В сентябре 2010 года была утверждена Советом по МСФО новая версия «Концептуальные основы финансовой отчетности 2010 года». Просмотреть и скачать полную версию этого документа вы сможете в конце статьи.
Основное предназначение финансовой отчетности – предоставление информации об отчитывающейся компании, которая была бы полезной для пользователей в принятии решений о предоставлении компании ресурсов (например покупка или продажа долевых и долговых инструментов компании, предоставление займов).
Следует иметь в виду, что финансовая отчетность не может обеспечить основных пользователей всей необходимой информацией (например она не дает информации о стоимости компании).
Итак, финансовая отчетность должна предоставить информацию о:
Основным допущением при составлении финансовой отчетности есть предположение, что компания осуществляет непрерывную деятельность и не намерена ее прекращать в обозримом будущем. Если существует предположение, что компания намерена прекратить свою деятельность, то финансовая отчетность должна раскрывать такую информацию и составляться несколько иным способом.
Основное требование к финансовой отчетности – объективность, то есть она должна правдиво показывать состояние дел в компании.
Основной целью деятельности любого коммерческого предприятия есть получение прибыли. В мировой практике принят принцип финансовой отчетности, согласно которому компания должна регистрировать доходы и расходы в момент их возникновения, а не в момент поступления/ расхода денежных средств. Это принцип называется принцип учета по начислению (accrual principle). Он означает, что для учета операций компании:
Из этого принципа вытекает следующий: принцип соответствия (matching principle). Как известно прибыль это разница между доходами и расходами. И когда у нас наступает момент признания доходов, мы должны учесть и все расходы, которые были понесены для получения этих доходов. То есть расходы должны соответствовать доходам. Иногда при составлении отчетности возникает соблазн исказить отчетности, например завысить прибыль. Тут вступает в силу принцип консервативности, который гласит, что предположения при составление отчетности не должны приводит к завышению прибыли. Лучше пусть будет меньше чем больше. В нашей стране этот принцип очень любим многими бухгалтерами, так как перед ними стоит задача занизить прибыль, чтобы платить меньше налогов.
Принцип соответствия означает:
Когда вы составляете отчетность – не нужно впадать в фанатизм и высчитать все до копейки. Применяйте принцип разумности, то есть некоторые вопросы можно учитывать приближенно, если они не искажают объективность информации в отчетах. Обычно в качестве порога материальности используется процент от выручки. Показатель свыше 5% считается материальной (существенной).
Элементы финансовой отчетности – финансовые результаты операций и других событий, объединенные в широкие категории в соответствии с их экономическими характеристиками.
Элементами являются: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы.
Активы (asset) – это все то, что может принести компании пользу в будущем.
Активы – ресурсы контролируемые компанией, полученные в результате событий прошлых периодов и от которых компания ожидает получить выгоду в будущем.
Обязательства и капитал у нас принято собирать в более общую форму – Пассив. В английском языке аналога этому слова нет, так как в зарубежной практике принято разделять обязательства (liabilities) и собственный капитал (shareholder’s equity). Эти понятия в себя включают:
Доходы и расходы
Расходы включают в себя расходы возникающие в процессе обычной деятельности компании (себестоимость продукции) и убытки.
Убытки – другие статьи расходов, которые включают в себя расходы относимые на финансовый результат, например потери возникшие в результате стихийных бедствий
Определение капитала такое:
Активы-Обязательства=Капитал
Определение чистой прибыли
Чистая прибыль = Доходы – Расходы
Равенство бухгалтерского баланса
Актив=Пассив
Оценка – процесс определения денежных сумм, по которой должны быть признаны и отражены в финансовой отчетности ее элементы.
Выделяют 4 метода оценки:
Кроме приведенных методов достаточно широко применяется такой метод как: справедливая стоимость.
Справедливая стоимость (Fair value)
– цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в рамках обычной сделки между участниками на дату оценки (цена “выхода”)
Приведение денежных потоков к начальному моменту называется дисконтированием, а к будущему – наращиванием.
PV = FV * 1/(1+R)n
Коэффициент, на который умножается будущая стоимость 1/(1+R)n называется фактором дисконтирования от английского слова factor в значении «коэффициент, множитель».
В данной формуле дисконтирования: R – ставка процента, N – число лет от даты в будущем до текущего момента.
Итак
Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…
Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…
За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…
Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…
Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…
Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…