Головна » Власнику бізнеса » Фінанси » Концептуальные основы подготовки и составления финансовой отчетности
Фінанси

Концептуальные основы подготовки и составления финансовой отчетности

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

В сентябре 2010 года была утверждена Советом по МСФО новая версия «Концептуальные основы финансовой отчетности 2010 года». Просмотреть и скачать полную версию этого документа вы сможете в конце статьи.

Основное предназначение финансовой отчетности – предоставление информации об отчитывающейся компании, которая была бы полезной для пользователей в принятии решений о предоставлении компании ресурсов (например покупка или продажа долевых и долговых инструментов компании,  предоставление займов). 

Следует иметь в виду, что финансовая отчетность не может обеспечить основных пользователей всей необходимой информацией (например она не дает информации о стоимости компании).

Итак, финансовая отчетность должна предоставить информацию о:

  • о финансовом положении компании;
  • о результатах деятельности.

Основным допущением при составлении финансовой отчетности  есть предположение, что компания осуществляет непрерывную деятельность и не намерена ее прекращать в обозримом будущем. Если существует предположение, что компания намерена прекратить свою деятельность, то финансовая отчетность должна раскрывать такую информацию и составляться несколько иным способом.

Основное требование к финансовой отчетности – объективность, то есть она должна правдиво показывать состояние дел в компании.

Основной целью деятельности любого коммерческого предприятия есть получение прибыли. В мировой практике принят принцип финансовой отчетности, согласно которому компания должна регистрировать доходы и расходы в момент их возникновения, а не в момент поступления/ расхода денежных средств. Это принцип называется принцип учета по начислению (accrual principle). Он означает, что для учета операций компании: 

  • фиксируются не только транзакции, связанные с деньгами, но и бартер, продажи в кредит, обмен активами и обязательствами;
  • записываются все сделки, которые имеют потенциальное денежное выражение;
  • при этом не обязательно наличие факта уплаты денег.

Из этого принципа вытекает следующий: принцип соответствия (matching principle).  Как известно прибыль это разница между доходами и расходами. И когда у нас наступает момент признания доходов, мы  должны учесть и все расходы, которые были понесены для получения этих доходов. То есть расходы должны соответствовать доходам.  Иногда при составлении отчетности возникает соблазн исказить отчетности, например завысить прибыль.  Тут вступает в силу принцип консервативности, который гласит, что  предположения при составление отчетности не должны приводит к  завышению прибыли. Лучше пусть будет меньше чем больше. В нашей стране этот принцип очень любим многими бухгалтерами, так как перед ними стоит задача занизить прибыль, чтобы платить меньше налогов.

Принцип соответствия означает:

  • капитализацию расходов будущих периодов и переводить их в издержки по мере получения экономического эффекта;
  • необходимо признавать обязательствами расходы, выгода от которых получена уже сейчас, но оплата которых произойдет в будущем (например долги персоналу на оплату труда)

Когда вы составляете отчетность – не нужно впадать в фанатизм и высчитать все до копейки. Применяйте принцип разумности, то есть некоторые вопросы можно учитывать приближенно, если они не искажают объективность информации в отчетах. Обычно в качестве порога материальности используется процент от выручки. Показатель свыше 5% считается материальной (существенной).

Качественные характеристики финансовой отчетности

  1. Уместность – оказывание предоставляемой информации на принятие решения пользователя отчетности. Компонентом уместности есть материальность, это уровень которому должна соответствовать предоставляемая информация.
  2. Достоверное представление – информация должна отображать суть, а не юридическую форму операций и должна обладать тремя характеристиками: полнотой, нейтральностью и отсутствием ошибок.
  3. Сопоставимость – предоставляемая информация должна быть сопоставима с аналогичной информацией других компаний, с информацией этой же компании за различные периоды и различные даты.
  4. Проверяемость.
  5. Своевременность.
  6. Понятность.

https://www.youtube.com/watch?v=P7_vMLgoNMw

Элементы финансовой отчетности

Элементы финансовой отчетности – финансовые результаты операций и других событий, объединенные в широкие категории в соответствии с их экономическими характеристиками.

Элементами являются: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы.

Активы (asset) – это все то, что может принести компании пользу в будущем. 

Активы – ресурсы контролируемые компанией, полученные в результате событий прошлых периодов и от которых компания ожидает получить выгоду в будущем.

  • Деньги (cash);
  • Дебиторская задолженность (account receivable, A/R);
  • Запасы ТМЦ (inventory);
  • Основные средства (fixed assets);
  • Нематериальные активы (intangible assets).

Обязательства и капитал у нас принято собирать в более общую форму – Пассив. В английском языке аналога этому слова нет, так как в зарубежной практике принято разделять обязательства (liabilities) и собственный капитал (shareholder’s equity). Эти понятия в себя включают:

  • акционерный капитал (equitjy);
  • чистая прибыль компании (net profit или net income);
  • кредиторская задолженность (account payable, A/P);
  • кредиты (debt).

Доходы и расходы

Расходы включают в себя расходы возникающие в процессе обычной деятельности компании (себестоимость продукции) и убытки. 

Убытки – другие статьи расходов, которые включают в себя расходы относимые на финансовый результат, например потери возникшие в результате стихийных бедствий

Базовые определения

Определение капитала такое:

Активы-Обязательства=Капитал

Определение чистой прибыли

Чистая прибыль = Доходы – Расходы

Равенство бухгалтерского баланса

Актив=Пассив

Оценка элементов финансовой отчетности

Оценка – процесс определения денежных сумм, по которой должны быть признаны и отражены в финансовой отчетности ее элементы.

Выделяют 4 метода оценки:

  1. Историческая стоимость – сумма уплаченных денежных средств в случае оценки активов или сумма полученная в обмен на долговое обязательство в случае оценки обязательств;
  2.  Текущая стоимость – сумма которая была бы уплачена за актив, если бы он приобретался в настоящее время; недисконтированная сумма Денежных Средств, которая потребовалась бы для погашения обязательства в настоящий момент времени;
  3. Стоимость реализации – сумма, которая могла бы быть получена в настоящее время в случае продажи такого актива; недисконтировання сумма, которую предполагалось бы потратить для погашения обязательств при нормальном ходе дел;
  4. Приведенная стоимость – дисконтированная стоимость будущего чистого поступления денежных средств, которую бы создал актив при нормальном ходе дел; дисконтированная стоимость будущего чистого выбытия денежных средств, которые потребуются для погашения данного обязательства при нормальном ходе дел.

Кроме приведенных методов достаточно широко применяется такой метод как: справедливая стоимость.

Справедливая стоимость (Fair value)

– цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в рамках обычной сделки между участниками на дату оценки (цена “выхода”)

Немного о дисконтировании

Приведение денежных потоков к начальному моменту называется дисконтированием, а к будущему – наращиванием.

PV = FV * 1/(1+R)n

Коэффициент, на который умножается будущая стоимость 1/(1+R)n называется фактором дисконтирования от английского слова factor в значении «коэффициент, множитель».

В данной формуле дисконтирования: R – ставка процента, N – число лет от даты в будущем до текущего момента.

Итак

  • Compounding или Приращение – это, когда вы идете от сегодняшней даты в будущее.
  • Discounting или Дисконтирование – это, когда вы идете из будущего к сегодняшнему дню

Поділіться з друзями - підтримайте проект