Головна » Юристу » Юридичні консультації » Как налоговики могут получить информацию от налогоплательщика
Юридичні консультації

Как налоговики могут получить информацию от налогоплательщика

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Налоговое законодательство устанавливает три возможности фискальному органу получить информацию (документы) у налогоплательщика, а именно путем направления запроса о предоставлении информации, проведения проверки, проведения встречной сверки. Рассмотрим приведенные варианты более подробно.

1. Запрос о предоставлении информации

Нормативно-правовое основание: п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса Украины (НКУ) и Порядок периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245 (далее – Порядок № 1245).

Обязанность предоставить информацию (документы) возникает в случае обращения контролирующего органа с письменным запросом о предоставлении информации, необходимой для выполнения возложенных на этот орган функций, задач, и ее документального подтверждения (п. 73.3 ст. 73 НКУ).

Обратите внимание, НКУ не запрещает направление запроса другим налоговым органом, т. е. тем, в котором налогоплательщик не состоит на учете. Таким образом, направить запрос может любой налоговый орган по основаниям, указанным в абз. 6 п. 73.3 ст. 73 НКУ и п. 12 Порядка № 1245. Также количество запросов, которые могут быть направлены, Кодексом и Порядком не ограничено.

Информация и документы предоставляются бесплатно (п. 73.1 ст. 73 НКУ и п. 2 Порядка № 1245).

Кому может быть направлен запрос: исчерпывающий перечень субъектов информационных отношений содержится в п. 3 Порядка № 1245, в состав которого входят физлица (резиденты и нерезиденты Украины, в том числе самозанятые лица), юрлица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения.

Основания для направления запроса: хотя бы одно из оснований, перечень которых содержит абз. 6 п. 73.3 ст. 73 НКУ, п. 12 Порядка № 1245.

Запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГФС и должен содержать:

1) основания для направления запроса с указанием информации, это подтверждающей;

2) перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые предлагается предоставить;

3) печать контролирующего органа.

Срок предоставления ответа на запрос: по общему правилу предоставлять информацию, определенную в запросе, и ее документальное подтверждение необходимо в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса.

Однако, если по результатам проверок других налогоплательщиков или по результатам анализа налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщикомналогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, налогоплательщик обязан предоставить объяснения на запрос в течение 10 рабочих дней со дня его поступления (п. 14 Порядка № 1245).

Как следует из формулировки указанного положения, законодательством фактически установлен 10-дневный срок для ответа на запрос.

Соблюдение указанных сроков очень важно, ведь опоздание налогоплательщика с ответом является основанием для проведения у него документальной внеплановой выездной проверки (пп. 78.1.1 ст. 78 НКУ).

Как свидетельствует судебная практика*, при принятии решения о проведении выездной проверки на основании пп. 78.1.1 ст. 78 НКУ в случае непредоставления объяснения на запрос в установленный законом срок орган ГФС должен соблюдать такую последовательность действий и принимать во внимание факты:

Читати по темі:  Інструкція з отримання електронної виписки з ЄДР

– надлежащего составления налоговым органом и направления в адрес налогоплательщика запроса;

– фактического получения налогоплательщиком такого запроса;

– истечения срока в 10 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком письменного запроса;

– непредоставления налогоплательщиком в налоговый орган письменных объяснений и документальных подтверждений по сути полученного запроса (определение Харьковского апелляционного админсуда от 21.03.2013 г. по делу № 820/96/13-а).

Запрос считается врученным, если он: направлен по почте налогоплательщику письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу; предоставлен под расписку налогоплательщику; направлен в электронном виде с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением ЭЦП органа ГФС (в случае поступления сформированного программным обеспечением уведомления о доставке) (п. 13 Порядка № 1245).

Требования к копиям предоставленных документов. Если орган ГФС просит предоставить заверенные предпринимателем копии всех затребованных документов, следует иметь в виду, что на сегодняшний день ни НКУ, ни Порядок № 1245 не устанавливают, как именно они должны быть заверены, и должны ли быть заверены вообще. Требования налоговиков заверять все предоставленные копии сейчас неправомерны, поскольку это норма старой редакции пп. 20.1.6 ст. 20 НКУ, которая была изменена в 2013 году. Заверенные копии предоставляются только в ходе проведения налоговой проверки, а не при предоставлении ответа на запрос.

Таким образом, копии документов в рамках предоставления ответа на запрос могут не заверяться налогоплательщиком. Вместе с тем, если есть желание и время, то заверить все же можно. Если документов много, их пронумеровывают, прошивают с указанием на последнем листе количества страниц, Ф.И.О. предпринимателя, даты, с проставлением подписи и оттиска печати (при наличии).

 

Обратите внимание, органу ГФС запрещается изымать оригиналы первичных, финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов за исключением случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством (п. 85.5 ст. 85 НКУ), и при наличии решения суда об изъятии оригиналов документов (пп. 20.1.38 ст. 20 НКУ) или по решению суда в рамках проведения проверки налоговой милицией (абз. 3 п. 24 ст. 11 Закона Украины от 20.12.90 г. № 565-XII “О милиции”).

В письме-ответе (объяснении) обязательно должны быть: номер и дата запроса, на который предоставляется ответ; запрашиваемая информация (п. 15 Порядка № 1245).

Основание для отказа в предоставлении ответа (документов): запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абз. 1 и 2 п. 73.3 НКУ.

Совет. Даже в таком случае не стоит игнорировать этот запрос. Есть смысл составить ответ-отказ, в котором аргументированно привести причину непредоставления информации (документов), ссылаясь на нормативную базу.

Наличие обоснованного отказа хотя и защитит от обвинений относительно непредоставления ответа на запрос, но, к сожалению, не обезопасит от направления другого документа, составленного уже на основании пп. 78.1.1 ст. 78 НКУ, когда информация будет требоваться уже в рамках проведения документальной выездной внеплановой проверки. Отказывая в предоставлении информации, предпринимателю сразу следует готовиться или к такой проверке, или к обжалованию в суде приказа о ее назначении.

Читати по темі:  Как контролирующие органы устанавливают факт осуществления хозяйственной операции

Суд в большинстве случаев соглашается с доводами налогоплательщика (см. Определение выше), что общие фразы в запросе, как, например, “установление сомнительности в факте осуществления операций”, не могут быть основанием для предоставления информации на него и, как следствие, для назначения внеплановой проверки. По мнению суда, из такой фразы невозможно определить, кем именно и когда была установлена эта сомнительность, в чем именно она заключается и какими доказательствами подтверждается. Вместе с тем при отсутствии в Украине прецедентного права каждый суд может выносить решения по своему усмотрению, без учета имеющейся судебной практики.

2. Проверка

Нормативно-правовое основание: глава 8 НКУ (о предоставлении документов – ст. 85). Органы ГФС имеют право запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в учете, регистры, финансовую, статистическую и иную отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на такие органы (пп. 20.1.6 ст. 20 НКУ).

Обязанность предоставить информацию возникает у налогоплательщика после начала проверки. Он должен предоставить в полном объеме все документы, относящиеся или связанные с предметом проверки.

Начало проверки: любая проверка начинается с получения налогоплательщиком приказа о ее проведении (п. 78.4 ст. 78 НКУ).

Перечень документов. Обычно перечень документов, которые должны быть предоставлены для проверки, содержится в приказе. Если он отсутствует, есть смысл составить письмо в налоговый орган с просьбой уточнить объем необходимых для проведения проверки документов. Один экземпляр письма предоставляется инспектору, а другой (обязательно – с указанием должности и фамилии инспектора, подписью и даты получения, желательно – с отметкой канцелярии органа ГФС о получении) останутся у налогоплательщика. Целесообразно любую коммуникацию осуществлять в письменной форме с подписью о получении. Это обезопасит предпринимателя от необоснованных обвинений со стороны контролеров относительно непредоставления документов или информации в ходе проверки.

Сроки предоставления документов. В НКУ отсутствуют требования о предельном сроке предоставления информации в ходе проверки. Установлен только момент возникновения обязанности предоставить документы, который возникает у налогоплательщика после начала проверки (п. 85.2 ст. 85 НКУ). Таким образом, если иное не указано в самом приказе, сроки предоставления документов совпадают со сроком проведения самой проверки и определяются исходя из ее вида (плановая, внеплановая, фактическая).

Все документы должны быть переданы инспектору по акту приема-передачи(даже для ознакомления). Если документов много, их нужно пронумеровать, прошить и составить общее описание (например, расходные накладные по контрагенту “ООО Х” в количестве 25 штук) во избежание случайной потери во время проверки.

Документы, содержащие коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными. Передаются отдельно с указанием должностного лица, их получившего. Передача таких документов для ознакомления, изучения и их возврат оформляются актом в произвольной форме, который подписывают должностное лицо налогового органа и налогоплательщик (п. 85.3 ст. 85 НКУ).

Читати по темі:  Відповідальність за використання неліцензованого ПЗ

По требованию инспектора предоставить конфиденциальную информацию можно предложить подписать соглашение о неразглашении коммерческой тайны, в которой предусмотреть штрафные санкции в случае ее разглашения. Есть шанс, что после такого предложения потребность в ознакомлении с такими документами отпадет. Не следует забывать, что конкурентная борьба на сегодняшний день имеет много форм, и так предприниматель хотя бы частично обезопасит себя от разглашения конфиденциальной информации.

О предоставлении копий документов. Проверяющие имеют право получать надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов. Такие копии должны быть заверены подписью налогоплательщика и скреплены печатью (при наличии).

Получение копий документов оформляется описью, копия которой вручается под подпись налогоплательщику. Если предприниматель отказывается от засвидетельствования описи или от подписи о получении копии описи, должностные лица органа ГФС делают отметку о таком отказе (п. 85.7 ст. 85 НКУ).

При проведении налоговых проверок также действует запрет на изъятие оригиналов документов, установленный п. 85.5 ст. 85 НКУ (см. выше).

3. Встречная сверка

Нормативно-правовое основание: п. 73.5 ст. 73 НКУ, Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232 (далее – Порядок № 1232).

Понятие встречной сверки заключается в сопоставлении данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется налоговыми органами в целях документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика (п. 73.5 ст. 73 НКУ, абз. 2 п. 1 Порядка № 1232).

Следует помнить, что встречная сверка не является налоговой проверкой. По результатам ее проведения составляется справка, которая подписывается налогоплательщиком и должностными лицами органа ГФС и лично вручается под расписку или направляется субъекту хозяйствования по его налоговому адресу (местонахождению) заказным письмом с уведомлением о вручении (абз. 3, 4 п. 73.5 ст. 73 НКУ).

Ни об объеме и перечне информации, которая может запрашиваться, ни о порядке и сроках ее предоставления в НКУ нет ни слова. Таким образом, встречная сверка по своей сути и назначению напоминает письменный запрос. А это значит, что и сама процедура ее проведения схожа с процедурой направления такого запроса, при этом информация должна касаться исключительно исчисления и уплаты налогов. (Различия встречной сверки от запроса о предоставлении информации подробно рассмотрены в “Частном предпринимателе” № 5, 2015 г., с. 30.)

Срок предоставления информации: в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (п. 6 Порядка № 1232).

Леонид ВИКТОРОВ, директор компании “Biz-adviser.com.ua”

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz

Наша розсилка

Випадкова цитата

Конторская книга одной небезызвестной конторы содержала всего две графы:

«Приход» и «В расход»

Как налоговики могут получить информацию от налогоплательщика

Час читання: 16 min
0

Поділитися з другом