С нового года первичные документы не будут подтверждать осуществление хозяйственной операции, сообщает Hubs.
3 января 2017 года вступает в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения административных барьеров для экспорта услуг» от 03.11.16 г. № 1724-VIII (далее –Закон № 1724) . Несмотря на столь «оптимистичное» название, некоторые положения данного Закона, могут в следующем году фактически «узаконить» негативные аспекты и без того нелегкой жизни отечественных налогоплательщиков, не имеющих никакого отношения к экспорту услуг.
Именно на эти нормы обращает внимание Мария Золотарева, адвокат, руководитель налоговой практики Адвокатского объединения «Вдовичен и партнеры».
Речь в данном случае о том, что Законом № 1724 внесены изменения в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» № 996-ХIV от 16.07.1999 года (далее – Закон о бухучете) в отношении статуса первичных документов и перечня их обязательных реквизитов.
В частности, с 3 января 2017 г. вступят в силу следующие изменения касательно первичных документов:
— первичный документ не будет являться документом, подтверждающим осуществление хозяйственной операции. Его значение для целей бухгалтерского и налогового учета ограничивается лишь тем, что этот документ содержит информацию о хозяйственной операции;
— из обязательных требований к составлению первичного документа исключили условие о его составлении непосредственно во время осуществления хозяйственной операции либо сразу по её окончании. В свою очередь необязательным реквизитом первичного документа стало указание на место его составления.
На первый взгляд, эти нововведения являются свидетельством упрощения требований к «первичке», а следовательно, приняты в пользу плательщиков налогов. Можно ли согласиться с данным утверждением? На мой взгляд, изменения в статусе первичных документов, внесенные Законом № 1724, могут иметь в большинстве своем либо нулевой результат, либо, наоборот, привнести дополнительные сложности во взаимоотношениях налогоплательщиков с фискалами.
Почему? Аргументы следующие
С 3 января следующего года первичный документ больше не будет подтверждать осуществление хозяйственной операции. Интересно отметить, что в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого был принят Закон № 1724, было указано, что этим проектом предлагается дополнить Закон о бухучете уточнением понятия «первичный документ», согласно которому данный документ, в том числе, предоставляет разрешение на осуществление хозяйственной операции или подтверждает ее осуществление.
Но имеем то, что имеем…
Принятое новшество фактически узаконивает достаточно сложную для плательщиков налогов ситуацию в многочисленных налоговых спорах, связанных с проведением так называемых «нереальных» хозяйственных операций. Судебная практика сформирована на сегодняшний день таким образом, что при малейшем подозрении обязанность доказывания реальности осуществления хозяйственных операций возлагается именно на плательщика налогов, а судья же занимает позицию налогового инспектора, перепроверяя, доводы плательщика. До внесения изменений в Закон о бухучете, отправной точкой в доводах о «реальности» был «нормативный постулат» о том, что на момент налоговой проверки были в наличии первичные документы, которые в силу Закона подтверждают осуществление хозяйственных операций. В дальнейшем плательщик налогов разными с помощью разных способов, методов и приемов доказывал реальность таких операций. На сегодняшний день такой отправной точки фактически не существует.
Но в связи с этим возникает и вполне резонный вопрос, например, относительно подтверждения получения услуг, которые, исходя из их сути, потребляются в процессе предоставления. Было бы несправедливым утверждать, что услуги существуют в хозяйственной деятельности только лишь для незаконной оптимизации налогообложения. Но если ранее акт предоставленных услуг подтверждал факт осуществление хозяйственной операции, то теперь такой статус у данного документа отсутствует. Тогда каким образом доказать факт получения, например, устных консультаций юриста? Скорее всего, в данном случае, без дополнительного арсенала разнообразных доказательств тут не обойтись.
Что же касается остальных изменений в статусе первичных документов, то нелишним будет обратить внимание на следующие обстоятельства.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании, в том числе, первичных документов, регистров бухгалтерского учета. В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона о бухучете основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы; для контроля и упорядочивания обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы. При этом нормой ч.2. ст.9 Закона о бухучете четко предусмотрено, что хозяйственные операции должны быть отображены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
Таким образом, по результатам анализа вышеуказанных положений законодательства усматривается следующая логическая цепочка: хозяйственная операция – первичный документ – отображение в бухгалтерском и налоговом учете – фиксирование в налоговой отчетности. Следовательно, учитывая тот факт, что основанием для отображения в бухгалтерском учете является первичный документ, который содержит данные о такой операции, можно сделать вывод, что требование о «своевременном» отображении хозяйственной операции, предусмотренное ч.2 ст.9 Закона о бухучете, не может быть выполнено без наличия такого первичного документа. Достаточно неправдоподобным при этом представляется и ситуация, когда при получении контрагентом товара, например, 20 декабря, плательщик согласиться на его предложение подписать расходную накладную 10 декабря (особенно это касается плательщиков НДС и факта своевременности исполнения взятых сторонами договорных обязательств).
Как следствие, можно сделать вывод, что вышеуказанные изменения в Законе о бухучете, скорее всего, направлены на то, чтобы снять с первичного документа статус доказательства в налоговых спорах относительно нереальности хозяйственных операций и облегчить фискалам доказывание реальности операций. Таким образом, нововведения, связанные с принятием Закона № 1724, могут оказаться ложкой дегтя в бочке меда.
Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…
Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…
За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…
Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…
Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…
Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…