Головна » Власнику бізнеса » Менеджмент » Модель McKinsey 7S: ключевые элементы микросреды организации
Менеджмент

Модель McKinsey 7S: ключевые элементы микросреды организации

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

Краткое описание модели 7S

Модель 7С была разработана в 1980-х годах группой консультантов консалтинговой компании McKinsey. Основными авторами модели считаются Том Питерс (Tom Peters) и Роберт Уотерман (Robert Waterman). Ученые, которые также оказали помощь в разработке данного метода — Жюльен Филипс (Julien Philips), Ричард Паскаль (Richard Pascale) и Энтони Афон (Anthony Athos). На сегодняшний момент модель получила мировое распространение и завоевала доверие многих руководителей бизнеса и специалистов по стратегическому менеджменту и маркетингу, которые используют ее для построения и оптимизации правильных бизнес-процессов внутри компании. Преимущество модели (по сравнении с другими моделями оценки микросреды компании) в том, что она делает акцент на важности человеческого фактора в развитии компании и рассматривает структуру предприятия не только со стороны имеющихся материальных ценностей.

В основе модели заложен анализ 7 ключевых элементов микросреды организации: стратегия, структура, система управления, стиль взаимоотношений внутри компании, состав работников, сумма навыков и система ценностей. Все элементы модели связаны между собой. Это означает, что изменение хотя бы в одной из перечисленных областей незамедлительно потребует изменения во всех остальных.

Ниже представлен вид модели McKinsey 7S: все элементы связаны между собой и разделены на 2 большие области «гибкие С» и «жесткие С». «Жесткими» элементами микросреды компании являются три составляющие: структура, стратегия и система управления в организации. «Жесткие» элементы проще всего описать, оценить, и поэтому ими проще управлять. «Мягкие элементы», к которым относятся все остальные составляющие модели сложнее поддаются управлению и оценке, но зато часто являются ключевыми составляющими компании и могут создать долгосрочное конкурентное преимущество.

Система ценностей компании не случайно размещена в центре модели 7С. Авторы хотели подчеркнуть значимость и влияние сформированных принципов работы и миссии компании на все остальные элементы внутренней среды.

Элементы модели 7S

Модель McKinsey 7S основана на 7 элементах микросреды компании. Все элементы разделены на 2 группы: «жесткие» и «мягкие». Рассмотрим каждый элемент модели более подробно.

«Жесткие» элементы «Мягкие» элементы
Стратегия Система ценностей
Структура компании Сумма навыков
Система управления Состав работников
  Стиль взаимоотношений внутри компании

Стратегия

Стратегия означает долгосрочный план развития компании, помогающий повысить конкурентоспособность бизнеса и создать устойчивые конкурентные преимущества. Критерии правильной стратегии просты: она должна быть четко сформулированной, иметь долгосрочные цели, быть направленной на достижение конкурентных преимуществ, коррелировать с общими ценностями и миссией компании.

Структура компании

Под структурой в модели понимается способ организации взаимодействия между разными отделами в компании, с указанием принципов подчинения, приоритетности и зоны ответственности каждого отдела. Данный элемент модели является самым мобильным и легко поддается изменению.

Система управления

Система управления описывает повседневные процедуры работы компании. Данный элемент модели 7С отвечает за то, как принимаются управленческие решения, как в целом ведется ежедневная работа в компании, какими способами и методами развивается бизнес.

Сумма навыков

Под навыками в модели понимается вся сумма способностей, возможностей и компетенций, которыми владеет персонал, работающий в компании на данный момент.

Состав работников

Данный элемент модели 7С отвечает за то: сколько сотрудников работает в компании, кто они по специальности, как в компании организованы принципы работы с персоналом: набор, обучение, мотивация и вознаграждение.

Стиль взаимоотношений внутри компании

По факту данный элемент характеризует стиль управления, принятый в компании. Значение руководителей высшего звена в компании и их роль в принятии важных решений по развитию бизнеса.

Система ценностей

Основной центральный элемент модели 7С. Описывает нормы и стандарты взаимодействия, работы в компании; принципы корпоративной культуры и ключевые аспекты миссии предприятия.

Как использовать модель 7С на практике?

В процессе использования модели 7S на практике нужно сделать 6 основных шагов: описание элементов, анализ противоречий, составление идеальной модели, определение ключевых изменений (план), внедрение изменений, повторный анализ модели (контроль и мониторинг).

№1 — Описание элементов

Первым шагом опишите каждый элемент модели, используя чек-лист (опросник), представленный ниже. Старайтесь описывать каждый элемент модели односложно, с использованием кратких фактов, но максимально подробно.

№2 — Анализ противоречий

Вторым шагом проанализируйте все описанные элементы между собой и определите, есть ли противоречия между отдельными элементами, максимально ли он коррелируют между собой и поддерживают друг друга. Начните с анализа основных ценностей: насколько идеально они соотносятся со стратегией, структурой и системой управления. Затем посмотрите на «жесткие» элементы: насколько они соотносятся между собой и не противоречат друг другу? В конце посмотрите на «мягкие» элементы: насколько каждый из «мягких» элементов поддерживает «жесткие» элементы? насколько «мягкие» элементы не противоречат друг другу?

№3 — Составление идеальной модели

Третьим шагом составьте идеальную модель вашей организации, в которой будут сочетаться все 7 элементов. Этот этап работы с моделью самый длинный и требует рассмотрения множество альтернатив. Для построения идеальной модели, которую вы будете в последствии внедрять используйте путь наименьшего сопротивления, учитывающий текущую структуру и ценности вашей компании. Сначала посмотрите, что можно изменить в «мягких элементах», чтобы они лучше соответствовали «жестким» и основным ценностям компании. Затем поэкспериментируйте с изменением каждого «жесткого» элемента. И только в конце переходите к изменению ключевых ценностей компании.

№4 — План изменений

Четвертым шагом определите, как реорганизовать работу компании и какие ключевые изменения необходимо сделать, чтобы все элементы модели поддерживали и дополняли друг друга, чтобы исключить противоречия, которые тормозят развитие и снижают эффективность работы всей компании. В этом поможет сравнение фактической и идеальной модели между собой.

№5 — Внедрение изменений

Пятым шагом является внедрение запланированных изменений, которые должны улучшить работу компании. В любом процессе реализация проекта является самым сложным и важным этапом. Никакой анализ не сможет улучшить вашу компанию, если не будет воплощен в конкретные действия. Поэтому составьте специальную отдельную группу, которая будет внедрять, следить и контролировать внедрение изменений. Это могут быть сотрудники компании и сторонний персонал.

№6 — Контроль и мониторинг

Последним шестым шагом является контроль проведенной работы и повторное построение модели с анализом каждого из семи элементов. Изменение каждого отдельного элемента несет за собой частичное изменение всех остальных, поэтому важно отслеживать работу всех 7 элементов микросреды компании с определенно регулярностью.

Чек-лист для построения модели

Короткий чек-лист для анализа всех элементов микросреды компании по модели 7С:

  • Система ценностей
    • Каковы основные ценности компании? (обычно закладываются и вытекают из миссии)
    • В чем состоит корпоративная культура организации?
    • Насколько сильно выражена каждая из заложенных ценностей?

     

  • Стратегия
    • В чем состоит наша стратегия и ключевые бизнес-цели нашей компании?
    • Как мы собираемся достигать поставленных бизнес-целей?
    • Что мы предпринимаем для противостояния конкурентам?
    • Как мы работаем с изменением покупательских предпочтений потребителей?
    • Как наша стратегия соотносится с ключевыми тенденциями изменения окружающей среды?

     

  • Структура
    • На какие подразделения делится наша компания и какова ее иерархия?
    • Каким образом каждый отдел взаимодействует с другими отделами и координирует свои действия?
    • Каким образом организована работа внутри проектных групп и как происходит формирование таких групп?
    • Как принимаются решения: централизовано или децентрализовано?
    • Такой тип принятия решений помогает или мешает сложившемуся процессу работы отделов?
    • Каковы основные приоритеты каждого отдела?

     

  • Система управления
    • Какими процессами, системами контроля и управления поддерживается работа компании?
    • (Требуется рассмотреть финансовую, кадровую систему, систему хранения документов и коммуникации.)
    • Как происходит контроль, мониторится и оценивается качество работы компании?

     

  • Стиль взаимоотношений внутри компании
    • Какой стиль управления используется в организации?
    • Эффективен ли используемый стиль управления? (эффективность должна быть рассмотрена с точки зрения производительности и успешности бизнеса)
    • Сотрудники компании работают в атмосфере внутренней конкуренции или кооперации?
    • Группы, работающие в компании, имеют реальный или номинальный характер?

     

  • Состав работников
    • Какие должности и специальности представлены в компании?
    • Какие должности пусты и должны быть заполнены?
    • Обладает ли персонал достаточными компетенциями?

     

  • Сумма навыков
    • Какие навыки сотрудников являются сильными и значимыми?
    • Что компания и ее сотрудники умеют делать лучше всего?
    • Есть ли слабовыраженные (отсутствующие) навыки, которые необходимо улучшить (развить) для эффективной работы компании?
    • Как в компании построен контроль, мониторинг и оценка необходимых навыков и компетенций?

 

Матричные вопросы 7S

Теперь, когда вы собрали необходимую информацию и ответили на вопросы, вы можете выявить несоответствия между семью элементами. Помните, что вам нужно понять, какие существуют проблемы между переходом из начальной точки в желаемое будущее.

Теперь нужно задать себе несколько перекрестных вопросов:

  • Начните с общих ценностей. Сочетаются ли они со структурой, стратегией и системами? Если нет, то что стоит изменить?
  • Теперь обратите внимание на жесткие элементы. Имеется ли между ними правильное и эффективное взаимодействие? Что нужно изменить?
  • Сочетаются ли мягкие элементы с жесткими? Что нужно изменить?

Вы также можете задавать и другие вопросы и выяснять, имеется ли правильное сочетание между отдельными элементами. Это повторяющийся процесс, поэтому постоянно обращайте внимание на элементы и анализируйте их взаимодействие.

 

Краткий пример работы с моделью

Данный подготовленный нами упрощенный пример использования модели 7С наглядно покажет, как должна применяться модель в работе реальной организации. В нашем примере мы рассмотрим изменение микросреды придуманной нами компании и покажем, как модель поможет решить организационные проблемы бизнеса.

Часть первая

Итак, представим: у нас есть стартап по предложению определенных услуг через интернет. Основная стратегия компании — увеличение доли рынка. Так как компания была основана совсем недавно, она имеет простую структуру из нескольких руководителей и подчиняющихся каждому руководителю нескольких работников. Так как компания мала, то в ней нет сложных формальных систем координации действий работников. Модель 7С для нашей компании выглядит следующим образом:

Элемент 7S Описание элемента Противоречие
Стратегия Постепенный охват рынка текущим ассортиментом (увеличение пенетрации) Нет
Структура Простая вертикальная структура подчинения в компании Нет
Система управления Несколько формальных систем, связанных с процессом взаимодействия с клиентами. Слабая система стратегического планирования, управления персоналом и развития новых направлений. Нет
Сумма навыков В компании есть немного персонала с узко специализированными навыками работы, остальные навыки реализуются руководством компании (основателями). Нет
Состав работников В компании есть несколько свободных рабочих мест. Мотивация сотрудников построена на получении вознаграждения от роста компании, сотрудники в качестве дополнительного вознаграждения получают акции компании, стоимость которых растет. Нет
Стиль взаимоотношений Демократичный, частично хаотичный стиль управления. Нет
Система ценностей Персонал компании мобилен, ценит работу в компании и доверяет друг другу. Нет

Все элементы компании хорошо соотносятся между собой и не противоречат друг другу. Компания является высокоэффективной и растет.

Часть вторая

Наша компания выросла и теперь является зрелым бизнесом с 500+ сотрудниками и с 50% долей рынка. Структура компании постепенно превратилась с тяжелую бюрократическую машину, возникли новые системы мотиваций сотрудников. Система ценностей компании тоже развивалась и теперь ценными и значимыми являются энтузиазм и высокий профессионализм. прежние ценности (доверие и командная работа) перестали быть актуальными из-за большого количества новых сотрудников. Анализируя сейчас нашу компанию, мы можем построить следующую модель:

Элемент 7S Описание элемента Противоречие
Стратегия Постепенный охват рынка текущем ассортиментом (увеличение пенетрации) Да
Структура Бюрократическая машина Нет
Система управления Система обработки заказов и работы с клиентами, контроль работы отделов, управление персоналом. Да
Сумма навыков Навыки, связанные с продажей услуг, хорошо выражены в компании. Недостает управленческих и аналитических навыков Да
Состав работников Высокое количество работников и сложные системы их мотивации. Нет
Стиль взаимоотношений Демократичный, частично хаотичный стиль управления. Да
Система ценностей Энтузиазм и высокий профессионализм Да

Автор(ы): Том Питерс (Tom Peters), Роберт Уотерман (Robert Waterman)

Источник: PowerBranding, 4brain


Поділіться з друзями - підтримайте проект