Головна » ODOO » Бухгалтерский учет в ODOO: план счетов и бухгалтерские журналы
ODOO

Бухгалтерский учет в ODOO: план счетов и бухгалтерские журналы

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Odoo как учетная система и основная терминология

Мы начинаем серию публикаций посвященной ведению бухгалтерского учета в ODOO и тех возможностей которые предоставляет эта система собственнику бизнеса, руководству, а так же бухгалтеру как дающая действительно качественную информацию для управления предприятием. 

Эта статья будет посвящена тому, с чего начинается учет: плана счетов бухгалтерского учета и журналов, как способа сгруппировать все записи учета по определенным признакам.

И перед тем как начать разговор на заданную тематику выделим основные моменты ведения учета в Odoo и те возможности которые заложены в систему изначально.

Среди основных моментов можно выделить следующие:

  1. Поддержка метода начисления и кассового метода определения доходов и расходов;

  2. Поддержка международных стандартов бухгалтерского учета и разных моделей ведений учета (англо-саксонская, континентальная и пр.);

  3. Поддержка мультивалютности учета;

  4. Ведение учета нескольких компаний. Для каждой компании определяется свой набор правил учетной политики;

  5. Использование метода «двойной записи» в учете;

  6. Возможность настройки отчетов под собственные нужды, есть ряд предустановленных отчетов, которые однако имеют непривычный для нас вид;

  7. Возможность импорта банковских выписок;

  8. Налоговый учет (и учет НДС в том числе);

  9. Поддержка разных методов списания запасов (средняя, фифо и др.);

  10. Вычисление текущего дохода в режиме реального времени;

  11. Возможность учитывать систему налогообложения контрагента;

  12. Учет Основных средств и начисление амортизации.

Терминология

И для начала хотелось бы выделить такие основные термины

Journal (Журнал)

Журнал похож на папку, в которой записываются все транзакции одного типа: все выписки по банковскому счету, все счета-фактуры клиентов, все счета поставщиков. Он используется для организации подобных транзакций вместе.

Payment Terms (условия оплаты)

Условия оплаты описывают, как и когда счет клиента (или счет поставщика) должен быть оплачен. Пример: 30% предоплата, остаток оплачивается через два месяца.

Bank Reconciliation (сверка банковских счетов)

Проверка правильности синхронизации данных клиент банка и системы.

Reconciliation (согласование)

Согласование позиций журналов - это процесс связывания нескольких элементов журнала, таких как счет-фактура и платеж. Это позволяет отмечать счета как оплаченные. Это также полезно при сравнении значений счетов «товары, полученные без счета» и «товары, которые не отправлены».

Journal Entry (запись в журнале)

Запись в журнале - это учетная операция, обычно связанная с финансовым документом: счет-фактура, платеж, квитанция и т. Д.

Запись журнала всегда состоит из по меньшей мере двух строк — дебета и кредита. Сумма дебетовых записей всегда должна быть равна сумме кредитовых. Как вы уже поняли по-нашему это называется проводка.

Journal Item (Элемент журнала)

Строка записи в журнале с дебетом или кредитом, связанным с определенной учетной записью.

Analytic Accounts (аналитические счета)

Субконто (термин 1С), которое не входит в план счетов и позволяет отслеживать расходы и доходы. Аналитические счета обычно группируются по проектам, отделам и т. д. для анализа расходов компании. Каждый элемент журнала публикуется в обычной учетной записи в таблице счетов и может быть помещен в аналитическую учетную запись для целей отчетности или анализа. Аналитический учет - одна из самых сильных сторон Odoo.

Analytic Entries (аналитические записи)

Расходы или доходы, направляемые на аналитические счета, обычно связаны с записями журналов.

Немного теории

Основная информация о произошедших хозяйственных операциях отображается в первичных документах, которые и являются основанием для проведения бухгалтерских записей. Для большего удобства все операции отображаются на бухгалтерских счетах, которые выступают средством обобщения, группирования активов, источников их образования методом двойной записи (по дебету и кредиту) в проводках. Каждая операция должна быть отображена по дебету одного счета и по кредиту другого.В зависимости от объекта учёта счета в украинском плане счетов разделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. По степени детализации учёта счета подразделяются на синтетические, субсчета, аналитические.

Читати по темі:  Рахунки бухгалтерського обліку

В зависимости от участия сальдо по счёту в формировании бухгалтерского баланса счета разделяются на балансовые и забалансовые. Балансовый счёт — счёт бухгалтерского учёта, показатели которого находят отражение в бухгалтерском балансе. Однако это не означает, что названия статей баланса должны соответствовать названиям балансовых счетов. Данные одного балансового счёта могут отражаться в нескольких статьях баланса. Забалансовые счета предназначены для учёта имущества, не принадлежащего организации, и других хозяйственных сведений, не имеющих отношения к имуществу и обязательствам предприятия.

Для каждой группы средств и источников этих средств используется отдельный счёт, где отражается остаток (сальдо) данной группы на начало учётного периода и все изменения, вызванные произведёнными хозяйственными операциями. Каждый счёт имеет две стороны: дебет и кредит. Сумма всех операций, отражённых по дебету счёта, называется дебетовым оборотом; сумма всех операций, отражённых по кредиту, — кредитовым оборотом. Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток (сальдо) по счёту.

Систематизированный перечень бухгалтерских счетов содержится в плане счетов.

Бухгалтерские счета

Одной из форм ведения бухгалтерского учета является журнально-ордерная система. 

Журналы-ордера – учетные регистры хронологической регистрации хозяйственных операций синтетического и в ряде случаев аналитического учета. Записи в них производятся по мере поступления первичных документов или итогами за месяц из накопительных ведомостей. Регистрация производится по кредитовому признаку, т. е. по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Это достигается использованием шахматной формы журналов-ордеров. При этом сумма хозяйственной операции записывается лишь однажды, но показываются как дебетуемый, так и кредитуемый счета.

Для удобства записей в журналах-ордерах предусмотрена типовая корреспонденция счетов. Каждый журнал-ордер ведется по одному счету или по нескольким близким по своему содержанию счетам.

Мы не зря упомянули именно эту форму учета. Журналы бухгалтерского учета в Odoo чем-то напоминают именно ее. Но говорить, что они идентичны было бы не совсем  верно.

И после краткого теоретического экскурса перейдем к практике и рассмотрим как же устроен план счетов в Odoo и какие настройки имеет каждый счет бухгалтерского учета.

План счетов

Шаблоны плана счетов

Для того, чтобы в Odoo появилась возможность вести бухгалтерский учет нужно установить стандартный модуль account_accountant " Бухгалтерский и финансовый учет", после чего в меню появится пункт "Учет"

 

После первоначальной установки Odoo в нем будет предустановлен шаблон плана счетов "Configurable Account Chart Template", который вам даст со старта возможность вести учет в системе и даже получить некоторую отчетность для демонстрации, того что все действительно работает.

Вы также имеете возможность установить себе дополнительно план счетов практически любой страны мира, в том числе и Украины.  Для того чтобы найти украинский план счетов вам нужно найти соответствующий модуль. Его можно поискать зайдя в Установки/приложения и перейти по адресу  https://apps.odoo.com/apps/modules/ , затем следует набрать в поиске: l10n_ua, в результате мы получим список модулей, которые уже разработаны под Украину. Эти модули могут быть как платные так и бесплатные, обращайте так же внимание на версию модуля.

После установки шаблона плана счетов, он появится в Настройка/Шаблоны/Счета/Шаблоны плана счетов. Для того, чтобы подтянуть шаблон в качестве действующего плана счетов нужно зайти в Установки/Настройка/Учет и там выбрать шаблон в качестве действующего плана счетов.

Каждый шаблон плана счетов имеет свои настройки, которые находятся прямо в нем.

Как мы видим в шаблоне прописывается набор настроек, констант, которые будут применяться при работе с данным шаблоном.

План счетов

Для того, чтобы увидеть действующий перечень счетов  нужно зайти в меню Учет/Настройка/Счета/Счета

 

план счетов odoo

Каждый счет бухгалтерского учета имеет свои настройки, которые будут определять, как он будет включаться в финансовую отчетность и  будет ли он выбираться в некоторых документах и формах отчетности.

Читати по темі:  Бухгалтерский учет в ODOO: ручной ввод и редактирование записей журнала (проводок)

И давайте для примера рассмотрим эти настройки 

Как мы видим мы можем указать родитель данного счета, то есть счет более высокого уровня, за счет чего у нас будет некоторая иерархия. В данном случае родителем будет счет 31 "Рахунки в банках"

Сразу в карточке счета мы можем увидеть дебетовый и кредитовый оборот и конечное сальдо по счету на сегодняшнюю дату.

Каждому счету можно задать вторичную валюту, что позволит вести учет операций параллельно во второй валюте и получить в результате баланс в двух валютах.

В каждый счет можно указать налог по умолчанию, который будет подставляться в документ, в котором будет задействован данный счет. Это можно нужно активировать для указания в счетах задействованных в операциях покупки\продажи. 

Разрешить сверку - определяет, можно ли согласовать записи в этой учетной записи. то поле для счетов дебиторской и кредиторской задолженности и любой другой учетной записи, которая должна быть сверена, кроме банковских выписок.

Особый интерес для нас будет представлять две настройки: Внутренний тип и Тип счета, именно эти настройки будут определять поведение счета при составлении отчетности. 

Внутренний тип.

Эта характеристика является "зашитой" в систему и имеет следующие варианты выбора:

  • Вид (View) - для создания иерархической структуры плана счетов, обычно указывается для синтетических счетов, которые собирают на себя информацию субсчетов но  не принимают участия в проводках;
  • Обычный (Regular) - большинство счетов будут иметь именно эту настройку;
  • Счета к получению (Receivable) - применяется к счетам учета, которые предназначены для учета дебиторской задолженности покупателей/заказчиков (например 361)
  • К оплате (Payable)- обычно этот тип счета указывается в счетах, на которых учитывается кредиторская задолженность перед поставщиками (например 631 или 685 счет)
  • Ликвидность (Liquidity) - применяется к счетам, на которых ведется учет денежных средств;
  • Объединение (Consolidation) - применяется в случае если счет консолидирует на себе информацию из этого плана счетов или других планов счетов созданных в системе (если учет ведется например в дочерних компаниях, а информация должна консолидироваться в материнской)
  • Закрыто (Closed) - этот тип счета, ставится если вы приняли решение по какой-то причине не использовать этот счет в учете, но в прошлых периодах по этому счету были какие-то обороты.

Тип счета

Изначально уже заложены некоторые основные типы счетов, но ничто вам не мешает создать новые или видоизменить старые. Эта настройка определяет как счет будет отображаться в финансовой отчетности и их можно будет использовать для целей отчетности (генерировать по ним отдельные отчеты)

Для просмотра существующих типов счетов нужно зайти в: Учет/Настройка/Счета/Типы счетов. Здесь мы увидим те типы счетов которые у нас уж сгенерированы в системе.

Настройки типа счета выглядят так:

  • Тип счета - просто указывается название для идентификации;
  • Код - опять таки просто индентификатор - указывается латинскими буквами
  • Категория: баланс/прибыль убыток - указывается как счет будет отображаться в финансовой отчетности: Баланс (счет актива), Баланс (счет обязательств), Прибыль и убыток (счет доходов). Прибыль и убыток (счет расходов)
  • Метод создания проводок - в этом поле указывается, как  будет перенесена учетная запись при закрытии финансового года и она может иметь следующие значения:
  1. Ни одного (None) - означает, что учетная запись не будет передана. Обычно используется для счетов доходов и расходов.
  2. Баланс (Balance) - означает, что остаток на счете будет перенесен на закрытие года. Обычно используется для балансовых счетов.
  3. Подробности (Detail)-  означает, что каждая отдельная запись будет перенесена на следующий финансовый год.
  4. Не сверенные (Unreconciled) - означает, что только несогласованные (непогашенные) записи будут перенесены на следующий финансовый год. Обычно используется для централизации счетов (кредиторская задолженность / дебиторская задолженность).

Отчетность

После проведения в учете данных о хозяйственных операциях на счетах бухгалтерского учета постепенно накапливаются данные, которые доступны для просмотра. Для того чтобы их просмотреть необходимо зайти в Учет/Планы счетов/План счетов и выбрать период за который вы хотите сформировать отчет.

Читати по темі:  Управление продажами в ODOO

При этом если нас будут интересовать записи бухгалтерского учета которые сформировали эти обороты их можно посмотреть нажав на интересующую нас строку.

Перед нами открывается что-то наподобие карточки счета (термин из 1С) в которой мы видим в каком журнале учета сделана запись, дата проводки, наименование контрагента и сумма.

После установки дополнительных модулей вы получите возможность получать и другие отчеты, которые значительно расширят возможность анализа.

Журналы

Учет в Odoo построен с применением журналов, которые предназначены для группирования проводок по определенному принципу, которые вы заложите при создании журналов. Вы можете создать любое количество журналов исходя из ваших потребностей. Для просмотра существующих журналов и создания нового вам нужно перейти в Настройка/Журналы/Журналы.

Журналы учета имеют много важных настроек, которые будут определять порядок ведения учета в системе. Поля которые выделены синим при  редактировании обязательны к заполнению.

 

И давайте рассмотрим некоторые настройки журналов.

Тип журнала

Журнал может иметь следующие типы:

  • Продажа;
  • Возврат продажи;
  • Закупка;
  • Возврат покупки;
  • Наличные;
  • Банки и чеки;
  • Общие;
  • Открывающие/закрывающие - предназначен для журналов, в которых проводится ввод начальных остатков либо для открытия проводок следующего финансового года.

Дебетовый и кредитовый счет по умолчанию - здесь вам необходимо поставить счета, которые будут автоматически проставляться при создании записи в определенном журнале. В некоторых журналах дебетовые и кредитовые счета являются обязательными. Например, в банковском журнале вы должны поместить связанный банковский счет (созданный в своем плане счетов) в дебетовые и кредитовые счета по умолчанию, чтобы вам не приходилось создавать копии для каждой транзакции вручную.

Журнал открытия баланса - необходимо отметить, если журнал используется например для ввода начальных остатков.

Разрешать отменяющие проводки - отмечается, если вы хотите иметь возможность отменять уже проведенные записи журналов иначе после проведения записи в учете вы уже ничего не сможете с ней сделать.

Особый интерес представляет вкладка: Контроль проводки, где содержится возможность ограничить записи в данный журнал.

Чтобы избежать ввода нетипичных записей в непредназначенные для этого журналы, вы можете установить разрешенные счета бухгалтерского учета или разрешенные типы счетов, которые будут иметь право принимать участие в записях этого журнала и при создании записи в журнале система предложит вам выбор из счетов которые указаны в этом списке. Например на рисунке выше мы видим, что право формировать проводки в журнале имеет ограниченное количество счетов и только они будут иметь право принимать участие в создании  проводок в журнале "Заработная плата"

Эта функциональность полезна для ограничения возможных ошибок ввода данных путем ограничения учетных записей, которые будут использоваться в журнале. И это может облегчить работу бухгалтера при создании первичных документов или ручных проводок. Не пренебрегайте настройками, они вам значительно облегчат работу и позволят меньше допускать ошибок.

Автор статьи: Пискун А.Е, аналитик компании "Симбиоз", главный редактор Бухгалтер24

Заинтересовала ли вас ODOO как CRM/ERP система?

Для получения дополнительной информации пишите на наш e-mail: info@buh24.com.ua


Поділіться з друзями - підтримайте проект

Пошук від Google

Наша розсилка

Приєднуйся до Нас

Події

Відео тижня

«Чому перш за все слід визначатися зі своїми страхами, а потім вже з цілями», Тім Ферріс

Inline
Inline