Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычная парикмахерская, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга и разработки рекламных стратегий SmartMedia рассказывает, как это сделать.
Назовите пять-десять прилагательных к бренду «Домик в деревне». Скорее всего, в первую пятерку войдут такие слова, как: добрый, близкий, экологичный, полезный и т. д. И это не случайно, потому что именно эти, казалось бы, общие фразы, составляют сущность и идентичность «Домика». На протяжении нескольких лет он старался донести свой брендвойс до каждого потребителя различными средствами коммуникации. Платформа бренда определяет уникальность и сущность бренда. Обычно это три или четыре существительных или прилагательных, которые наиболее четко отражают суть вашей компании или торговой марки. Как правило, половина из них относится к рациональной стороне (доступность, эффективность), другие к эмоциональной (открытость, оптимизм).
Итак, как формируется платформа бренда в упрощенном варианте. Сядьте вместе со своими партнерами и напишите максимальное количество прилагательных, которыми вы можете описать свою компанию. Например, семейная, маленькая, амбициозная — всё, что только придет в голову. Затем сравните списки и расположите слова в порядке приоритета. Список из трех-пяти качеств и будет составлять то, что на профессиональном языке называют «платформа бренда». На её основе будет строиться ваша маркетинговая коммуникация: нейминг, фирменный стиль, коммуникационная платформа, рекламные сообщение, дизайн интерьера и т. д.
Допустим, вы хотите открыть закусочную с правильной здоровой едой (вегетарианские сэндвичи, смузи, фреши и т. д.) Вы понимаете, что ваши основные достоинства — это «скорость» и «натуральность». Также можно добавить что-то свое, например, «кулинарность», когда вы не просто создаете натуральную пищу, но и делаете это со вкусом. Так, например, родился бренд «Кулинариум».
У каждого бренда есть свой образ. У сигарет «Мальборо» это были пустыни, населенные одинокими ковбоями, у банка «Лето» — это дачно-курортная атрибутика, у джина Beefeater — дождливый Лондон. Обычно формирование личности бренда свойственно услугам — одного Брюса Уиллиса в банке «Траст», думаю, уже достаточно, чтобы выразить суть компании. Этот прием позволяет уйти от шаблонности и расширить платформу бренда, чтобы придать ему более уникальные черты и выстроить более точный ассоциативный ряд у потребителей.
Представьте себе ваш бизнес в образе конкретного человека: какого он возраста, пола, где работает, сколько получает, чем занимается, что любит, женат ли, есть ли дети, как проводит свободное время. Владелец бизнеса может представить себя или кого-то из своей семьи — это помогает определить, для кого и зачем работает бизнес и кому он нужен.
Существует множество подходов к процессу нейминга, но база всегда одна: на основании платформы, личности, планеты бренда и данных по конкурентам вы определяете основные тематические поля, в которых обитает ваш бренд. Далее в каждом поле вы выписываете некоторое количество синонимов и, применяя различные словообразующие приемы, разрабатываете название. Разумеется, фантазийные неймы никто не отменял. Если вам нравится какое-либо случайное название, вы всегда можете проверить, насколько оно попадает в платформу бренда.
Далее можно приступить к коммуникациям и ответить на главный вопрос: «Как мы будем общаться с аудиторией?» (что говорить — определили в платформе бренда, где говорить — вопрос бюджета и аудитории). Постой пример: на рынке сотового ретейла есть три крупных игрока: «Связной», «ИОН» и «Евросеть». Все они имеют принципиально разные подходы к коммуникации. В «Связном» консультант — это друг, товарищ и брат, который не консультирует вас, а дает советы и стоит с вами на одной ступени (обратите внимание, в рекламе «Связного» обращения звучат в основном на «ты»). В «ИОНе» консультант — это эксперт, который делится авторитетные мнением и стоит чуть выше посетителя. А «Евросеть» вообще сделали ход конем, введя «собачку» в качестве фирменного элемента. Тем самым они говорят, что клиент для них стоит выше них самих, а они как верные друзья всегда рядом и готовы помочь. Тональность коммуникации — это не только уровень общения с потребителем, но и стилистика речи и дизайна.
Один из этих подходов можно использовать владельцу, скажем, небольшого кафе или автомастерской. Конечно, небольшому локальному бизнесу не нужны все инструменты и глобальный подход, но опыт крупных или глобальных компаний всегда можно адаптировать под свой бизнес.
Преимущество локального бизнеса — кафе, химчистки или магазинчика — в том, что на первом этапе клиенты пойдут к ним просто из любопытства: что такое открылось возле их дома? Но вот как сделать так, чтобы они вернулись — это в том числе задача брендинга. У каждого потребителя в голове есть свой, почти бессознательный список брендов (клаттер), куда им нужно попасть и не выходить из него.
Для локального бизнеса это качество, какая-то фишка, которая поможет выделиться, и реклама. По поводу последней: если у вас небольшой бюджет — не стоит экспериментировать и бросаться из стороны в сторону, то используя местную газету, то вирусные ролики на YouTube. Расходы вырастут, а результаты будут разочаровывающими. Лучше пожертвовать креативом и повысить узнаваемость. Хороший пример в этом смысле — «Билайн», который уже несколько лет использует похожих героев, одну и ту же стилистику и одинаковые слоганы.
1. Подмена стратегии тактикой. Владельцы бизнеса часто покушаются на тренды. Если модно идти в социальные сети — все идут туда, вне зависимости от того, нужно им это или нет, и знают ли они, что и именно там делать.
2. Непоследовательность. Сначала компания заявляет, что она самая дешевая, через полгода, что самая уникальная. Затем — что самая крутая и так далее.
3. Консерватизм и боязнь нового. Бизнес по-прежнему больше верит листовкам, объявлениям в газетах и телевидению, хотя интернет и социальные сети могут быть более эффективными за счет таргетированного воздействия и аналитики, которые позволяют улучшать рекламную кампанию в данный момент, а не потом.
Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…
Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…
За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…
Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…
Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…
Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…