Головна » Юристу » Юридичні консультації » Проверки Гоструда: виды, основания, права и обязанности инспекторов, обжалование результатов
Юридичні консультації

Проверки Гоструда: виды, основания, права и обязанности инспекторов, обжалование результатов

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

16 мая 2017 года вступил в силу Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 26.04.2017 г. № 295. Какая процедура проведения инспекций органов Гоструда?

Согласно Порядку государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами труда:

  • Гоструда и его территориальных органов;
  • исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений).

Контрольные полномочия инспектора труда подтверждается служебным удостоверением установленной Минсоцполитики формы, выдаваемым Гоструда.

Основания для проведения инспекций

Инспекционные посещения проводятся:

1) по обращению работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;

2) по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;

4) по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;

5) по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде;

6) по информации:

    • Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;
    • ДФС и ее территориальных органов о:
      • несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
      • фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;
      • фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
      • работодателях, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника;
    • Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о:
      • работодателях, начисляющих заработную плату меньше минимальной;
      • работодателях, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;
      • работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
      • работниках, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
      • работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины «Об отпусках»);
      • работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
      • работодателях, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;
      • работодателях с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;

7) по информации профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Обращение физических лиц, в отношении которых нарушены правила оформления трудовых отношений, работников и работодателей может быть подано через уполномоченного представителя.

В случае необходимости для участия в инспекционных посещениях могут привлекаться (по согласию руководителя объекта посещения или другого уполномоченного им должностного лица) представители профсоюзов, их организаций и объединений профсоюзов, члены которых работают у объекта посещения, организаций работодателей и их объединений.

Права и обязанности инспектора

О проведении инспекционного посещения инспектор труда сообщает объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу.

О проведении инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда сообщает объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб инспекционному посещению.

При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить свое служебное удостоверение.

Продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней, для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства — двух рабочих дней.

Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:

  • при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, самостоятельно и в любое время суток, с учетом требований законодательства об охране труда, проходить в любые производственные, служебные, административные помещения, в которых используется наемный труд;
  • знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки;
  • наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения;
  • при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
  • на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
  • фиксировать проведение инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;
  • получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.

Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и/или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа в помещения, организации рабочего места, вынесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.

Инспекторам труда запрещается:

  • выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;
  • подменять работников объекта посещения во время проведения расчетов или перерасчетов размеров принадлежащих работникам средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии нормативных актов объекта посещения требованиям нормативно-правовых актов с целью их последующей передачи работникам (в том числе уволенным), другим лицам или органам;
  • проводить инспекционные посещения с целью получения от объекта посещения любых документов или их копий для последующей передачи другим лицам;
  • рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого вступило в законную силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;
  • разглашать производственные и коммерческие тайны или производственные процессы, с которыми они могли ознакомиться при исполнении своих обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе в течение трех лет после освобождения от должности;
  • разглашать источник всякой жалобы, доведенной до сведения, на недостатки или нарушения и сообщать объекту посещения или его представителю о том, что посещение было проведено в связи с получением такой жалобы;
  • изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части.

При проведении инспекционного посещения объект посещения вправе:

  • проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;
  • не допускать к проведению инспекционного посещения в случае:
    • отсутствия служебного удостоверения;
    • если на официальном сайте Гоструда отсутствуют решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования, перечень вопросов, подлежащих инспектированию;
    • если срок проведения инспекционного посещения превышает установленные сроки;
  • подавать в письменной форме свои объяснения, замечания об устранении нарушений к акту или предписанию;
  • требовать от инспектора труда внесения записи о проведении инспекционного посещения в соответствующий журнал проверок объекта посещения (при его наличии) перед предоставлением акта для подписи руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем;
  • перед подписанием акта быть информированным о своих правах и обязанностях;
  • требовать от инспектора труда соблюдения требований законодательства;
  • требовать неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну или конфиденциальную информацию объекта посещения;
  • обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия инспектора труда;
  • получать консультативную помощь от инспектора труда с целью предотвращения нарушений при проведении инспекционных посещений, невыездных инспекций.

По решению руководителя органа контроля или его заместителя, согласованным с объектом посещения, инспекторы труда при наличии оснований, определенных подпунктами 1, 4–7 пункта 5 Порядка, могут проводить невыездные инспекции в помещении соответствующего органа контроля на основании документов и объяснений, предоставленных объектом посещения.

В случае создания объектом посещения препятствий в деятельности инспектора труда (отказ в допуске к проведению посещения (непредоставление информации, необходимой для проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования; препятствие в реализации других прав), отсутствия объекта посещения или уполномоченного им лица по местонахождению (адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, других документах, ставших основанием для проведения посещения), отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, составляется акт о невозможности проведения инспекционного посещения или невыездной инспекции с указанием соответствующих причин, который по возможности подписывается руководителем объекта посещения или другим уполномоченным лицом.

Копия акта направляется органам, которым подчинен объект посещения (при наличии), для принятия мер по устранению препятствий и обеспечения присутствия объекта посещения по своему местонахождению.

В случае отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, направляется копия акта о невозможности проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования и письменное требование с указанием срока восстановления документов. На время выполнения такого требования срок проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования останавливается.

Результаты инспекции

По результатам инспекционного посещения или невыездной инспекции составляются акт и в случае выявления нарушений законодательства о труде — предписание об их устранении.

Акт составляется в последний день инспекционного посещения или невыездного инспектирования в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, и руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем. Один экземпляр акта остается у предприятия.

Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информацией, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.

Замечания могут быть поданы не позднее трех рабочих дней с даты подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через три рабочих дня с даты их поступления.

Материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники в ходе инспекционных посещений, приобщаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания, на которых проставляется номер акта. О приобщении таких материалов делается отметка в акте.

Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки по письменному требованию инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Предписание выносится не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний — на следующий день после их рассмотрения.

В предписании указывается срок для устранения выявленных нарушений. В случае установления срока выполнения предписания более трех месяцев в предписании определяется график и запланированные мероприятия устранения выявленных нарушений с соответствующим информированием инспектора труда в соответствии с определенной в предписании периодичностью.

Предписание также составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда и руководителем предприятия или его уполномоченным представителем. Один экземпляр предписания остается у предприятия.

Состояние выполнения предписания проверяется по истечении указанного в нем срока устранения недостатков, если объект посещения не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта устранения выявленных нарушений.

В случае отказа руководителя или уполномоченного представителя объекта посещения от подписания или невозможности личного вручения акта и предписания, акт и предписание составляются в трех экземплярах.

Два экземпляра акта и предписания не позднее чем в течение следующего рабочего дня направляются объекту посещения заказным письмом с описью документов в нем и с уведомлением о вручении. На экземпляре акта и предписания, которые остаются у инспектора труда, указываются реквизиты почтового сообщения, которое приобщается к материалам инспекционного посещения и невыездного инспектирования.

Объект посещения обязан вернуть инспектору труда подписанный экземпляр акта и предписания не позднее чем через три рабочих дня с даты его получения. В случае непоступления в установленный срок подписанного экземпляра акта и предписания составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется объекту посещения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Привлечение к ответственности

При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом инспекционного посещения или актом невыездной инспекции, после рассмотрения замечаний объекта посещения (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования, по результатам которого вносит предписание и/или принимает меры к привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.

В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не применяются.

Меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременную и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда принимаются одновременно с вынесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда. В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано руководителю или заместителю руководителя Гоструда.

Представление в установленный срок жалобы временно прекращает исполнение предписания или требования.

Жалоба рассматривается в 30-дневный срок с даты ее поступления, если иное не установлено законом.

По результатам рассмотрения жалоб требования, предписания могут быть отменены полностью или в отдельной части.

Источник: ProstopravoАвтор: Гутгарц Екатерина


Поділіться з друзями - підтримайте проект