Головна » Власнику бізнеса » Маркетинг » Краудсорсинг: соблазнительный маркетинговый агрессор
Маркетинг

Краудсорсинг: соблазнительный маркетинговый агрессор

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Термин crowdsourcing – сложносоставной, происходит от двух английских слов: crowd – «толпа» и sourcing – «подбор и использование ресурсов»). Термин впервые введен одним из авторов-колумнистов журнала Wired (издание о влиянии компьютерных технологий на культуру, экономику и политику) Джеффом Хауи (Jeff Howe)1 при участии редактора Марка Робинсона (Mark Robinson). Это логичное продолжение движения менеджмента от инсорсинга через аутсорсинг к новому, более современному и более уважительному к потребителю этапу развития систем управления поведением фирм на рынке. Оно вполне логично в русле ведущей современной тенденции все более полного проникновения маркетинга в суть менеджмента.

Австрийский маркетолог и консультант по краудсорсингу Ханнес Трейхль (Hannes Treichl) поясняет это так: «Краудсорсинг – подход к менеджменту, когда компания ориентируется в производстве товаров и услуг на клиента и дает ему возможность принимать решения. Эту возможность любое предприятие, независимо от размера, может включить в стратегию. И хотя жизнь новому понятию дал Интернет, вполне можно обойтись и без него». Прежде всего потому, что краудсорсинг как философия гораздо шире любой конкретной технологии. Это, если хотите, «маркетинг соучастия».

Краудсорсинг – это передача определенных функций по созданию потребительских ценностей, а затем, в связи с этим, и других маркетинговых функций неопределенному кругу лиц из числа реальных и потенциальных потребителей на основании публичной оферты (предложения) со стороны фирмы-производителя. При этом не предполагается заключения никакого формализованного трудового договора или его неформализованных аналогов. Этим последним краудсорсинг отличается от конкурса на замещение вакантной должности, в ходе которого соискатель должен выполнить определенную работу в интересах потенциального работодателя (в ряде случаев такие конкурсы являются мошеннической формой краудсорсинга). Встречаются и исключения другого рода: так, в компании Procter & Gamble стало принято публиковать проблемы, которые они не могут решить сами, на специальном сайте, предлагая большие денежные вознаграждения более 160 тысячам «решателей», которые и составляют парк-панель заштатных исследователей P&G.

Этот пример находится уже на границе краудсорсинга и обычной конкурсной активности. Сегодня краудсорсингом никого не удивишь: потребители то и дело превращаются в производителей. С известной софтверной фирмой Linux они занимаются разработкой операционных систем, с калифорнийской компанией-производителем аудиоплееров Slim Devices формулируют инженерные решения, со многими – придумывают изображения и слоганы на футболках, бейсболках, чашках, и т. д. Но так было далеко не всегда.

Основатель Википедии Джимми Уэйлс вспоминает, что еще десять лет назад, когда он начинал говорить с людьми о принципах создания функционирования новой сетевой энциклопедии, на него смотрели недоуменно. И обычные люди, и тем более бизнесмены скептически относились к идее, что добровольцы смогут объединиться, чтобы создать выдающееся собрание человеческого знания исключительно ради передачи его другим людям. У проекта не было рекламы. Не было материальной выгоды. Не было даже программы действий. Только компьютерная программа-«движок» и мотивация поучаствовать в создании и распространении знаний. Всего за одно десятилетие с начала нового века Википедия достигла аудитории величиной более 380 миллионов человек в месяц, т. е. почти трети всех людей, подключенных к Интернету. Это пятый по популярности сайт в мире. Другие четыре разработаны и содержатся при помощи многомиллиардных инвестиций, огромных штатов корпораций и неустанного «классического» маркетинга, чуть «освеженного» словом «Интернет».

По своей сути краудсорсинг – это использование индивидуального и коллективного потребительского опыта, интеллекта и коммуникационного потенциала в целях повышения конкурентоспособности товара, бренда, а в конечном счете – компанииинициатора, к ее пользе. Безусловно, что такой подход является одной из ключевых составляющих успешного маркетинга, как онлайн-продукта, так и товара, услуги «в реальности». Сущностным, определяющим принципом краудсорсинга можно считать принцип, в соответствии с которым неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы и любители будут тратить свое свободное время на поиск путей решения компаниями проблем потребителей. Краудсорсинг для них – это и социально ориентированная работа, и творчество, и развлечение, и общение.

Вместе с тем исторически начальным принципом новой философии можно считать внимание к клиентскому заказу объявлению и побуждение клиента сформулировать требования к заказу. «Требуется няня к шестилетнему мальчику. Обязательны знания детской психологии, английского языка, компьютера и техники авиамоделирования, рекомендации». А там уже дело «производителя услуги» подобрать соответствующую кандидатуру.

Краудсорсинг активно использует принцип «инноваций в расчете на пользователя», в терминологии американского экономиста, профессора Массачусетского технологического института Эрика фон Хиппеля (Eric von Hippel)2 . В соответствии с ним производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении конкретных модификаций изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности3 .

Принцип мотивации на верхних уровнях «пирамиды потребностей». Перефразируя того же фон Хиппеля, можно сказать, что это направление создано в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за символическую плату поделиться своими идеями с компанией, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощенными в производстве. Принцип диалога, интерактивности – использование индивидуально настроенных коммуникаций, в т. ч. пошаговое, step by step предложение вариантов в зависимости от характера предыдущего выбора клиента. Этот принцип важен для того, чтобы ободрить клиента, еще находящегося в процессе поиска оптимального варианта, побудить его к продолжению активности. Это же важно и для того, чтобы исключить в конечном счете разочарование клиента от того, что сформированный им заказ по какимто причинам окажется невыполнимым, а все, что он до этого так старательно делал, творил, находится за пределами компетенции или интересов фирмы, т. е. делалось зря.

Принцип минимизации затрат, усилий клиента. Если уж потребитель взялся за усовершенствование товара и его маркетинга бесплатно, он не должен нести от этой работы урон – ни в деньгах, ни во времени, ни в усилиях. Важно в этой связи наладить с клиентом простые и бесплатные коммуникации, согласовать их средства между собой, чтобы в любой возможной точке их пересечения потребитель чувствовал себя максимально беззаботно, не повторял своих усилий, не сталкивался с необходимостью «переформатирования» информации и т. п.

Образно говоря, если вы уже заставили потребителя делать для вас бесплатно то, за что он вам уже заплатил или неизбежно заплатит, не заставляйте его хотя бы платить за свою работу еще раз. А еще лучше – может быть, обеспечьте его скидкой. Впрочем, самовыражение все равно значит больше.

Из вышеизложенного вытекает следующий принцип – избирательность помощи клиенту в его краудсорсинговой деятельности. Его не надо заваливать массивом вспомогательной, побочной и просто рекламной информации о возможностях фирмы. Это принцип «pull вместо push» – привлекать, а не навязывать, сначала выяснять потребности, а уже потом предлагать варианты их удовлетворения и побуждать к их усовершенствованию. Еще один важный принцип – единоличность приобретения и освоения вклада потребителя конкретной компанией. В отличие от узкоспециализированных сообществ, разрабатывающих открытое программное обеспечение или модернизированные принадлежности для виндсерфинга, такая работа управляется и принадлежит только одной компанииинициатору, которая продает результат.

И, наконец, принцип веселой, контактной состязательности. Для эффективности краудсорсинга обычно важно еще и создать атмосферу детского веселья, состязательности (особенно хорошо – в условиях прямого взаимодействия с другими краудсорсерами), ориентированности на признание со стороны других членов «толпы». Если к тому удастся осторожно включить интересы семьи, детей клиента – тоже будет замечательно.

Краудосорсинг как совместная работа с потребительскими ценностями

Вряд ли ктонибудь рискнет назвать ту же Википедию коммерческим сайтом. Она – детище сообщества, каждый участник которого добровольно вносит в нее свой вклад, а посему не может относиться к ней равнодушно и становится ее сторонником, пропагандистом, продвиженцем, маркетологом. Краудсорсинг последовательно превращает потребителей в дизайнеров, конструкторов, инженеров, собственно производителей, рекламистов и продавцов. Из всего комплекса «четырех Пи» классического маркетинга краудсорсинг минимально затрагивает лишь ценообразование; впрочем, и такая практика имеет место. Но рассмотрим маркетинговое содержание краудсорсинга последовательно.

а) Исследования. Потребителю часто кажется, что его исследовательская функция начинается с момента оценки конкретных товаров и принимаемых по их поводу решений. Простейший пример – интернет-тестирование. На самом деле она может начаться гораздо раньше – уже по самому факту проявления им активности в отношении того или иного продукта, бренда, компании, что фиксируется различными «счетчиками» и прежде всего в Интернете. Что уж говорить о вершине его активности, когда исследования проводятся в отношении возможностей усовершенствования собственно продукции и маркетинговой работы с ней.

б) Стратегии. Можно предположить, что производитель или посредник, который сумеет задействовать потенциал потребителей при создании и корректировке стратегий, получит наиболее весомые преимущества перед конкурентами. Ведь именно это вытекает из известного слогана-афоризма Генри Форда: «Если клиенты не будут управлять нами, они не будут управлять и нашими автомобилями». Собственно выбор краудсорсинга как значимого инструмента маркетинга – это и есть стратегический выбор фирмы.

в) Товарная политика. Сфер потребительского воздействия здесь также немало: это и внешний вид, дизайн, упаковка, и компонентный состав, сопутствующие товары и услуги, а также способы и атмосфера продаж.

Ikea, например, через программупланировщик предлагает российским потребителям самостоятельно сделать следующее:

  • определиться с предназначением зоны проектирования (спальня, гостиная, кухня, детская, рабочее место, зона хранения вещей и т. п.);
  • подобрать из предлагаемых категорий интересующие объекты подходящих размеров и цвета;
  • разместить их в пространстве друг относительно друга;
  • уточнить итоговые пространственные параметры созданного комплекса;
  • выяснить стоимость возможного заказа;
  • распечатать для себя и выслать в адрес компании итоговый вариант желаемого комплекса и список его составных частей.

г) Ценообразование. Как уже говорилось, эта маркетинговая функция не столь часто и глубоко затрагивается клиентами-краудсорсерами: их больше интересует сам товар, потребительская ценность. Да и вообще распространение принципа доверия покупателям на назначение цены считается весьма рискованным шагом. Наиболее податлива в этом отношении сфера сервиса (вспомним хотя бы определение размеров чаевых официантам). В Европе эта маркетинговая новинка была активно опробована в середине 90-х годов XX века, причем все началось именно с рестораторов, распространивших определение уровня оплаты с чаевых на стоимость заказанных блюд (зафиксирована была только цена алкогольных напитков). В России с этим приемом стали экспериментировать, и довольно удачно (как ни странно это выглядит), прямо во время кризиса. Компании стали привлекать клиентов возможностью платить за услугу столько, сколько они считают справедливым, в расчете на так называемую «рыночную силу совести».

д) Коммуникации. В значительной степени способы привлечения клиентов к этой работе, и прежде всего к переносу рекламы, будут рассмотрены в следующем параграфе. Принцип «User generated content» начал воплощаться в практике создания и продвижения не только виртуальных средств общения (сайтов, блогов, порталов), но и мест реальных встреч – молодежных кафе, клубов, других мест для общения. Здесь также наблюдается определенная двуслойность аудиторий. Например, сначала в творческих вузах находят активных молодых студентов («бригадиров»), которые берутся организовать поиск художников, фотографов, дизайнеров, готовых поучаствовать в оформлении интерьера клуба. Их привлечение к процессу создания клуба закладывает фундамент будущего контингента посетителей. Люди, которые оформят клуб своими работами, потом будут приводить своих друзей и считать клуб своим детищем. Важно не забывать, что краудсорсинг имеет своей базой философию соучастия и как никакая другая разновидность маркетинга ориентирована на коммуникации, на горизонтальные связи, фестивальную событийность, конкурсность.

Организаторы краудсорсинга должны понимать, что это – коллективное творчество, и что они организуют новую форму работы с людьми, находящимися в процессе общения, причем – многоступенчатого, общения по принципу «win-win», когда тот или иной выигрыш от него обретает каждый участник. При этом разработка и дальнейшее развитие торговой марки находится в руках у целевой группы, а маркетолог, который привык всегда управлять брендингом и контролировать его, теперь должен научиться, инициировав дело, «отпустить его на самотек», чтобы потом, вовремя подхватив результат, немедленно использовать его. Но при этом надо четко понимать и то, что функции краудсорсинга еще далеки до окончания: и товар, и бренд нуждаются в дальнейшей поддержке и развитии со стороны своих самых преданных предпочитателей – краудсорсеров.

е) Продажи. Известен западный пример: компания – производитель футболок Pat Pending отличается от других, использующих краудсорсинг тем, что дает клиентам-авторам возможность запатентовать свой слоган рисунок, предлагаемый для печати на футболках. Правда, принцип права собственности компании на результат действует и в этом случае: патентные права на слоган распространяются лишь на саму Pat Pending, так что модель будет работать, только если удастся превратить Pat Pending и ее футболки в известный бренд. Это несколько напоминает «авторское право», действовавшее несколько десятилетий назад в СССР, когда автору полагалось «свидетельство на изобретение» вместо патента, что гарантировало не денежное вознаграждение за коммерческое использование результата его труда, а лишь «право на имя».

Тем не менее сайт Pat Pending реализует интересную модель – это биржа интеллектуальной собственности, где каждый получает права на свою идею: придуманные слоганы можно затем перепродать. Но клиенту-дизайнеру нужен еще и клиент-продавец: только тогда формат бизнеса, обслуживаемого потребителями, станет завершенным. Уязвимость стратегии в том, что Pat Pending никак не помогал доморощенным «дизайнерам» продавать свои футболки.

Вместе с тем исполнение функции продаж меньше других может зависеть по своему содержанию от краудсорсинга. Дело в том, что продажи всегда связаны с движением денег, материальной и финансовой ответственностью продавца и т. п. А это как раз и не свойственно краудсорсингу (см. пример торговли по каталогам в следующем параграфе).

 

Краудосорсинг как технология маркетинга

Торговля по каталогам – это и исторический предшественник и сегодняшнее, современное технологическое воплощение краудсорсинга. В России она получила наибольшее распространение в сфере парфюмерии и косметики. Строго говоря, это не буквально краудсорсинг, прежде всего потому, что здесь присутствует трудовой договор. Еще только зайдя на сайт такой компании, потенциальный клиент получает приглашение стать ее представителем, и размещено оно в правом верхнем углу экрана, т. е. на одном из самых удобных мест для первоочередного восприятия. А достаточно осуществить клик – и вы уже попадаете в ласковые, но цепкие объятия компании, выстроенной на краудсорсинге: потребители ее продукции запросто могут стать ее распространителями. Да, компании ходят по тонкой грани между цивилизованными формами маркетинга и т. н. «сетевым маркетингом».

Используемые заповеди-зазывалки – из знакомого комплекта: Все просто! Мы вам поможем! Начни прямо сейчас! Получи подарок! Для вас – отдельные привилегии! Вас ждет карьера! А вот еще и развлечения! Прямо на сайте можешь сконструировать поздравительную открытку (для кого-то это и будет первым опытом краудсорсинга) и отправить ее, написав при этом e-mail и свой – отправителя, и адресата. Вот так неназойливо и вас, и ваших друзей введут в базу данных компании. Коммуникации гарантированы! Но отдадим должное – денег с вас никто брать не собирается и премировать за «привод» еще трех-пяти клиентов – тоже. Так что, слава богу, – не «пирамида».

Но главное, что в стратегии косметических фирм имеет отношение к краудсорсингу – это технология каталожной торговли. Видимо, нет необходимости описывать ее обстоятельно. Заметно главное конкурентное преимущество этой технологии: клиент формирует свой заказ, как правило, вдумчиво, сосредоточив свое внимание на различных вариантах; о таком сосредоточении любой другой носитель рекламы может только мечтать.

Интересный прием некоммерческого краудсорсинга реализовал один из моих коллег по маркетинговому цеху. На выставке рекламы он представил свое хобби – коллекцию рекламных открыток и организовал креативный конкурс подписей к ним. Придумав слоган, его автор должен был записать его на стикере, на обороте указать свои координаты и приклеить рядом с открыткой. Толпа (crowd) образовалась довольно быстро, люди читали чужие слоганы, смеялись, приклеивали свои. За один день было собрано 500 стикеров со слоганами и 250 контактов их творцов4 .

Есть товары, и более того – есть потребительские ценности, использование которых практически невозможно без сотрудничества с потребителями. К ним в первую очередь относятся товары и услуги, призванные помочь клиенту покончить с вредными привычками, включая алкогольную и никотиновую зависимость.

…Умная пачка-портсигар, изобретенная американкой Вестой Брю, сигнализирует курильщику, когда, в соответствии с присущим ему и зафиксированным электронным устройством режимом курения, а также программой снижения зависимости, ему «полагается» получить очередную дозу никотина. Но клиент не является «рабом режима»: обновляя профиль использования индивидуальной программы, он может сам уменьшить количество выкуриваемых сигарет хоть до нуля. А за полцены можно перепрограммировать электронный портсигар для друга или знакомого, если он (она) тоже хочет «завязать» с пагубной привычкой. Вот так неназойливо клиенту передаются и функции продавца товара, причем повторно используемого.

Другая категория товаров, нуждающихся в сотрудничестве потребителя с производителем – сложные электронные устройства. Так называемых «гаджетов» в последнее время становится все больше, и разобраться в их возможностях, а тем более ощутить потребность в них может далеко не каждый. На помощь приходят примеры друзей и знакомых, известных личностей (последний получил наименование «тестимониал»), а с ними – «вирусный маркетинг» или «сарафанное радио». Только его надо поставить «на поток», технологизировать.

Простейший инструмент – дарение рекламы в сколько-нибудь функциональном исполнении или в качестве «прикола», причем – в нескольких экземплярах, чтобы «клиент» мог осуществить далее «подарочную акцию» самостоятельно. Впрочем, еще в большей степени это годится не столько для «умных», сколько для самых традиционных и расхожих товаров и услуг. К примеру, можно вспомнить не столь отдаленное время, когда отечественный потребитель вполне осознанно не отпарывал рекламные нашивки с рукавов «фирменных» импортных пиджаков, а еще в советские времена буквально лелеял опять же «фирменные» заграничные полиэтиленовые пакеты. Можно только пожалеть современные торговые сети, которые такие же пакеты в XXI веке стали предлагать покупателям за отдельную плату… Но это – примеры т. н. пассивного ношения рекламных сообщений. С тех пор технологии стали более краудсорсинговыми, предполагают значительно большую активность клиентов.

Так, сеть продаж устройств и услуг мобильной связи «Евросеть» предложила клиентам, оплатившим услуги сотовой связи, наклейки со своей рекламой. При этом были достигнуты две цели. Во-первых, клиент, неожиданно получивший кроме чека еще и отдельный подарок, невольно начинал испытывать к сети чувство благодарности, у него зарождалось желание стать ее постоянным клиентом.

Во-вторых, и это главное краудсорсинговое отличие, чувство благодарности вело клиента к желанию хоть куда-нибудь, да пристроить рекламную наклейку. А это уже ни много ни мало активное соучастие клиента в продвижении услуги и в целом сети. То же можно сказать об опыте работы рекламистов с водителями маршрутных такси, которых они побуждают использовать весьма эффективную внутрисалонную рекламу на транспорте. Водители испытывают явную необходимость транслировать клиенту как минимум несколько информационных сообщений: о цене проезда, об умеренности усилия по закрыванию двери автомобиля, о необходимости громко и четко сообщать о желательной остановке такси. Так почему не помочь таксистам, предоставив в их распоряжение соответствующие наклейки (как правило, достаточно креативные, чтобы быть привлекательными) как сувениры, заодно несущие и рекламные предложения?

Таким образом, можно сформулировать следующие простые и легко обнаруживаемые принципы вирусного краудсорсинга: предложить клиентам дешевые, но веселые подарки, в т. ч. для друзей и коллег; активировать импровизированные и не самые привычные медианосители; задействовать имеющиеся привычки и нереализованные желания потребителей, включая и желание «немного похулиганить».

При более детальном рассмотрении можно выделить и другие, более содержательные механизмы действия такой технологии: двуслойность целевых аудиторий, от водителей маршрутных такси к их пассажирам, так что первые выступают клиентами, имеющими и реализующими доступ ко вторым, более широким и конечным для рекламодателя аудиториям; выгода размещения рекламных сообщений в наиболее привлекательных, хорошо видных местах и в удобном режиме времени предъявления; перенос ответственности за несанкционированное размещение фактически рекламных материалов; отсутствие оплаты рекламного места и времени.

Но вирусное распространение клиентами рекламы – это, конечно, не главное в краудсорсинге. Главным можно считать все-таки соучастие клиента в создании товара. В городе Мышкине, известном своим музеем Мыши, краудсорсинг начался с 1991 года с призыва к посетителям музея приносить с собой… экспонаты. Игрушечных мышей начали привозить из Франции, Германии, Японии, сначала – просто «покупных», чуть позднее – сделанных умельцами специально для музея. Потом свои экспонаты привезли сюда Булат Окуджава и Дмитрий Лихачев.

Комплекс перспективных технологий возбуждения и повышения эффективности краудсорсинга через Интернет уже стал в России объектом пристального внимания и коммерческого интереса IT-профессионалов, консультантов и т. н. SEO-специалистов, занятых поисковой оптимизацией сайтов. Компания Egenerator, которая уже давно и активно применяет силы «толпы» в коммерческих проектах в Интернете, запустила новый сервис под названием «Активация сообщества», предоставляющий услуги SMO – оптимизации сайтов в социальных медиа – блогосфере, социальных сетях и т. п. Сервис направлен на владельцев порталов, сайтов, блогов и форумов, желающих сформировать вокруг своих проектов крепкое деятельное сообщество пользователей, которые хотят не только смотреть и читать, но и высказывать свое мнение. Еще более широкая целевая аудитория – все, кто хочет сделать свой новый ресурс заметным как можно скорее. Для них Egenerator готов выделить специалистов по ведению споров, разжиганию «священных войн» и просто общительных и заводных людей, способных заставить читателей превратиться в комментаторов.

Краудсорсинг проник в художественную литературу, – по крайней мере на уровне популярных жанров. Обычная подготовительная работа писателей, включая опрос свидетелей отдельных событий, поиск документов, интервью со специалистами, существовала издавна, однако сегодня для этого используются современные IT-технологии коммуникаций, обращенных к потенциальным читателям. Так, автор триллера «Метро-2033» о жизни в московской подземке после ядерной войны Д. Глуховский сделал нормой выкладку очередных глав будущей книги в Интернете с целью побудить читателей не только к уточнению технических и бытовых деталей, но и к развитию сюжетных линий, конструированию событий и т. п.

Вместо выводов: всегда ли применим краудсорсинг

Итак, краудсорсинг – это маркетинговая деятельность, в которой потребитель соучаствует в процессах создания, оценки и продвижения потребительских ценностей. Важно, что эти действия он осуществляет бесплатно или за символическую плату (подарки, премии за победу в конкурсах), имея в качестве главных мотивов деятельности самоутверждение и общение с такими же, как он, участниками комьюнити, с фирмами-производителями и др.

Везде ли применим краудсорсинг, все ли товары и все ли уровни качества услуг ему «по плечу» – это вопрос, заслуживающий отдельного рассмотрения. Его значимость становится особенно наглядно заметной в сферах, где востребован не только интеллект, но и культура исполнения. Таков, к примеру, труд переводчиков художественной литературы. Благодаря краудсорсингу появился первый перевод на китайский язык седьмой книги о Гарри Поттере: школьник Сяо Вон скоординировал работу волонтеров-переводчиков в онлайне. Около двухсот волонтеров отозвались, прошли тесты (перевод абзацев из англоязычных статей о Гарри Поттере) с зарубежных веб-сайтов. По результатам проверки качества перевода около 60 человек прошли отбор.

Объем работ был поделен между группами по 4–5 человек. Для получения окончательного результата, главы книги проходили фазы перевода, редактирования, вычитки и финальной проверки, чтобы гарантировать качество переведенного текста. Такая практика часто и по вполне понятным причинам не одобряется профессиональными сообществами и их членами: ведь краудсорсинг теснит профессионалов в конкуренции за внимание производителей, снижает ценность их труда, затрудняет продвижение его результатов на рынках. Шестьдесят переводчиков, за два дня переводящие книгу, – не только технологический, но и экономический нонсенс, недопустимый для практики работы коммерческого издательства. Но шестьдесят согласованно самовыражающихся «юзеров» – это совсем не проблема для большинства интернет-сообществ.

Не подвергая сомнению многократное возрастание скорости и особенно дешевизны перевода текстов одновременно десятками, а то и сотнями добровольных сетевых «толмачей», профессионалы однозначно ставят под сомнение качество перевода, его стилевую целостность и, тем более, – талантливость. Впрочем, некоторые участники онлайн-дискуссии впрямую заявили: для такой литературы, как книги о Гарри Поттере, может оказаться приемлемым и потому эффективным и то качество перевода, которое обеспечивается краудсорсерами и организаторами их работы, особенно если компьютеру она не под силу. Например, такая работа однозначно востребована для оперативной расшифровки записей, сделанных на диктофон. В любом случае, безусловно одно: произведения гениев-одиночек по определению не могут быть созданы «толпой», но это не снижает значимости краудсорсинга в современной конкуренции за потребителя.

Настоящая клиентоориентированность ощущается не тогда, когда клиенту кланяются, а когда ему доверяют и поощряют работать с тем, что фирма считает своей ключевой компетенцией.


1 Howe Jeff. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. – Crown Business, 2009. – 336 p.

2 Первые труды этого автора по данной проблематике: Has a Customer Already Developed Your Next Product? (1977); Users as Innovators (1978). А вот работа посовременнее: Franke N., von Hippel E., Schreier M. Finding commercially attractive user innovations: A test of lead user theory//Journal of Product Innovation Management . 2006. Vol 23. – P. 301–315.

3 Эрик любит вспоминать, как сочинял и рассказывал своей малолетней дочери Кристиане сказки, причем ее любимым сказочным героем был кот. Когда дочери исполнилось 14 лет, они с ней записали книжку сказок под названием «Кристиана в Котландии»,– в строгом соответствии с предпочтениями юного заказчика-потребителя. На обложке книги красуется вместе с автором-папой соавтор-дочь в четырехлетнем возрасте с кошачьим гримом на лице и соответствующей игрушкой.

4 Базанов А. Маркетинг соучастия. Создание и продвижение бренда силами покупателей //Маркетинг Про. 2009. № 5 (54). С. 56–57; № 6 (55). С. 16–17.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поділіться з друзями - підтримайте проект

Пошук від Google

Наша розсилка

Приєднуйся до Нас

Події

Відео тижня

«Чому перш за все слід визначатися зі своїми страхами, а потім вже з цілями», Тім Ферріс

Inline
Inline

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: