Кадровий облік

ТОП-10 условий для договоров ГПХ, чтоб при проверке их не признали трудовыми

Каких требований следует придерживаться при заключении и использовании договоров ГПХ, чтобы их при проверке не признали трудовыми:

  1. «Лучше плохой ГПД, чем никакого»: отсутствие документа это законные 112 тыс., но, если уже и заниматься вопросом, то документы должны быть «железобетонными».
  2. ГПД не должны быть системными, длительными: продолжительность больше 1 года или перезаключение каждый месяц = 100% ТД.
  3. Четкие формулировки в договоре в части предмета с указанием на объем, количество, наименование работ/услуг, срок выполнения, стоимость работ/услуг и т. д.: указываем конкретную работу/услугу, а не должность/профессию (к примеру, не работа швеи, а услуги по пошиву одежды), алгоритм расчета оплаты (сумма не должна быть фиксированная).
  4. Оплата услуг/работ должна отличаться от специфики выплаты з/п + привязана к сдаче-приемке работ/услуг: во-первых, оплата не за процесс, а за результат, т. е. сдельная (к примеру, продавец получает вознаграждение только при продаже товара); во-вторых, выплата не 2 раза в месяц, а, к примеру, 1 раз в 1,5–2 месяца или «по факту» и разными суммами; в-третьих, не в день выплаты з/п.
  5. Три важных условия для ГПД:
    • возможность привлечения исполнителем для оказания услуг/работ субподрядчиков. При ТД трудовая функция выполняется персонально;
    • оказание услуг/работ из/на средств/материалов/инвентаре исполнителя (хотя бы частично);
    • обязательство исполнителя возместить все причиненные убытки заказчику. По общему правилу матответственность работника ограничивается средним месячным заработком.
  6. «Табу» на использование в ГПД «трудового» подтекста: терминологии, подчинения ВТР, соцгарантий и т. д.
  7. Правильно отражайте в бухучете расчеты с подрядчиками (на счетах 63 или 68, а не 66) — это будет лишним подтверждением реальности ГПД.
  8. Используйте ГПД под непрофильные направления деятельности (по возможности) — в противном случае готовьте «легенду», ведь этот аспект интересен и для фискалов.
  9. Целесообразнее избегать перевода штатных сотрудников на аутсорсинг или использования «связанных» лиц — данный момент также имеет фискальный «интерес».
  10. Не забывайте креативить: аренда рабочего места, поручение, агентские договора и др. вместо или в дополнении «стандартного» ГПД — безопаснее то, что еще не заезжено!

Андрей Тамошюнас

Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Юридические риски SaaS-проектов: что проверяют инвесторы и клиенты

SaaS-модель удобна: регулярные платежи, масштабируемость, предсказуемый рост. Но именно она делает бизнес уязвимым: ошибки в…

2 дні ago

Епіцентр відкриває новий торгово-розважальний центр в Обухові

Перший торговий об’єкт мережі Епіцентр в Обухові Київської області відкриється вже 20 вересня на вулиці…

1 місяць ago

З 1 жовтня змінюються правила карткових переказів. Нова ера прозорості від Національного банку України

З 1 жовтня 2025 року в Україні запрацюють нові правила здійснення карткових операцій. Національний банк…

1 місяць ago

Розподілена генерація в Україні: нові правила, фінансування та спрощення процедур

Стійкість та безперервність енергопостачання сьогодні є ключовими факторами для функціонування економіки та захисту інтересів бізнесу…

1 місяць ago

Як обміняти Bitcoin (BTC) на українські гривні (UAH) з комп’ютера і телефону

Отримати Bitcoin можна різними способами, починаючи від купівлі через спеціалізовані сервіси (біржі, обмінники, Р2Р-платформи), закінчуючи…

2 місяці ago

Лист Мінекономіки від 19.08.2025 №4701-05/55169-09

МІНІСТЕРСТВО ЕКОНОМІКИ, ДОВКІЛЛЯ ТА СІЛЬСЬКОГО ГОСПОДАРСТВА УКРАЇНИ Мінекономіки вул. М. Грушевського, 12/2, м. Київ, 01008,…

2 місяці ago