Головна » Бухгалтеру » Новини законодавства » Аналітика » С 1 июля 2017 г. – блокировка налоговых накладных. Сводка с фронта
Аналітика

С 1 июля 2017 г. – блокировка налоговых накладных. Сводка с фронта

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

Благие намерения

Как представители Минфина, так и Комитета ВРУ по вопросам банковской, налоговой и таможенной политики признают, что система электронного администрирования НДС не помогла полностью перекрыть незаконные схемы по налогу на добавленную стоимость. Фиктивный налоговый кредит продолжает продаваться и покупаться уже с регистрацией в системе. И если частой практикой прошлого года была блокировка ключей ЭЦП, то трендом 2017 года будет блокировка «сомнительных» налоговый накладных.

Зачем? По словам чиновников, без «очистки» системы электронного администрирования от схемного налогового кредита («скрутки» и перепродажа импортного НДС) не сможет функционировать система автоматического бюджетного возмещения. Несмотря на то, что весь налог на добавленную стоимость уже предоплачен в бюджет живыми деньгами, на возмещение «автоматом» всё равно не хватает.

 

Перспективы

Исчерпывающий перечень критериев «сомнительности» будет утвержден отдельным приказом Минфина, на сегодняшний день есть лишь его проект с длинным названием: «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

И если критерии пока существуют только в виде проекта, то основания для регистрации налоговой накладной или отказа в такой регистрации — уже в виде действующего нормативно-правового акта (постановление Кабмина от 29.03.2017 года № 190).

 

Как происходит блокировка налоговых накладных?

Согласно методологии Минфина блокировка грозит именно поставщику товара или услуги. К примеру, предприятию пришла предоплата за товар. Товар пока не приобретен, но по дате первого события регистрация налоговой накладной – обязанность поставщика. Предположим, что он как добросовестный налогоплательщик перечисляет шестую часть выручки на НДС-счет в Казначействе и регистрирует налоговую накладную на предоплату. Взамен он рискует получить квитанцию об остановке регистрации налоговой накладной в ЕРНН, фактически регистрация налоговой накладной в срок не состоится. Покупатель потеряет право на налоговый кредит на неизвестный срок. Тем не менее, в декларации по НДС сумму обязательств следует отразить независимо от факта регистрации НН. И в срок, предусмотренный для уплаты НДС в бюджет, сумма, зарезервированная для регистрации такой НН, спишется со счета в бюджет. И, скорее всего, для регистрации этой же налоговой в следующем отчетном периоде потребуется снова пополнить НДС-счет в Казначействе.

Для примера мы взяли один из самых негативных сценариев, которые могут произойти с налогоплательщиком, он в такой ситуации уплатит НДС дважды «живыми» деньгами.

Предполагается, что не все операции налогоплательщиков будут мониториться на предмет наличия признаков риска. Если налоговая накладная, которую вы регистрируете, соответствует хотя бы одному из этих четырех критериев, то она не подлежит мониторингу:

  • налоговая накладная регистрируется в пользу неплательщика НДС;
  • объем поставки субъекта за месяц не превышает 500 тыс. грн и руководитель занимает аналогичную должность менее, чем на 4 предприятиях;
  • общая сумма всех уплаченных субъектом налогов за 2016 год составляет более 5 млн. грн (учитывается до 01.01.18г.);
  • соотношение сумм уплаченных налогов к объемам поставок за последние 12 месяцев составляют более 5% и сумма НДС по налоговым накладным, зарегистрированным за отчетный месяц меньше, чем наибольшая сумма НДС, указанная в налоговых накладных за последние 12 месяцев, умноженная на 1.3;
  • ГФС принято решение учесть информацию, поданную налогоплательщиком по форме согласно приложению №1 к Критериям.

Теперь поговорим о признаках риска, которые могут стать основанием для остановки регистрации налоговой накладной.

 

В процессе мониторинга ГФС будут проверены следующие признаки налоговой накладной и деятельности налогоплательщика:

1.    Объем поставки товара в НН в 1.5 и более раз превышает остаток разницы объема поставки такого товара, указанного в НН с 01.01.17 г. и объема приобретения этого товара согласно полученным НН, зарегистрированным с 01.01.17 г. в реестре и сумма НДС, указанная в реестре налоговых накладных на приобретение товара согласно кодам УКТВЭД (перечень утверждается ГФС по согласованию с Минфином) превышает 50% общей суммы НДС, указанной в НН  по приобретению таких товаров, которые зарегистрированы его контрагентами с 01.01.2017 г.;

2.    Отсутствие разрешительных документов, удостоверяющих право осуществления определенного вида деятельности (разрешительные документы, лицензии и т.п.) относительно товаров, указанных в НН;

3.    Соотношение суммы НДС, указанной в расчетах корректировок, зарегистрированных в ЕРНН в текущем месяце, уменьшающих сумму компенсации товаров их поставщикам, к сумме НДС, уплаченной в этом месяце в бюджет, превышает коэффициент 0.2.

Соответствие пункту 1 предполагает остановку регистрации налоговой накладной при условии, что сумма налоговых обязательств по НДС за отчетный период превышает среднемесячную сумму всех уплаченных за последние 12 месяцев налогов и сборов, включая ЕСВ. Соответствие пунктам 2 и 3 мониторинга предполагает остановку регистрации НН.

Кстати, критерии мониторинга будут совершенствоваться ежеквартально.

 

Регистрация НН не состоялась. Что произойдет?

Согласно пп. 120-1.1 НКУ, штрафные санкции за несвоевременную регистрацию налоговых накладных, связанную с остановкой регистрации не применяются до принятия решения о восстановлении регистрации таких налоговых согласно п. 201.16.4 НКУ. Однако факт нерегистрации налоговой накладной не освобождает налогоплательщика от обязанности задекларировать налоговые обязательства.

 

 Как доказать, что ты честный налогоплательщик?

Забавляет сама формулировка, не правда ли? Но ошибки нет, и доказывать свой статус добросовестного налогоплательщика будет сам субъект хозяйствования. Потребуются все документы: договоры и ВЭД-контракты, инвойсы, вся первичная документация, которая подтверждает получение и перемещение товара, банковские выписки, в отдельных случаях — подтверждение наличия трудовых ресурсов (доказательство, что есть люди в штате) и прочих возможностей проводить такие сделки. Копии документов следует подать заверенными, приложив пояснения и специальную таблицу данных (приложение №1 к Перечню).

Документы можно подать через электронный кабинет налогоплательщика.

Все бумаги будет рассматривать специальная комиссия ГФС, которая может прийти к выводу о недостаточности доказательной базы подтверждения этой хозяйственной операции субъекта. В любом случае налогоплательщик узнает ответ комиссии в течение пять рабочих дней. Пакет подтверждающих документов можно подавать повторно, или же получение отказа в регистрации налоговой накладной можно обжаловать в суде.

Если ты покупатель: существует ли способ защитить свои интересы, если поставщику заблокировали регистрацию налоговой накладной?

После изучения нормативно-правового акта понимаешь, что для покупателя нет никаких гарантий. Можно прекратить закупать товары у плательщиков НДС (хотя иногда это невозможно), можно прописывать в контрактах штрафы и компенсацию суммы потерянного налогового кредита по НДС (несправедливо по отношению к поставщикам). И еще стоит быть готовым к потерям. Потерям денег.

Автор:Томашевська Олександрa

Джерело:КЦПРБ


Поділіться з друзями - підтримайте проект