Головна » Власнику бізнеса » Організація бізнесу » Предтечи успеха: мертвые предшественники великих стартапов
Організація бізнесу

Предтечи успеха: мертвые предшественники великих стартапов

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Суть стартапа в том, чтобы опередить свое время и научиться зарабатывать на том, на чем не зарабатывал еще никто. При этом большинство успешных технологических компаний не были пионерами в своем деле. Скопировать чужую идею и сделать ее лучше оригинала — лучший рецепт предпринимательства.

Важно войти в перспективную нишу раньше других. Но если вы делаете это слишком рано, когда рынок и потребители еще не созрели, такой продукт проваливается. А потом вы видите стремительный взлет более удачливого последователя.

Слайд из презентации Билла Гросса

Время — определяющий фактор успеха проекта. В этом убежден серийный предприниматель и основатель бизнес-инкубатора IdeaLab Билл Гросс. Такой урок он извлек из провалов подопечных ему компаний. Второй по значимости фактор — команда, третий — идея, четвертый — бизнес-модель. А инвестиции — на последнем, пятом месте.

У вас может быть правильная гипотеза, но неудачный тайминг. Нет стопроцентного способа убедиться в своевременности продукта без его запуска, зато можно проанализировать чужие ошибки.

Давайте вспомним самые яркие и обидные смерти пионеров.

NB! История Кремниевой долины знает множество проектов и технологий, трагически опередивших свое время. Большинство мертвых пионеров лопнули в составе пузыря доткомов или сгинули в недрах корпораций.

В эту подборку мы включили только стартапы, которые запускались как независимые компании. За бортом остались корпоративные проекты вроде Google Wave (предок Slack), Microsoft Spot (предтеча Apple Watch) и Apple Newton (дедушка iPad), а также те первооткрыватели, которые не закрылись (соцсеть MySpace).

Infoseek и AltaVista — предшественники Google

Идея: поисковик
Годы запуска: 1994, 1995
Причина смерти: продажа стратегам
Успешный последователь: Google
В 1994 году серийный предприниматель Стив Кирш запустил поисковый сервис Infoseek. Через три года его ежемесячная аудитория составила 7,3 млн. Компания стала пионером в области CPM-рекламы и анализа поведения пользователей на сайте. В 1998 году Infoseek был продан компании Walt Disney, а в 2001 году закрыт. Разработчик Infoseek Робин Ли вернулся в Пекин и основал крупнейший китайский поисковик Baidu.

В 1995 году Луис Моньер, Майкл Барроуз и Пол Флагерти запустили AltaVista. Это был один из наиболее совершенных поисковых движков в интернете 1990-х. Он предоставлял пользователям бесплатную электронную почту и онлайн-переводчик Babel Fish. Через год после запуска AltaVista обеспечивал все поисковые запросы Yahoo. Компания была на пути к IPO, но крах доткомов разрушил этот план. Несмотря на более ранний выход на рынок, AltaVista начала проигрывать более молодому сопернику Google (запущен в 1998 году). Тем не менее, в 2003 году стартап купила компания Overture Services, которую почти сразу же поглотила Yahoo. Через десять лет AltaVista закрыли.

Предыстория Google была бы неполной без упоминания других протопоисковиков 1990-х — Lycos (старт в 1994), Excite (1994), Ask Jeeves (1996). Всем им пришлось менять бизнес-модель под натиском Google, но технически они не были закрыты. Ну а Google стал самым посещаемым сайтом мира и одной из самых дорогих технологических компаний.

Сооснователь первой соцсети TheGlobe.com Стефан Патернот (справа) отвечает на вопрос телеведущего о том, что он думает об успехе Facebook

TheGlobe.com, SixDegrees.com и Friendster — предшественники Facebook

Идея: социальная сеть
Годы запуска: 1994, 1998, 2002
Причины смерти: недостаточное распространение интернета; стратегические ошибки
Успешный последователь: Facebook
В 1994 году 20-летние студенты Корнуэльского университета Тодд Крайзельман и Стефан Патернот запустили первую в мире соцсеть TheGlobe.com. Но стартап запомнился не этим, а своим триумфальным IPO (1998 год). В первый же день размещения акции компании выросли на 606%. В итоге TheGlobe.com привлекла $27,9 млн, ее рыночная капитализация составила $842 млн. В 2001 году компания выбыла из списка Nasdaq — ее акции рухнули с $97 до 10 центов за акцию. Далее TheGlobe.com сделала серию неудачных пивотов и закрылась в 2007 году.

В 1998 году Эндрю Вейнрейх запустил соцсеть SixDegrees.com. Он назвал свой проект в честь знаменитой концепции шести рукопожатий, согласно которой все люди на планете знакомы друг с другом максимум через пять человек. На сайте были профили пользователей, списки друзей, возможность искать знакомых, отправлять сообщения и приглашать друзей на сайт. SixDegrees.com набрал 3,5 млн зарегистрированных пользователей. В 1999 году проект был продан за $125 млн, а через пару лет закрылся. Тогдашняя аудитория интернета была слишком мала. Пользователи просто не находили достаточно знакомых в онлайне, чтобы подсесть на виртуальное общение.

В 2002 году канадский программист Джонатан Абрамс запустил социальную сеть Friendster. Ее интерфейс походил на дейтинговый сайт Match.com и задумывался как его конкурент. За первые три месяца Friendster набрал три миллиона пользователей, о нем писали ведущие издания. Пользователи сайта могли общаться и делиться фотографиями, видео и событиями.

Friendster считался главной соцсетью, пока в 2004 году его не обогнал MySpace. За свою историю стартап привлек $48,5 млн инвестиций. В 2003 году Google предложил купить Friendster за $30 млн. Отказ стартапа до сих пор называют одной из грандиознейших ошибок Кремниевой долины. В 2008 году в соцсети зарегистрировались более 115 млн человек. 90% трафика шло из Азии, крупнейшими рынками для этой соцсети были Филиппины, Малайзия и Сингапур. При этом трафик из Америки резко падал из-за конкуренции с Facebook. В 2009 году азиатский интернет-гигант MOL Global купил соцсеть за $26,4 млн. В 2011 году Friendster был перезапущен как соцсеть для геймеров. Пивот не удался — в 2015 году компания закрылась.

 Shareyourworld.com и Z.com — предшественники YouTube

Идея: видеохостинг
Годы запуска: 1997; 1999
Причина смерти: медленный интернет
Успешный последователь: YouTube

В 1997 году предприниматель Чейз Норлин запустил первый в истории видеохостинг — Shareyourworld.com. Пользователи сервиса могли загружать видео в различных форматах и пытаться их монетизировать. Проект поднял инвестиции в Кремниевой долине, но оказался обречен из-за низкого проникновения интернета и медленного соединения.Через два года на американском рынке появился похожий видеосервис — Z.com. Он был подопечным бизнес-инкубатора IdeaLab и получил от него $10 млн инвестиций. Чтобы добиться популярности, Z.com подписал контракты со знаменитостями. Режиссер Оливер Стоун, рок-группа Red Hot Chili Peppers и другие известные личности согласились загружать туда свой видеоконтент — фильмы, видеодневники, записи концертов. Хотя этот видеосервис был быстрее предшественника, смотреть видео было все равно некомфортно из-за низкого распространения широкополосного интернета.

В 2003 году Z.com закрылся, а через два года, когда прогресс снял технические ограничения, выстрелил YouTube. В отличие от Z.com, у YouTube даже не было бизнес-модели, но Google купил его за $1,65 млрд. Cтартап появился на рынке очень вовремя: высокоскоростной интернет к тому времени стал мейнстримом, видеокамеры стали легче и дешевле, а люди более-менее привыкли к любительскому видео. YouTube давно стал одним из главных сайтов планеты — он на третьем месте по посещаемости после Facebook и Google.

загрузка...

Вупи Голдберг снялась в рекламе цифровой валюты Flooz

Beenz и Flooz — предтечи биткоина

Идея: цифровая валюта
Годы запуска: 1998, 1999
Причина смерти: непривычность идеи
Успешный последователь: Bitcoin
В 1998 году британец Чарльз Коэн запустил проект Beenz. Его пользователи зарабатывали цифровую валюту за посещение определенных сайтов и покупки в онлайн-магазинах. Коэн мечтал построить цифровую экономику и считал Beenz конкурентом традиционным валютам. Проект вызывал вопросы к властей: альтернативные валюты считались нелегальными. При этом стартап привлек почти $100 млн инвестиций и стал партнером MasterCard — пользователи сервиса могли перечислять заработанную виртуальную валюту на свои кредитные карты. На пике развития у Beenz были офисы в 12 странах. После краха доткомов компания была продана американской Carlson Marketing Group. Та хотела использовать Beenz в своих системах лояльности, но не срослось.

Еще одним партнером Beenz был американский игровой сайт Speedyclick.com. Он выпускал свою цифровую валюту — SpeedyBucks. Пользователи могли конвертировать Beenz в SpeedyBucks. Через год после запуска (1998) Speedyclick.com был продан за $47 млн американской компании ShopNow, а в 2001 году закрыт на фоне краха доткомов.

Нью-йоркский стартап Flooz был запущен в 1999 году предпринимателем Робертом Левитаном. Проект пытался создать единую цифровую валюту для онлайн-магазинов. Люди оплачивали ею покупки в интернете вместо кредитных карт. Стартап привлек $35 млн венчурных инвестиций. Корпорации вроде Cisco и Delta Air Lines использовали валюту Flooz в качестве корпоративных подарков. В рекламе Flooz снялась Вупи Голдберг (ролик обошелся компании в $8 млн). Но это не помогло — в 2001 году проект обанкротился.

В 2009 году мифический программист Сатоши Накамото запустил криптовалюту биткоин. Она стала самым успешным проектом в истории электронных денег. В 2010 году на криптовалюту был куплен первый реальный товар — две пиццы обошлись в 10 тысяч биткоинов. Спустя семь лет один биткоин стоит $1100, а капитализация всей системы Биткоин выросла до $18 млрд.

Kozmo и Webvan — предтечи Amazon

Идея: заказ продуктов через интернет
Годы запуска: 1996, 1998
Причина смерти: поспешный рост, стратегические ошибки
Успешные последователи: Amazon, Instacart
Webvan.com — сервис заказа продуктов через интернет. Основатель сети книжных магазинов Луис Бордерс запустил его в 1996 году. В 1999 году Webvan потратил $1 млрд на расширение складов и пообещал к 2001 году покорить 26 городов. Тогда же компания вышла на IPO, в ходе которой привлекла $375 млн при оценке $1,2 млрд. Вскоре стало понятно, что клиентская база и выручка компании не смогут отбить инвестиции. Она стала жертвой слишком поспешного роста — за полтора года работы сервис вышел в 8 городов. В 2001 году компания закрылась, став крупнейшим пузырем доткомовской эпохи.

В 1998 году молодые инвестиционные банкиры Джозеф Парк и Йонг Кэнг запустили Kozmo.com — сервис быстрой локальной доставки. Он предлагал горожанам бесплатную и быструю доставку. В течение часа он привозил клиентам широкий ассортимент товаров — CD, DVD, электронику и закуски. Kozmo работал в девяти городах и намеревался конкурировать с логистическими гигантами UPS и FedEx. Стартап привлек $280 млн инвестиций, в том числе $60 млн от Amazon. Аналитики недоумевали, как можно заработать на бесплатной услуге. Они оказались правы — даже совместная акция со Starbucks не помогла стартапу заработать. В 2001-м компания закрылась.

Через несколько лет идеи и наработки Webvan и Kozmo подхватила Amazon. В 2007 году она запустила сервис доставки продуктов AmazonFresh, в 2014 году — сервис доставки за час Amazon Prime Now. Вообще на on-demand доставке пытаются заработать много стартапов. Один из самых известных — Instacart, который со времени старта в 2012 году успел привлечь $274,8 млн и достиг оценки в $2 млрд. В 2014 году в нишу быстрой доставки еды пришел Uber. Он запустил сервис UberEats, который позволяет заказать блюда из местных ресторанов в США, Канаде, Великобритании, Франции и других странах. В 2015 году доставкой продуктов занялась служба доставки Google (Google Express).

Letsbuyit и Mercata — предшественники Groupon

Идея: сервис групповых покупок
Год запуска: 1999
Причина смерти: непривычность покупок в онлайне
Успешный последователь: Groupon
В конце 90-х многие интернет-предприниматели запускали сайты групповых покупок. Такая схема помогала потребителям покупать товары со скидкой, а ритейлерам — экономить на масштабе.

Читати по темі:  Три главных ошибки предпринимателя на едином налоге

Одним из первых подобных сайтов стал шведский Letsbuyit.com. Он стартовал в 1999 году. Через год сайт стал крупнейшим e-commerce проектом в Европе: сервис работал в 14 странах и на 12 языках. Компания доказала работоспособность своей бизнес-модели во время рождественских распродаж. Сохранить такой же темп развития в будни стартапу не удалось. Не помогала даже агрессивная реклама, на которую уходило по 8 млн евро в месяц. Letsbuyit умирал долго и громко. Вернуть деньги инвесторов помешал недостаток пользователей, готовых платить за товары из интернета.

Еще одним пионером групповых покупок был американский стартап Mercata. Он также запустился в 1999 году. Компания привлекла $75 млн от известных фондов того времени. Как и европейский конкурент, Mercata провалила IPO и была вынуждена закрыться в 2001 году. Тогда же заработать на групповых покупках пытались и менее известные проекты (Mobshop.com, Zwirl.com, C-Tribe.com), но все они сгинули во время краха доткомов.

В 2009 году американец Эндрю Мейсон возродил концепцию групповых покупок, запустив Groupon. Стартап планомерно поднимал раунд за раундом, получив от венчурных инвесторов $1,14 млрд. В других странах появилось множество похожих проектов. Groupon бодро скупал их, быстро расширяя свою географию. В 2011 году Groupon успешно вышел на IPO. Успех компании пытались повторить Google и Facebook, но у них не взлетело.

Деннис Кроули перезапустил убитую Google идею и попал на обложку Wired

Dodgeball — сводный брат Foursquare

Идея: геолокационная соцсеть
Год запуска: 2003
Причина смерти: отсутствие мобильного интернета
Успешный последователь: Foursquare
В 2003 году студенты Нью-Йоркского университета Деннис Кроули и Алекс Райнерт запустили социальный геолокационный сервис Dodgeball. Пользователь сообщал свою локацию по смс, а в ответ получал список друзей и интересных мест, находящихся поблизости. Почему смс? В большинстве тогдашних мобильных телефонов не было интернета и GPS.

В 2005 году Google купил Dodgeball. На тот момент сервисом пользовались 30 тысяч человек из крупных городов США. Спустя два года основатели покинули корпорацию, причем Кроули назвал свой опыт работы в Google огромным разочарованием. В 2009 году корпорация закрыла Dodgeball, заменив его похожим приложением Google Latitude (закрыто в 2013 году).

Тогда Кроули вместе с Навином Сельвадураем запустили другую геолокационную соцсеть — Foursquare. Распространение мобильного интернета стало благополучной средой для развития сервиса. Через два года в нем зарегистрировались более 8 млн пользователей. На данный момент Foursquare поднял 6 раундов общей суммой $166,35 млн. Каждый месяц им пользуются 55 млн человек.

Aardvark — предшественник Quora

Идея: социальный сервис вопросов и ответов
Год запуска: 2007
Причина смерти: поглощение Google
Успешный последователь: Quora
В 2007 году Натан Столл и Дэймон Хоровиц запустили Aardvark — социальный сервис вопросов и ответов. Там люди делились друг с другом знаниями о путешествиях, кино, бизнесе, технологиях, домоводстве и других сферах жизни. Ответы пользователей ранжировались по авторитетности. К 2009 году Aardvark набрал больше 90 тысяч участников, больше половины которых регулярно создавали оригинальный контент. Сайт был очень популярен среди мобильных пользователей того времени. В 2010 году Google купил Aardvark, а через год закрыл его.

В 2010 году выходцы из Facebook Адам д’Анджело и Чарли Чивер создали аналогичный сайт — Quora. Стартап прошел акселерацию в YCombinator. В последующие годы Quora привлекла более $150 млн инвестиций от легендарного Питера Тиля, фондов Tiger Global, Matrix Partners, Benchmark и SV Angels. Каждый месяц этот сайт посещает 100 млн человек.

Если ваш проект провалился, это не значит, что вам не удалось изменить мир к лучшему. Возможно, вы просто проторили дорожку другим.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz

Наша розсилка

Розшукуємо авторів

Випадкова цитата

Перестаньте бояться провала

Предтечи успеха: мертвые предшественники великих стартапов

Час читання: 20 min
0

Поділитися з другом