Головна » Власнику бізнеса » Фінанси » Основные финансовые отчеты и для чего они нужны
Фінанси

Основные финансовые отчеты и для чего они нужны

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Основные финансовые отчеты

Как только речь заходит о финансах руководители и собственники вспоминают про три базовых финансовых отчета, которые являются must have для любого бизнеса. Но к сожалению в своем большинстве они не умеют их толком анализировать и составлять и порой выдумываю свои формы этих отчетов, которые считают единственно верными.

Этими тремя видами отчетов являются:

  • Баланс
  • Отчет о финансовом результате
  • Отчет о движении денежных средств

Каждый из этих отчетов составляется по определенной методике и отображает в себе какую то полезную информацию для пользователей этих отчетов.

Баланс отображает финансовое положение компании на определенную дату, отчет о финансовом результате отображает результаты деятельности компании за определенный период, а отчет о двиежении денежных средст отображает направления и потоки движения денежных средств предприятия.

Кассовый метод и метод начисления

Перед тем как начать рассматривать каждый отчет отдельно, я хотел бы напомнить, что существует два способа учета доходов и расходов: начисления и кассовый.

Почему я об этом вспоминаю? Да потому, что многие предприниматели считают свой финансовый результат кассовым методом, что в корне неверно.

Давайте рассмотрим каждый способ отдельно.

Разница между этими способами состоит в методе отражения доходов и расходов на выбранный учетный период. Т.е. в том, какие хозяйственные операции за период считать расходом, а какие доходом. Понятно, что за всё время существования предприятия, все поступления денег являются доходом, а все выплаты являются расходом. Но нас интересует не всё время работы, а каждый конкретный период. Квартал, месяц, неделя или даже день. Когда мы разбиваем нашу временную прямую на отрезки, и возникает разница.

При кассовом методе доходом считается любое поступление денежных средств в кассу или на расчетный счет, а расходом – любая оплата или выплата, совершенные в учетном периоде. При этом связь между доходами и расходами за один и тот же период не имеет значения. Купили водку, продали час караоке, — все равно это доход и расход.

При методе начислений доходом за период считается продажная стоимость реализованных товаров и услуг, оказанных в этом периоде, в не зависимости от их оплаты. А расходом считается себестоимость реализованных товаров и услуг, а также потребление предприятием товаров и услуг, и тоже вне зависимости от их оплаты поставщику. Т.е. если доходом является Борщ, то расходом считается все, что связано с этим борщом – продукты, зарплата повара, аренда зала, электричество, и т.д. Т.е. все, что привело к возможности реализовать именно этот Борщ.

Какой метод лучше?

Это зависит от ситуации.

Кассовый метод проще в исполнении, т.к. основывается на данных платежных систем, которые очень легко собрать – они отражаются в кассовой или банковской системе и всегда подтверждены первичными документами. Кроме того, результат этого метода – прибыль – совпадает с кассовым остатком, т.е. может быть легко проверена (пересчетом наличности).

Метод начислений сложнее, и его прибыль не совпадает с остатком в кассе, но он точнее в том смысле, что если по полученной прибыли считать рентабельность или эффективность деятельности предприятия, то в ней больше смысла, т.к. доход, расход и прибыль взаимосвязаны.

Читати по темі:  Вычисление эффективной процентной ставки

Разницу между ними можно проиллюстрировать на примере расхода бензина в автомобиле. Расход бензина – это некий показатель, которым мы используем для измерения «эффективности» автомобиля (и стиля вождения). Чем ниже расход бензина, тем лучше.

«Метод начисления» – это если мы сравниваем пройденное за период расстояние с объемом бензина,потраченным за этот же период. Для этого мы используем бортовой компьютер. Мы можем за одну неделю проехать 100 км и потратить 7 литров (7 л/100км), а за другую проехать 1000 км и потратить 60 л (6 л/100км). Очевидно, что за вторую неделю мы ездили экономичнее или «эффективнее».

«Кассовый метод» — это если мы сравниваем пройденное за период расстояние с объемом бензина, купленным (залитым в бак) за этот же период. Мы можем за одну неделю залить 50 л и проехать 1 км (5000 л/100км), а на следующей неделе долить еще 1 л и проехать 100 км (1 л/100км). Очевидно, что результаты не сравнимы, в них нет смысла.

Отсюда следует очень простой вывод:

Прибыль не равна деньгам в кассе. Для анализа показателя «деньги» используется отчет о движении денежных средств, для анализа показателя «прибыль» — отчет о прибылях и убытках.

Баланс

Баланс является фотографией вашего бизнеса на определенную дату. И показывает финансовое состояние компании. 

Для чего вы можете использовать баланс?

  1. Дать ответ на вопрос: а где деньги? ( на счете, в товаре,….)
  2. Можно посмотреть итоги и остатки, узнать сколько у нас ОС, товаров, задолженности;
  3. Для подсчета финансовых коэффициентов;
  4. Определить балансовую стоимость бизнеса.

Если говорит кратко, то вам нужно помнить:

  • В любом бизнесе есть баланс;
  • Активы = Пассивы;
  • В активах отображается, то что принадлежит компании, в обязательствах — долги компании;

Хороший баланс это когда:

  1. Растет валюта баланса;
  2. Оборотных активов больше чем необоротных
  3. Собственный капитал больше заемного
  4. Темп прироста дебиторка такой же как и кредиторки.

Сам баланс имеет следующую структуру:

В левой части мы видим информацию, про активы имеющиеся у компании, в правой же части расшифровывается источники происхождения этих активов. Эти источники могут быть как собственные, так и заемные.

Равенство баланса обеспечивается тем, что каждая операция в учете отображается на двух счетах бухгалтерского учета, причем на одном счете по дебету, а на другом — по кредиту.

Все операции, которые отображаются в учете можно разделить на 4 типа:

  1. Операция затрагивает только активы: А+Х-Х=П
  2. Операция затрагивает только пассивы: А = П+Х-Х
  3. Операция увеличивает и активы и пассивы: А+Х=П+Х
  4. Операция уменьшает и активы и пассивы: А-Х=П-Х

При этом баланс очень тесно связан с другими финансовыми отчетами и аккумулирует в себе итоги других отчетов.

Эта связь кроется в нашем бухгалтерском тождестве:

Активы = Собственный капитал — Изъятия собственного капитала + Доходы — Расходы

Финансовый результат сидит в статье Баланса — «Нераспределенная прибыль», которая включается в состав собственного капитала.

А движение денежных средств это ничто иное, как разница между статьей Баланса «Денежные средства» между началом и концом периода.

Отчет о финансовом результате (P&L)

Этот отчет имеет множество названий, но суть у него одна — отображение финансового результата деятельности за определенный период и расшифровка составляющих доходов и расходов.

Какие цели использования данного отчета?

  • Увидеть финансовый результат и его составляющие
  • Посчитать важные финансовые коэффициенты: маржинальность, рентабельность
  • Посчитать точку безубыточности
  • Иметь представление о стоимости бизнеса
Читати по темі:  Методичні рекомендації з перевірки порівнянності показників фінансової звітності суб’єктів державного сектору

Кратко схему построения данного отчета можно представить так:

Статьи доходов и расходов в управленческом отчете о финансовых результатах можно детализировать до необходимого уровня, но структура будет оставаться такой.

Этот отчет составляется по методу начисления, а не по приходу или расходу денежных средств. Если вы его составляете по деньгам, то это уже не P&L.

Возьмем например выручку от продаж. Она считается по выполненным обязательствам, по факту отгрузки товара, по факту оказания услуг. Подтверждают выручку акты подписанных услуг или расходные накладные. Выручка отображатеся без учета косвенных налогов (например — НДС).

Что нужно знать руководителю про этот отчет:

  • Этот отчет нужно обязательно составлять;
  • Доходы и расходы отображаются методом начисления;
  • Следует придерживаться правила периодов: расходы признаются одновременно с доходами для получения которых они были понесены, особенно это касается себестоимости запасов;
  • Косвенные налоги не учавствуют в формировании финанансового результата (но у этого правила есть исключения)

Связь отчета о прибылях и убытках с балансом

Отчет о прибылях и убытках и баланс ни в коем случае не заменяют друг друга, поскольку выполняют разные функции. Баланс, как уже говорилось, показывает финансовое положение компании на тот или иной момент, это «моментальный снимок» принадлежащих компании активов. А отчет о прибылях и убытках показывает поток прибылей за период. Между двумя формами отчетности существует прямая связь.

Отчет о прибылях и убытках связывает балансы на начало периода и на конец отчетного периода. Так, в начале нового отчетного периода баланс показывает исходное финансовое положение компании. Через некоторое время составляются отчет о прибылях и убытках, показывающий, какую прибыль компания получила за период, и баланс, отражающий новое финансовое положение компании на конец периода. Этот баланс показывает изменения, которые произошли с даты предыдущего баланса.

Отчет о движении денежных средств (ОДДС, CF )

Многие руководители не понимают, что прибыль компании не обязательно связана с деньгами которые она получает. Да, в конечном итоге компания должна получить прибыль в денежном выражении и если взять достаточно длительный промежуток времени то отчет о финансовом результате и отчет о движении денежных средств будет показывать одинаковые цифры.

Для развития компании нужны деньги и если компания активно развивается их может не хватать и она начинает активно их искать на стороне. Для того чтобы потенциальный инвестор понимал, откуда у компании берутся деньги и был придуман ОДДС. Он показывает, сколько денег компания имела в начале отчетного периода, сколько — в конце и почему начальное и конечное значение различно.

Сам отчет составляется кассовым методом. И это первый отчет, который составляет руководитель, еще даже до того как задумывается о системе отчетности.

Для чего составляют данный отчет?

  • чтобы знать сколько в бизнесе денег, спрогнозировать кассовые разрыва и потребность в финансировании;
  • сделать анализ денежных потоков компании;
  • проследить взаимосвязь денежного потока и прибыли.

Сам отчет имеет три стандартных раздела:

  1. Движение денежных средств от основной деятельности;
  2. Движение денежных средств от инвестиционной деятельности ;
  3. Движение денежных средств от финансовой деятельности

Эти разделы можно интерпретировать следующим образом:

  • Компания получила Х грн. от своей основной деятельности;
  • на свое развитие она потратила Y грн.;
  • компания заняла Z грн.

Классический финансовый ОДДС может составляться двумя методами: прямым и косвенным.

В прямом методе отдельно перечисляются все главные статьи движения денежных средств. Затем из поступлений денежных средств вычитают суммы сделанных платежей.

Читати по темі:  8 шагов к тому, чтобы покончить с отчетностью ради отчетности

В косвенном методе записывается чистая прибыль, и затем она корректируется в соответствии с данными, необходимыми для определения на его основе объема чистого потока денежных средств полученного или израсходованного от основной деятельности.

Пример ОДДС составленного косвенным методом

Денежные потоки от операционной деятельности
Чистая прибыль 3 000 000
Корректировки:  
Износ и амортизация 125 000
Резерв на потери по дебиторской задолженности 20 000
Прибыль от продажи объекта (65 000)
  80 000
Увеличение торговой дебиторской задолженности (250 000)
Уменьшение запасов 325 000
Снижение кредиторской задолженности (50 000)
  25 000
Денежные средства, полученные от операций 3 105 000
Денежные потоки от инвестиционной деятельности
Приобретение основных средств (500 000)
Поступления от продажи оборудования 35 000
Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности (465 000)
Денежные потоки от финансовой деятельности
Поступления от выпуска обыкновенных акций 150 000
Поступления от выпуска долгосрочных долговых обязательств 175 000
Выплаченные дивиденды (45 000)
Чистые денежные средства, использованные в финансовой деятельности 280 000
Чистое увеличение денежных средств и их эквивалентов 2 920 000
Денежные средства и их эквиваленты на начало периода 2 080 000
Денежные средства и их эквиваленты на конец периода 5 000 000

Каким бы методом вы не пользовались результат будет один и тот же. Косвенный метод дает лучше понять, чем денежный поток от операционной деятельности отличается от прибыли. Кроме того, он проще в составлении, поэтому многие компании используют именно его.

В чем полезность отчета?

Этот отчет интересен многим пользователям. Так как он помагает выявить возможные манипуляции с данными финансовой отчетности. Данные этого отчета очень легко проверить, просто посмотрев движение денежных средств по счетам. Их просто нельзя сделать искусственно. Поэтому если вы анализируя отчетность видите существенное увеличение прибыли, которое не сопровождается существенным увеличением денежного потока, то здесь надо насторожиться и проанализировать причины роста такой прибыли.

Если у компании возникает отрицательный денежный поток, то это не значит, что она убыточная. Просто у компании возникает необходимость искать дополнительное финансирование для своего бизнеса.

Что нужно помнить руководителю про этот отчет:

  • У вас должен быть этот отчет;
  • Правила составления: по кассовому методу;
  • В этом отчете не должно быть слов: Доходы или расходы, есть поступления и выплата денежных средств;
  • Остаток денег — не прибыль. Не ищите ее в своем сейфе. Чистый денежный поток — это не показатель того, сколько заработала компания

Итоги

Мы с вами рассмотрели три базовых финансовых отчета, которые есть практически у любой компании. Все эти отчеты взаимосвязаны и являются лишь отчетами верхнего уровня и по сути являются вишенькой на торте вашей финансовой системы отчетности, которая включает в себя также операционные и аналитические отчеты.

При составлении отчетности помните, что она должна быть:

  • Структурной — отчетность это система, и она должна быть тесно вплетена в структуру вашей компании.
  • Достаточной — она не должна быть избыточной.
  • Ценной — ее нужно составлять если ею пользуются иначе она лишено смысла. НЕ надо делать отчет ради самого отчета.
  • Достоверной — вы должны доверять цифрам в отчетности.
  • Своевременной — детализация отчетов это хорошо, но если он сделан, а необходимость в нем отпала, то такой отчет не нужен.

Источние: Блог Антона Пискуна

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поділіться з друзями - підтримайте проект

Додати коментар

Клікніть, щоб прокоментувати

двадцать + 4 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наша розсилка

Реклама

Random Quote

Первый бухгалтерский баланс был составлен в первой половине 1390-х, а отчёт о движении денежных средств в 1863 году.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: