, а пиар — это большая, серьёзная, каждодневная работа, контролировать которую полноценно руководитель не сможет. Пиарщик должен это ему обязательно донести.
В должностных обязанностях обычно указывают разработку и реализацию PR-стратегии компании, взаимодействие со СМИ, написание статей, пресс-релизов, организацию интервью, пресс-конференций и презентаций, составление плана PR-активности и медиаплана, мониторинг конкурентов, анализ и оценка эффективности проведенных мероприятий. Всё правильно и многообещающе.
На деле даже написанную и запротоколированную стратегию никто не принимает всерьёз, а смотрят только на количество публикаций. И не всегда важно качество публикации и авторитетность издания. Руководство устроит и «Тульский вестник» (ничего личного, просто эффектно звучит), главное, чтобы количество публикаций в месяц перевалило за сотню.
Мониторить конкурентов можно по-разному. Можно самостоятельно рыскать на просторах интернета и отслеживать, что они внедрили, где и что про них написали, а можно заказать исследование у профессионалов, которые замерят brand awareness и отношение к вашему бренду, товару или услуге и отношение к конкурентам.
Обычно на такие исследования руководство жмётся дать денег, при этом совершенно не против оплачивать заказные публикации или интервью на радио и ТВ.
Моё отношение к пресс-конференциям я уже ранее обозначила. Но если амбициозному руководителю всё же хочется созвать журналистскую тусовку, он должен быть на 100% уверен в том, что повод конференции — не менее актуальный для индустрии, чем курс рубля и отсутствие итальянского пармезана на прилавках магазинов.
Нередко пиарщику в нагрузку дают заниматься SMM, но, в таком случае, опять-таки, страдает эффективность и пиара, и SMM, так как это две больших задачи. Многим PR-специалистам предлагается заниматься рекламно-информационными материалами, полиграфией и сувенирной продукцией, что тоже к пиару не имеет никакого отношения. И когда подобные задачи «в нагрузку» ставятся работодателем, — это лишний раз свидетельствует о том, что он не знает, зачем ему нужен пиарщик.
Как и любой сотрудник компании, PR-менеджер наделяется определёнными правами. Основное право пиарщика, на мой взгляд, — это запрашивать и оперативно, беспрепятственно получать любую информацию и данные, которые требуются ему для работы.
Ответственность вытекает из предоставленных прав — PR-менеджер должен отвечать за всю информацию о компании, которую он предоставляет от своего имени, имени компании и её спикеров. Поэтому пиарщику так важно контролировать все «исходящие».
Ещё один стандартный, обычно финальный, пункт инструкции. Я же завершу свое повествование предложением к руководителям и HR-менеджерам, в чьих компаниях PR не на том уровне, на котором им бы хотелось: пересмотреть отношение к должности и роли PR-менеджера в компании и переписать должностную инструкцию, используя мои советы. В таком случае у компании будет гораздо больше шансов найти подходящего специалиста и выстроить эффективные PR-коммуникации.
В сучасному світі, де конкуренція постійно зростає, важливо мати надійних партнерів та якісні матеріали.…
Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…
Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…
За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…
Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…
Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…