ODOO

Учет движения денежных средств в ERP ODOO. Способы фиксирования в учете платежей

Денежные средства — актив, который нужен каждому бизнесу.  Многие предприятие владеют еще эквивалентами денежных средств, активами которые аналогичными денежным средствам.

Денежные средства (далее — ДС) — обычное средство платежа за активы, услуги и обязательства. Когда говорят про ликвидность, то ДС — наиболее ликвидный актив. Чем тяжелее актив превратить в деньги, тем менее он ликвиден.

Чем больше и стабильнее у предприятия денежный поток, тем лучше оно себя чувствует, если денег не хватает, то у предприятие начинает страдать от кассовых разрывов, что ухудшает его финансовое состояние. Именно поэтому такое большое внимание приделяют отчету о движении денежных средств и контролю за денежным потоком предприятия.

В этой статье я расскажу про основные настройки в ODOO для корректного учета движения денежных средств и о способах зафиксировать платежи (входящие, исходящие и внутренние перемещения).

 

Настройка учета денежных средств в ERP ODOO

Учет ДС в ODOO имеет свои особенности, о которым мы сейчас и поговорим.

Счета бухгалтерского учета

Прежде всего мы должны  счетам бухгалтерского учета, которые у нас будут использоваться для учета движения денежных средств  присвоить тип счета «Bank and cash».

Если мы планируем использовать счет для учета движения денежных средств в иностранной валюте (отличной от основной валюты системы), то в настройках счета нужно поставить валюту, в которой будут проводится операции по такому счету.

Под каждую валюту надо завести отдельный счет с типом «Bank and cash» .

Журналы учета

Следующим шагом будет создание и настройки журналов учета.

Журнал — это место где группируются бухгалтерские операции по определенному признаку.

Для учета денежных средств таким признаком будет банковский счет или касса, по которой будут фиксироваться операции  в учете.

При выборе типа журнала «Банк» в настройках появляется возможность привязать к журналу конкретный банковский счет организации. Также в журнале обязательно нужно указать счет по дебету и по кредиту, который будет использоваться при создании записей по данному журналу в момент проведения операций в этом журнале.

Если журнал используется для фиксирования операций по валютному счету то в настройках журнала надо поставить соответствующую валюту.

На информационной панели бухгалтера мы увидим, что у каждого журнала отображается своя валюта

Кроме типа «Банк» в журналах есть еще тип «Наличные». Особенностью данного типа журнала есть то, что он используется для фиксирования операций по движению наличных средств и в момент проведения кассы, если выявлена недостача либо излишек денежных средств, то суммы таких недостач или излишков будут отображены в учете на тех счетах, которые вы укажете в настройках такого журнала

Способы фиксирования движения денежных средств

В ODOO есть несколько способов зафиксировать движение денежных средств.

Проведение платежа из инвойса

В западной практике как правило платежи делаются компаниями на основании выставленных инвойсой и как мы помним там нет такого понятия как счет фактура.

Инвойс (англ. invoice) — в международной коммерческой практике документ, предоставляемый продавцом покупателю и содержащий перечень товаров и услуг, их количество и цену, по которой они поставлены покупателю, формальные особенности товара (цвет, вес и т. д.), условия поставки и сведения об отправителе и получателе.

В западных ERP системах вполне обычным являением является фиксирование платежа из инвойса.

Плюсом такого способа проведения платежа является то, что платеж сразу привязывается к инвойсу и инвойс переходит в статус «Оплачено»

Для того, чтобы зарегестрировать платеж из инвойса нужно нажать кнопку «Регистрация платежа» в самом инвойсе:

После чего у нас всплывет «Визард», в котором мы должны указать сумму платежа и журнал в котором необходимо зафиксировать платеж.

Если сумма платежа будет больше или меньше суммы инвойса, то система об этом предупредит. Если сумма больше — то часть суммы останется «висеть» в учете как предоплата, если меньше — то инвойс будет считаться оплаченным частично

В самом инвойсе отобразится сумма и дата платежа

При этом при таком способе проведения платежа в учете сделается запись: дебет или кредит счета, который мы указали в банковском журнале и дебет или кредит счета учета взаиморасчетов с партнером. Кастомизировать запись журнала при таком проведении платежа мы не можем.

Создание платежа «вручную»

По сути — это создание такого же платежа, как и в первом способе,но без привязки к конкретному инвойсу. При этом при таком способе — мы можем сделать внутреннее перемещение денежных средств между журналами.

Здесь мы можем выбрать какой это будет платеж: входящий, исходящий или внутренний, то есть между журналами (местами хранения денежных средств).

При этом мы также не можем изменить счета бухгалтерского учета, которые будут принимать участие в создании записи журнала. После проведения платежа он еще раз повторюсь не привязывается ни к одному инвойсу и мы можем самостоятельно зайти в уже существующий неоплаченный инвойс по этому партнеру либо создать новый и вручную привязать к нему этот платеж.

Внутренние перемещения денежных средств

Особый интерес представляет перемещение ДС между журналами. При этом делается запись в двух журналах с применением транзитного счета, изменить который стандартными способами вам просто не удастся, так как поле для его изменения нигде не выводится. Но это поправимо если у вас есть права администратора и немного знаний в области программирования.

Инструкция по изменению транзитного счета для внутренних перемещений денежных средств в ODOO

  1. Включить режим разработчика (Dev mode)
  2. Перейти в настройки системы и зайти в карточку компании
  3. Открыть редактор форм
  4. Добавить в форму строку: <field name=»transfer_account_id»/>

После сохранения изменений и перезагрузки страницы у нас появится поле в котором мы можем указать счет учета. В этом поле можно выбрать счет учета только с типом «Current assets»

Банковские выписки

Если компания большая и платежей много, то делать их разноску с помощью методов озвученных выше дело хлопотное. Для таких целей нужно использовать функицонал банковских выписок или кассовых книг (как я их называю)

Как я уже говорил под каждый ваш расчетный счет или кассу нужно создать свой отдельный журнал. В банковские выписки мы можем попасть несколькими путями.

  1. Через информационную панель бухгалтера

 

2. Либо через сам журнал с типом «Банк» или «Наличные»

После создания нового документа у нас откроется форма нашей банковской выписки/кассы для заполнения

При разнесении оплат следует учитывать что расходы ДС вносятся со знаком минус. После внесения всех платежей, мы можем сверить нашу выписку, то есть привязать оплаты к задолженностям (например  инвойсам), при этом одну сумму мы можем разнести на несколько инвойсов.

Кроме того мы можем в случае необходимости изменить счет учета который будет корреспондировать со счетом учета ДС, указать дополнительно аналитический счет либо налог.

Если вы используете какую то модель сверки часто вы ее можете сохранить в шаблонах сверки и вызывать эти настройки каждый раз когда фиксируете такой платеж, например комиссию банка.

После того как все строки банковской выписки/кассы будут сверены в системе создадуться соответствующие записи в учете.

Если все платежи проводить через банковские выписки, то инфомационная панель бухгалтера может  быть для нас очень полезной.  В частности по каждому журналу мы сможем увидеть остаток ДС зафиксированный в последней банковской выписке и общий остаток ДС по всем журналам в настройках которых стоит один и тот же счет учета. Если журнал у нас ведется в другой валюте, то на инфопанели будет показан остаток ДС в этой валюте.

Учет ДС в журналах с типом «Наличные»мало чем отличается от журналов с типом «Банк» кроме одного момента, а именно если у нас в момент утверждения кассы теоретическое количество не соответвует фактическому остатку ДС, то в учете будет сделана запись о недостатке/излишке ДС.

Выводы

В этой статье я расмотрел  основные настройки в ODOO для корректного учета движения ДС и расмотрел основные способы зафиксировать в учете платежи. Эту тему я еще не раз буду затрагивать в будущих публикациях, которые будут посвящены учету взаиморасчетов с партнерами и бюджетированию.

Источник: блог Пискуна Антона

 

Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Алгоритм дій щодо примусового стягнення боргів від Мін’юсту

Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…

2 тижні ago

Нові правила мобілізації: головні засади нового закону

Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…

3 тижні ago

Чи треба проводити індексацію заробітної плати у квітні та травні 2024 року?

За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…

3 тижні ago

Як вийти на закордонний ринок за допомогою онлайн реклами

Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…

3 тижні ago

Заборгованість з єдиного внеску: ризики для працівника та роботодавця

Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…

3 тижні ago

Як подати заяву на реєстрацію шлюбу через Дію?

Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…

3 тижні ago