Головна » Uncategorized » Основные инструменты управления денежными средствами
Uncategorized

Основные инструменты управления денежными средствами

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Любая компания — это сложная система, которая состоит из множества процессов. Производственный цикл любой компании можно представить в виде схемы:

На схеме изображено движение денежных средств внутри компании и она понятна любому человеку, который мало мальски связан с ведением бизнеса.

Сash flow — поток наличных денег, денежный поток — одно из важнейших экономических понятий. Под сash flow также понимают форму «Отчет о движении денежных средств» — отражение движения денег в компании: на счетах, в кассе.

Можем ли мы управлять денежными потоками? Естественно да. И для этого есть ряд инструментов, которые вы можете задействовать.

Учет по видам деятельности

Каждая компания, независимо от размеров, не только производит/продает, но и инвестирует в развитие, создает новые проекты, сотрудничает с банками и другими кредитными организациями на предмет внешнего финансирования. Иными словами, занимается разными видами деятельности: основной, финансовой, инвестиционной.

Классический отчет о движении денежных средств содержит как раз такую классификацию денежных потоков.

Основная деятельность

Основная (операционная) деятельность — то, чем зарабатывает бизнес и для чего он собственно и создавался. Для одних это производство и продажа продукта, для других — торговля или оказание услуг. Поток от основной деятельности должен быть непрерывным и цикличным. Вырученных средств от продажи основного продукта должно хватить не только на закупку компонентов для воспроизводства нового продукта и обеспечения нужд бизнеса, но и при необходимости на закрытие  отрицательных остатков по другим видам деятельности.

Финансовая деятельность

Финансовая деятельность должна обеспечивать основную деятельность финансовыми ресурсами. Сюда относятся все операции, связанные с привлечением финансирования: кредиты банков и других компаний, проценты, операции с ценными бумагами и т. д.

Инвестиционная деятельность

Инвестиционная деятельность — вклад в стратегическое развитие. Отражает потоки по движению основных средств, капитальных вложений и долгосрочных финансовых вложений. Инвестируя, мы создаем активы, с помощью которых компания получает прибыль.

Отчет о движении денежных средств показывает движение денежных средств (далее — ДС) в разрезе этих трех видов деятельности

Движение денежных средств по трем видам деятельности образует совокупный денежный поток, которым нужно управлять.

Управление денежным потоком: что хорошо, а что плохо?

Основные методы управления денежными потоками предприятия были расмотрены раньше и как мы выяснили, когда у предприятия много денег на счетах и в кассах — это не есть хорошо. Если у вас появились свободные денежные средства, то ими следует распорядиться с умом.

Например их можно инвестировать. Можно инвестировать денежные средства в какой-либо проект, бизнес, совместные предприятия, ценные бумаги, вклады и т. д. На понятных условиях и на конкретный срок. Когда принимаем решения об инвестировании денежных средств с целью получения дохода, руководствуемся тремя основными принципами. В частности,
инвестиции должны быть:

1) ликвидными;
2) безопасными;
3) прибыльными.

Если вам необходимо накопить некоторую сумму для каких-то целей, то деньги можно положить на депозит и тоже заработать, хоть и немного.

Читати по темі:  Comparison of classic music and rock and roll

Другое дело, когда денег не хватает. Что свидетельствует о том, что компания испытывает трудности с денежными средствами? Например если у вас на предприятии наблюдается:

  • Задержки в выплате заработной платы;
  • Рост кредиторской задолженности перед поставщиками;
  • Рост доли просроченной и отсроченной задолженности по кредитам банков;
  • Рост задолженности по налогам, влекущий штрафы и пени за просрочку.

то у вас проблемы с деньгами.

Если возникает такая ситуация компания может принять меры. К ним можно отнести:

  • взять кредит, нарпример овердрафт;
  • получить  частичную оплату от покупателя;
  • сдать в аренду или продать основные средства;
  • отстрочить платеж поставщику;
  • сократить расходы.

В долгосрочной перспективе можно:

  • заняться поиском стратегического партнера;
  • найти инвестора;
  • заключить долгосрочный контракт с поставщиком;
  • заняться налоговым планированием.

Риски при совершении платежей и как их избежать

Практически каждый день в компании совершаются денежные платежи и каждый день необходимо принимать решения: какими денежными ресурсами компания располагает в текущий момент времени, какие денежные обязательства необходимо выполнить в текущий момент времени.

Сам процесс совершения платежей может выглядеть вот так:

При совершении оплат необходимо планировать риски, иначе можно неоптимально распорядиться денежными средствами. Какие могут возникать риски:

  • Понести лишние расходы. Риск возникает, когда платеж не проходит полноценный финансовый контроль: инициатор обходит процедуру согласования из-за срочности. Фирма потеряет деньги, если бухгалтерия получит некорректную информацию, а отдел закупок нарушит последовательность утверждения платежа. Денежные потери могут быть критичными. Единичный платеж на 1000 грн. не повлияет на бюджет, но если не контролировать все расходы, компания быстро утратит платежеспособность
  • Оплатить что-нибудь ненужное. Одни службы приобретают товары и услуги, другие используют их в работе. Если подразделения не взаимодействуют между собой, получите лишние счета или неподходящие продукты. В итоге компания рискует оплатить то, что никто не применит
  • Отправить платеж по некорректным реквизитам. Сотрудники должны перепроверять реквизиты в платежке и выставленном счете, когда формируют оплату. Иначе неверно укажут данные, и поставщик вовремя не получит деньги
  • Нарушить срок оплаты. Если никто не отслеживает своевременность оплаты и не планирует финансовые потоки, можно упустить момент, когда компания должна оплатить счет либо обеспечить достаточный объем средств. Нарушите срок оплаты, потеряете контрагента, придется выплачивать неустойку и штрафы.
  • Привлечь внимание контролирующих органов. Контролирующие органы проверяют все крупные платежи: соответствует ли назначение основной сфере деятельности компании, как часто происходит оплата. Уделяют внимание и контрагентам, с которыми работаете.
  • Потерять деньги из-за вирусов в ПО или неэтичного поведения сотрудников
  • Ошибиться в платеже из-за большой нагрузки. Если сотрудники трудятся сверхурочно, в режиме высокой загруженности, отвлекаются на иные функции, ошибки в платежах неизбежны.

Все эти риски в зависимости от существенности можно представить в следующем виде

Как избежать данных рисков? Можно дать следующие рекомендации:

  1. Соберите предварительные заявки на оплату по крупным статьям до того, как сформируете бюджет. Так вы зафиксируете цель расхода и сумму задолго до платежа и обезопасите компанию от ненужных трат.
  2. Проводите тендера, так вы  сможете выбрать из нескольких выгодных поставщиков. На мелкие расходы достаточно иметь в запасе 3–5 контрагентов. Так вы уменьшите сроки контроля, а сумму расхода утвердите уже на этапе проекта  договора.
  3. Внедрите казначейскую систему, заранее определите в ней маршруты согласования. Установите порядок в зависимости от вида расхода, его суммы и насколько он соответствует бюджету. Казначей получит реестр к оплате, когда его согласуют все утвержденные лица.
  4. Всегда запрашивайте у получателя счет на оплату, предусмотрите в договоре пункт «Уведомить контрагента, если реквизиты изменятся». Для налоговых платежей назначьте ответственных, например главного бухгалтера или его заместителя.
  5. Прогнозируйте движение денег и автоматизируйте график платежей по договорам, чтобы отслеживать сроки. Сразу оценивайте, сможете ли вы оплатить вовремя. Это поможет избежать кассовых разрывов
  6. Выделите отдельное время на платежи — избегайте эмоционального истощения сотрудников. Например, выдайте распоряжение бухгалтерии отправлять платежи с 10 утра до 12 часов дня. Не проводите в это время никакие собрания и не давайте других заданий.
Читати по темі:  Ловушки восприятия, которые заставляют вас платить больше и покупать ненужное

Кассовый разрыв. Платежный календарь

Призрак кассового разрыва может преследовать любое предприятие и может возникать в любой момент времени.

Кассовый разрыв – это временный недостаток денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов. Возникает в связи с несовпадением сроков поступления денежных средств и их расходования.

Для избежания кассовых разрывов нужно оптимизировать денежный поток. Одним из инструментов, который поможет это сделать есть платежный календарь.

Назначение этого инструмента:

  •  прогнозирование «кассовых разрывов». Лучше, если вы заранее предусмотрите такие ситуации, ведь не всегда можно оперативно привлечь кредит или воспользоваться овердрафтом и таким образом подставить под удар собственную репутацию «добросовестного» плательщика;
  • планирование обеспечения исполнения обязательств, в первую очередь перед банками, бюджетом и т. д.;
  •  своевременное определение потребности в денежных средствах и соответственно своевременное принятие мер по их привлечению. В небольших компаниях платежный календарь может быть вполне самодостаточным и закрывать потребности этой компании в своевременности платежей. И все-таки в большинстве случаев этот инструмент является необходимым дополнением к отчету о движении денежных средств (его еще называют «Бюджет движения денежных средств»), пользуясь профессиональным сленгом — ДДС.

Платежный календарь помогает избежать часть рисков которые были озвучены выше. И он может иметь следующий вид:

Платежный календарь на … (месяц, год)
Статья ДДС / подстатья ДДС Уровень приоритета Контрагент Мероприятие / пункт соотв. плана Конечная дата оплаты Сумма, тыс. грн. Дата начала резерви-рования ДС Сумма резерва в день
1 2 3 4 5 6    
ПРИМЕРЫ              
Заработная плата 1 13 трв 15 000,0 03 трв 1500
27 трв 5 000,0    
Налоги/ НДФЛ 2 13 трв 2 000,0    
27 трв 600    
Налоги/ НДС 2 20 трв 7 000,0 17 трв 1500
Возврат кредита 2 …. 07 трв 3 500,0 02 трв 500
Расходы на обслуживание кредита 2 …. 07 трв 210,0    
Основные материалы 3 …. 20 трв 800,0    
…. 15 трв 1 000,0    
Электроэнергия 4 …. 10 трв 800,0    
17 трв 800,0    
25 трв 800,0    
Платежи по инвестиционным мероприятиям/ работы и услуги подрядчиков 6 …. Строительство … 18 трв 1 240,0    
Читати по темі:  How music can change the way you dress and talk

Итак, какие же шаги нужно сделать для внедрения данного инструмента у вас в компании:

  1. Выделить группы платежей по приоритетам — это нужно для того, чтобы вы не задумывались каждый раз о степени важности того или иного платежа при ограниченном ресурсе денежных средств;
  2. Определиться с суммой платежей на месяц — по группам;
  3. Составить календарь платежей и календарь поступлений;
  4. Определить дни «кассовых разрывов» — посмотрите в какие дни у вас не хватает денег для совершения платежей;
  5. Провести варианты финансового моделирования — подумайте как можно избежать возникших минусов;
  6. Свести все воедино и составить «Бюджет движения денежных средств» (БДДС) на месяц;
  7. Вести платежный календарь ежедневно — план/факт, учитывая отклонения.

В результате мы получим бюджет и факт его исполнения:

Статья / подстатья ДДС ПЛАН ФАКТ Сумма к оплате до конца месяца
банк касса итого
1 2 3 4 5 6
Остаток на начало месяца -12 000 -12 000 30 -11 970  
в т.ч. задолженность по овердрафту -15 000 -15 000   -15 000  
фактический остаток 3 000 2 970 30 3 000  
Поступление: 100 000 86 000 500 86 500  
выручка и прочие поступления денежных средств 80 000 67 000 500 67 500  
поступление заемных средств 20 000 19 000   19 000  
Расходование: 87 510 57 757 480 57 937 29 573
Заработная плата: 22 600 16 577 420 16 997 5 603
ФОТ (в т.ч. отпускные, удержания, профвзносы и др.) 20 000 14 670 420 15 090 4 910
НДФЛ 2 600 1 907   1 907 693
Страховые взносы с расходов на оплату труда 5 000 5 000   5 000
Налоги 15 000 13 700   13 700 1 300
НДС 7 000 2 000   2 000 5 000
налог на имущество 6 000       6 000
транспортный налог 300 300     300
налог на прибыль 1 700       1 700
Арендная плата 1 200 1 000   1 000 200
Электроэнергия 10 600 2 000   2 000 8 600
Тепловая энергия 800 600   600 200
ГСМ 3 000 3 400   3 400 -400
Основные материалы 8 000 8 000   8 000
Материалы для ремонтов 5 000 6 000   6 000 -1 000
Работы подрядчиков 4 000 3 500   3 500 500
Услуги сторонних организаций 2 000 1 700   1 700 300
Гашение заемных средств (овердрафт) 6 000 7 000   7 000 -1 000
Гашение заемных средств (долгосрочный кредит) 3 500     3 500
Обслуживание заемных средств (% и комиссии) 210     210
Прочие платежи 600 680 60 740 -140
Остаток на конец периода -27 510 -7 787 50 -7 737  
в т.ч. задолженность по овердрафту -29 000 -27 000   -27 000  
фактический остаток 1 490 19 213 50 19 263  

Взаимосвязь первичной информации с платежным календарем и бюджетом можно выразить в виде схемы:

Итоги и выводы

Эффективно организованные денежные потоки компании являются важнейшим симптомом ее «финансового здоровья», предпосылкой обеспечения устойчивого роста и достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности в целом. Помогать управлять денежными потоками вам поможет ряд инструментов, овладеть которыми должен каждый человек, который занимается ведением бизнеса и который хочет, чтобы он процветал. Некоторые из таких инструментов были расмотрены в данной статье.

Источник: Блог Консультанта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поділіться з друзями - підтримайте проект

Додати коментар

Клікніть, щоб прокоментувати

3 × 4 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наша розсилка

Події

січень, 2020

Реклама

Random Quote

Если бухгалтер нарушает правила, его штрафуют. Если нет, то облагают налогом

X

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: