ODOO

Учёт основных средств и начисление амортизации в ERP ODOO

Основные средства — особый вид активов, которые имеют свои особенности учета, про которые я уже вспоминал в статье «Особенности учета основных средств».

Сейчас мы рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учета основных средств (далее по тексту — ОС) в ERP ODOO 11 версии, а также покажем дополнительные возможности которые дает нам эта система.

После установки базового модуля учёта, нам необходимо зайти в меню Invoicing/Configuration/Settings и поставить галочку в Assets Management который находится в разделе Automated Entries.

После сохранения настроек у нас появится новый пункт меню в сегменте Invoicing

Категории основных средств

Каждому ОС может быть присвоена категория, в которой можно обобщить правила бухгалтерского учета для этой группы Основных средств. Для ведения новой категории либо просто для просмотра существующих нужно опустится чуть ниже в настройки и найти там Management/Asset types

Сама категория имеет следующие настройки

В блоке Journal Entries мы указываем настройки для бухгалтерского учета:

  • Журнал — в который будут делаться записи при начислении амортизации
  • Счет для учета основного средства (Asset account) — если говорить про украинский план счетов, здесь бы мы указали 104 счет;
  • Счет для учета расходов по амортизации (Depreciation Entries: Expense account ) — 92 счет;
  • Счет счет для учета амортизации (Depreciation Entries: Asset account) — 131 счет
  • Если в системе активирован аналитический учет — то в отдельном поле указываем аналитический счет, который будет на себе накапливать информацию про начисленную амортизацию.

Далее мы должны указать метод начисления амортизации для этой категории и срок ее начисления. В базовой версии доступно два метода: прямолинейный и нисходящий (метод уменшающегося остатка).

Перед тем как делать закупку ОС нам вначале надо завести в системе карточку ОС в общем справочнике продукции. Для этого идем в каталог продукции (например — Inventory/Master Data/Products) и создаем новый элемент. Желательно создать для ОС отдельную категорию продукции и во вкладке Invoicing указываем категорию ОС к которой будет у нас оно относиться.

Покупка основных средств

Теперь делаем закупку ОС. Для этого мы воспользуемся стандартным функционалом закупок в системе.

После того как у нас сформировался инвойс из заказа закупок у нас в позиции инвойса автоматически подставится категория ОС. Если мы не указали эту информацию в карточке продукции у нас есть возможность выбрать категорию вручную.

Если в позиции инвойса указано категория, то после его подтверждения у нас в системе автоматически создаться карточка основного средства и автоматически расчитается амортизация на весь период.

Если у нашего ОС есть ликвидационная стоимость, то ее мы указываем в поле Salvage Value.

Изменить условия начисления амортизации для ОС мы можем во вкладке Depreciation Information. Там мы можем поменять метод начисления и срок ее начисления.

Для того чтобы пересчитать амортизацию нам нужно нажать кнопку Compute Depreciation.

Если все в карточке основного средства заполнено верно, то мы можем его подтвердить нажав на кнопку Confirm. После чего у нас появится возможность начислять и отображать в учете амортизацию.

Начисление амортизации

Есть два способа начислить амортизацию: ручной и автоматизированный.

Если мы хотим начислить амортизацию по какому то конкретному ОС, то для этого нам надо войти в карточку такого ОС и нажать на красный кружок в том периоде в которым мы хотим создать запись в учете.

После нажатия у нас создаться черновик записи журнала и по смарт кнопке Journal Items мы можем перейти во все записи учета которые созданы по этому ОС.

После того как мы опубликуем эту запись наш кружок станет зеленым.

Если у нас много ОС, то заходить в каждую карточку будет утомительным. Для того чтобы начислить амортизацию по всем ОС за какой то период нужно зайти в Invoicing/Adviser/Generate Asset Entries, указать период и нажать кнопку Generate Entries, после чего по всем ОС создадуться записи по начислению амортизации.

Изменение сроков начисления амортизации

Если в процессе эксплуатации ОС нам нужно изменить срок начисления амортизации, то мы это можем сделать зайдя в карточку ОС и нажав кнопку Modify Depreciation

Новые правила будут применены к остаточной стоимости ОС и не будут влиять на ранее начисленные суммы амортизации.

Выбытие основных средств

Если мы хотим списать основное средство с баланса, то в его карточке надо нажать на кнопку Sell or Dispose, после чего система спишет остаточную стоимость ОС на расходы предприятия. А само ОС перейдет в статус Closed.

Это по сути весь функционал по учету основных средств, который доступен в базовой версии системы.

Существует ряд дополнительных модулей, которые расширяют указанный функционал, но большинство из них платные и реализуют  тот функционал который отсутствует в базовой версии.

Источник: Блог Пискуна Антона

Share
Опубліковано
Buhgalter

Recent Posts

Алгоритм дій щодо примусового стягнення боргів від Мін’юсту

Отримали рішення суду, проте боржник відмовляється виконувати його добровільно? Аби розпочати примусове виконання, потрібно звернутися…

3 тижні ago

Нові правила мобілізації: головні засади нового закону

Верховна Рада України прийняла у другому читанні і в цілому Закон №10449 «Про внесення змін до деяких законодавчих…

3 тижні ago

Чи треба проводити індексацію заробітної плати у квітні та травні 2024 року?

За даними Держстату, інфляція на споживчому ринку в березні 2024 р. порівняно з лютим 2024…

3 тижні ago

Як вийти на закордонний ринок за допомогою онлайн реклами

Вихід на закордонний ринок відкриває нові перспективи для бізнесу. Якщо ви досі продаєте свої товари…

3 тижні ago

Заборгованість з єдиного внеску: ризики для працівника та роботодавця

Єдиний внесок платник має сплачувати незалежно від свого фінансового стану. Зобов’язання із сплати єдиного внеску…

4 тижні ago

Як подати заяву на реєстрацію шлюбу через Дію?

Раніше оформлення шлюбу було складним і тривалим процесом. Однак тепер усе змінилося – подати заяву…

4 тижні ago