Стиль життя

Как справляться с плохим начальством

Друк

Успешные люди умеют наладить работу, даже если начальник не оказывается боссом мечты.

Плохие начальники отравляют работу подчиненных. Одни делают это неприкрыто, другие самоуверенно манипулируют сотрудниками и используют их как инструменты для достижения собственного успеха. Так или иначе, плохой руководитель наносит компании и работникам невосполнимый ущерб, ухудшая производительность и создавая излишнее напряжение.

Стресс, возникающий из-за начальства, вреден для здоровья. Многочисленные исследования подтвердили, что, если вы работаете на плохого начальника, шанс получить инфаркт увеличивается на целых 50%.

Еще больший повод для беспокойства — количество таких руководителей. Исследование, проведенное компанией Gallup, показало, что 60% государственных служащих чувствуют себя плохо из-за того, что им не повезло с руководством. В другом исследовании 69% работников в США заявили, что начальник, который получил слишком большую власть, похож на маленького ребенка, который получил слишком большую власть.

Значительная доля служащих США следующим образом отзывается о своем начальстве:

  • Эгоистичный (60%)
  • Упрямый (49%)
  • Излишне требовательный (43%)
  • Импульсивный (41%)
  • Мешает работать (39%)

Большинство руководителей эта статистика не удивляет. По результатам опроса DDI (Development Dimensions International), 64% менеджеров признает, что им нужно развивать управленческие способности. В ответ на вопрос, на чем следовало бы сосредоточить усилия, подавляющее большинство отвечает: «Ввести числовые показатели». Тем не менее чаще всего их увольняют на основании плохих навыков работы с людьми.

Компания TalentSmart провела исследование с участием более миллиона человек, в ходе которого обнаружилось, что 90% наиболее эффективных сотрудников умеют управлять эмоциями во время стресса, что позволяет им оставаться спокойными и контролировать себя. Один из их главных талантов — способность нейтрализовать неконструктивных в общении людей, даже тех, перед кем они должны отчитываться. Это задача не из простых. Она требует тонкого владения эмоциями, и именно на это свойство опираются наиболее успешные из работников.

Конечно, лучшее, что можно сделать, если вам не повезло с руководством, это найти другую работу, но такое возможно не всегда. Успешные люди умеют извлекать максимальную выгоду из неблагоприятной ситуации. Плохой начальник им не помеха, потому что они понимают: успех — умение хорошо разыграть карты, которые вам пришли. Если такая «карта» — это ужасный руководитель, успешный человек определит тип «плохого босса», который ему достался, и использует это знание, чтобы нейтрализовать поведение начальника. Ниже перечислены шесть самых распространенных типов плохих руководителей и стратегии, которые применяют успешные люди, чтобы эффективно работать с ними.

Слишком свой

Такой руководитель слишком дружелюбен, причем это не радует и не способствует командной работе. Он постоянно приглашает вас пообщаться в нерабочее время и втягивает в дурацкие офисные сплетни. Он пользуется собственным влиянием и строит дружеские отношения в ущерб работе. У него есть любимчики, он провоцирует конфликты между сотрудниками, которых раздражает дисбаланс внимания и уважения. Он не может принять жесткое решение, касающееся подчиненного, и даже уволить тех, кого нужно (за исключением людей, которых не любит). Его отдел быстро превращается в сериал «Офис».

Как нейтрализовать «слишком своего» босса: с таким начальником главное — научиться устанавливать четкие границы. Не позволяйте его позиции смутить вас. Если вы установите границу сознательно и заблаговременно, то сможете контролировать ситуацию. Например, не так уж сложно оставаться дружелюбным в общении с руководителем на протяжении дня, но все же не бояться отказаться от совместного похода в бар после работы.

Сложность в том, чтобы последовательно придерживаться границ, даже если ваш босс упорно пытается их нарушить. Если вы не позволите его действиями, которые считаете неадекватными, затронуть вас, есть шанс построить с руководителем здоровые отношения.

Успешные люди умеют извлекать максимальную выгоду из неблагоприятной ситуации.

Важно не устанавливать излишних границ, из-за которых вас могут перестать считать другом. Если вместо того, чтобы пытаться изменить «любимца публики» и заставить его быть кем-то, кем он не является, вы сделаете так, что он увидит в вас союзника, ваша позиция будет сильнее, чем можно было ожидать.

Микроменеджер

У такого руководителя вы чувствуете себя под постоянным наблюдением. Начальница решила, что ваш почерк мог бы быть получше, поэтому дождалась, когда в семь часов вечера вы уйдете с работы, чтобы выбросить ваши деревянные карандаши, а вместо них принести механические графитовые с грифелем толщиной 0,9 мм, ведь они «правильно ложатся в руку». Более того, она вернула ваш отчет на 20 страниц, потому что вы использовали скрепку, а не скобку. Микроменеджер уделяет слишком большое внимание мелочам, такой руководитель постоянно висит над плечом, и сотрудников это обескураживает, раздражает и даже тревожит.

Как нейтрализовать микроменеджера: чтобы завоевать его расположение, успешный работник показывает себя гибким, компетентным и аккуратным, в то же время постоянно оставаясь на связи. Микроменеджера буквально притягивают сотрудники, выполняющие работу так, как видит в своем воображении руководитель. Сложность в общении с микроменеджером в том, чтобы догадаться, что именно он там видит. С этой целью можно попробовать задавать конкретные вопросы о проекте, часто обращаться за уточнениями и вычленять закономерности в обратной связи, которую руководитель дает.

Конечно, это работает не всегда. Некоторые микроменеджеры так и не перестают искать предмет для своего чрезвычайно досконального анализа. В этом случае вам нужно научиться растить чувство удовлетворения изнутри. Не позволяйте одержимости босса деталями заставить вас ощущать себя несостоятельным, поскольку это вызовет только дополнительный стресс и плохо скажется на вашей работе. Помните: хороший отчет без скобки все равно остается хорошим отчетом. Хотя начальница и помешана на деталях, вашу работу она ценит. Она просто не умеет этого показать.

Тиран

Тиран придерживается макиавеллиевской тактики и постоянно принимает решения, которые питают его эго. В первую очередь он беспокоится о том, как сохранить власть, и будет принуждать и запугивать других с этой целью. Тиран смотрит на сотрудников как на банду разбойников на борту своего корабля. У него в голове есть классификация людей, и он соответствующим образом с ними себя ведет. Работников с хорошими достижениями, которые ставят под сомнение его идеи, он считает бунтовщиками. Тот, кто сопровождает свои результаты жестами лояльности, окажется на месте старшего помощника. Если сотрудник работает неважно, он остается чистить гальюн и драить палубу.

Как нейтрализовать тирана: как бы больно это ни было, но на тирана хорошо действует стратегия, когда вы представляете свои идеи таким образом, чтобы он мог приписать себе часть заслуг. Тогда он сможет удовлетворить свое эго, не разнося вашу идею в пух и прах. Вам нужно всякий раз успевать воздавать ему хвалу (даже несмотря на то, что он вряд ли отплатит тем же), и тогда вы точно окажетесь на хорошем счету. Кроме того, чтобы выжить под началом у тирана, нужно тонко выбирать время и место боя. Если вы практикуете самоанализ и умеете управлять своими эмоциями, то сможете определить, когда стоит вступить в битву, а когда просто не нужно обращать внимание на происходящее. Тогда вы не получите наряд в гальюн.

Некомпетентный

Руководительницу повысили второпях или не слишком внимательно выбирали при найме, и она занимает позицию, далеко не соответствующую ее способностям. Скорее всего, дело не в том, что она совершенно некомпетентна, просто люди у нее в подчинении работают в компании гораздо дольше и обладают знаниями и навыками, которых ей недостает.

Как нейтрализовать некомпетентного руководителя: если вам трудно работать с таким начальником, скорее всего, дело в том, что вы опытнее него. Важно подавить самолюбие и поделиться опытом и знанием, не тыча человека в это носом. Дайте информацию, которой руководителю не хватает, чтобы дорасти до своей роли, и вы станете его союзником и доверенным лицом.

Робот

Для робота вы — сотрудник №72, который обладает производительностью труда 84% и опытностью 91 уровня. Такой руководитель принимает решения на основе чисел, а если ему приходится делать выводы без соответствующих данных, он самоликвидируется. Он не предпринимает никаких или почти никаких усилий, чтобы общаться с подчиненными, лишь смотрит в числа, определяя, кто — бесценный сотрудник, а кто должен уйти.

Как нейтрализовать робота: чтобы успешно действовать под началом робота, нужно говорить на его языке. Если у вас есть идея, удостоверьтесь, что располагаете данными, которые подкрепят ее. То же касается результатов вашего труда: вы должны знать, что ценит руководитель, и быть в состоянии показать ему это, если хотите доказать, что чего-то стоите. После того, как добьетесь этого, можете попытаться подтолкнуть его к выходу из зоны комфорта. Хитрость в том, чтобы придумать, как пообщаться с ним напрямую, не будучи навязчивым и грубым. Назначайте очные совещания один на один, на некоторые из его писем отвечайте лично, заходя к нему в кабинет. Если вы заставите его общаться с вами как с человеком, даже очень поверхностно, то станете чем-то большим, чем список чисел, и к вашему имени будет прилагаться лицо. Только то, что он всецело сосредоточен на числах, не означает, что вы не можете быть исключением. Но делайте это в малых дозах, поскольку маловероятно, что он хорошо реагирует на самонадеянных людей.

Мечтатель

Сила вашей начальницы — в ее идеях и новаторстве. Но эта предприимчивость становится опасной, когда нужно реализовать план или решение. Руководительница неспособна сосредоточиться на непосредственной задаче. Когда приходит время реализации ее видения, оказывается, что она уже переключилась на следующую идею, и вам приходится самостоятельно разбираться с делами.

Как нейтрализовать мечтателя: лучший способ взаимодействия с таким руководителем — управление ходом его мысли. Если руководительница естественным образом видит вещи в широкой перспективе, вам нужно вовремя сузить вопрос до чего-то меньшего и более практического. Чтобы сделать это, задавайте много конкретных вопросов, которые заставили бы ее рационально взглянуть на задачу, и говорите о потенциальных препятствиях на пути реализации ее широкого видения. Не отметайте идеи напрямую, иначе ей покажется, что ее критикуют. Лучше помогите ей сосредоточить внимание на том, что потребуется, чтобы воплотить план в реальности. Планы часто будут рассеиваться под действием ваших вопросов, в оставшихся же случаях благодаря этим вопросам руководитель поймет, какие действия требуются с ее стороны, чтобы все это осуществилось.

Чайка

Все знают, как это бывает: вы сидите в тени менеджера-чайки, который решил, что пора камнем ринуться вниз и с клекотом наброситься на бурю. Вместо того, чтобы расставить факты и в совместной работе с командой найти жизнеспособное решение, чайка в чаду и дыму расшвыривает пачки штампованных рекомендаций, а затем внезапно исчезает, и всем остается только разгребать бардак. Чайка идет на разговор с сотрудниками, только если нужно тушить пожар. Но даже тогда она появляется и исчезает столь стремительно и вкладывает в свои действия так мало мысли, что лишь усугубляет и без того плохое положение, поскольку приводит в расстройство и отвращает от себя тех, кому особенно нужно руководство.

Как нейтрализовать чайку: на чайку лучше всего действует групповой подход. Если вы можете устроить встречу команды с руководителем, на которой все вместе объяснят, что его дерганный стиль решения проблем мешает каждому наилучшим образом выполнять свою работу, вполне вероятно, что вас услышат. Если вся команда объединится и даст конструктивную обратную связь без угроз, чайка скорее найдет более эффективный способ взаимодействия со своими сотрудниками. Легко распознать чаячье поведение со стороны, но менеджер часто оказывается не в курсе, что он всем вредит. Если команда придаст ему небольшой толчок, ситуация изменится к лучшему.

Наша розсилка

Цікаве відео

Випадкова цитата

Неопределенность и риск — главная трудность и главный шанс бизнеса.

— Дэвид Хертц, американский математик и аналитик

PUSH-повідомлення

Підпишись на оперативні сповіщення про оновлення на нашому сайті. Натисни дзвіночок в правому нижньому кутку і натисни ОК. Підтримується браузер Chrome та Firefox

Как справляться с плохим начальством

Час читання: 18 min
0