Головна » Бухгалтеру » Новини законодавства » Состоится ли профанация налоговой реформы?
Новини законодавства

Состоится ли профанация налоговой реформы?

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Почему предложенная Минфином налоговая реформа неплохо подошла бы для любой развитой европейской страны, но совершенно убийственна для Украины

Масштаб проблемы

В 2014-м году с уровнем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Украина находилась ниже Египта, Туниса, Намибии. Нашими соседями на экономической карте мира уже давно являются не страны Восточной Европы, а страны Африки. А по итогам первого полугодия государственная статистика отрапортовала о 16%-ном падении ВВП, так что в будущей статистике за 2015 год нашими соседями в экономическом рейтинге могут стать Конго и Гватемала. Удивительным образом на этом фоне ответственным за экономические показатели удается находить позитив в виде «замедления темпов падения» и внушать веру в твердость какого-то мифического «дна, от которого можно оттолкнуться».

Точка запуска кардинальных реформ

Налоговая система может стать своего рода спусковым крючком к настоящим всеобъемлющим экономическим реформам, ведь бумерангом затрагивает множество болезненных, но необходимых вопросов:

— что-то придется решать с Пенсионным фондом, ведь снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда будет означать тотальный недобор средств в него, а это — потенциальное признание необходимости его ликвидации и перехода к выплате социальных пособий из бюджета вместо так называемого пенсионного страхования, которое вовсе никаким страхованием де-факто не является;

— придется радикально сократить 3,5-миллионную армию непроизводительных бюджетников, практически по каждой категории которых показатели численности на тысячу населения в Украине значительно превышают аналоги как развитых, так и развивающихся стран

— придется признать, что не может называться «народным добром» что-либо, приносящее 100 миллиардов гривень убытка в год: именно такой суммарный результат был получен от госпредприятий в 2014 году; ради покрытия временного дефицита бюджета в результате налоговой реформы эти предприятия нужно будет продать

— получение «белых» официальных доходов может стать нормой и правилом, а важность этого сложно переоценить — это изменение отношений в обществе, ведь получение теневой оплаты уже формирует определенное отношение к природе денег у огромной массы населения

Читати по темі:  Мін`юст в черговий раз затвердив нові форми реєстраційних карток

Украина — это Европа. Украина — не Европа

Противники радикальных перемен кивают на Европу: дескать, и там высокие налоги, и ничего — платят. Из этого мировоззрения появляется желание «переделать» украинцев: сейчас мы зажмем их контролями — НДС-счетами, нулевым декларированием, контролем за расходами, кассовыми аппаратами, трансфертным ценообразованием — и они станут у нас настоящими европейцами. Но более высокая налоговая дисциплина в Европе зиждется абсолютно на других столпах!

Столп первый. Текущий уровень благосостояния. С какой суммы легче отдать 40% налога — 5000 гривень или 5000 Евро? Вы все еще считаете, что одна и та же налоговая ставка применима к разным уровням жизни? История развитых стран указывает на то, что общий уровень налоговой нагрузки рос по мере роста уровня благосостояния. Когда кто-то говорит «посмотрите на Швецию с ее высокими налогами», ему можно ответить, что сегодняшней Украине следует смотреть на отстающую Швецию первой половины ХХ века, когда там рождались Volvo, Ikea, Tetra Pak, а не на сегодняшнюю зажиточную Швецию. Стоит вспомнить начало статьи и реальное место Украины на экономической карте мира.

Столп второй. Доверие к тому, как государство распоряжается деньгами. Доставшуюся в наследство от СССР систему институтов, льгот и социальных гарантий государство старается хоть как-то поддерживать, но это как раз тот вариант, когда должно быть либо качественно, либо вообще никак: низкое качество усиливает недоверие к государству.

Столп третий. Развитый рынок капитала. Современное европейское предприятие ориентируется на рыночную оценку стоимости, то есть на капитализацию бизнеса. Ты готов заплатить больше налогов и не скрывать свою прибыль, если знаешь, что без этого рыночная оценка стоимости твоего бизнеса снизится. Прямая заинтересованность бизнеса в отображении высоких финансовых результатов выступает как предохранитель от неуплаты налогов.

Что же делать, если этих столпов нет? Строить систему, которая будет работать в существующих условиях.

загрузка...

Что предлагает Минфин?

Назначение Минфина ответственным за налоговую реформу — это своего рода управленческий нонсенс, это «пчелы против меда». Основная задача министерства — исполнение бюджета. И этот орган должен провести реформу, которая потенциально создает проблемы для исполнения бюджета. Минфин должен был быть участником процесса, его согласователем по некоторым параметрам, но никак не ответственным.

Читати по темі:  С 1 декабря 2016 г. увеличивается минимальная заработная плата

В сегодняшней структуре министерства напрочь отсутствует ответственный за сокращение затрат бюджета. Мы имеем почти 50% перераспределения ВВП через госфинансы, которые тормозят экономику, а ответственного за сокращение госзатрат нет. Вместо подготовки базы реформы в виде сокращения затрат бюджета ищется решение, «как так сократить налоги, чтобы найти компенсаторы ровно на сумму сокращения, а лучше с запасом». Итоги этого уравнения Минфин опубликовал на своем официальном сайте в виде презентации «реформы«.

Трижды перечитав презентацию, реформы обнаружить… не удалось.

Вот некоторые положения, которые якобы должны обеспечить «экономический рост, приток инвестиций, создание новых рабочих мест и улучшение условий предпринимательской деятельности»:

— «возобновление условия наличия связи с хоздеятельностью затрат, которые учитываются с целью налогообложения». Это означает возврат во времена, когда налоговая могла посчитать ваши затраты на рекламу, командировки или прохождение обучения не связанными с хоздеятельностью и доначислить налог на выявленную сумму;

— «налогообложение автомобилей — для всех автомобилей возрастом до 5 лет». Судя по всему, в Украине вводится новое понимание предметов роскоши: теперь это любой автомобиль возрастом до 5 лет.

— «банковская гарантия/депозит как условие обжалования налоговых доначислений Государственной фискальной службы в суде». Не согласен с решением налоговой — положи вначале на депозит сумму, которую тебе доначислили, а потом можешь обжаловать.

Этих примеров достаточно, чтобы отобразить дух предлагаемых изменений. Но, быть может, где-то спрятаны хорошие новости? То, что даст экономике Украины шанс на развитие? Возможно, вам удастся найти их по ссылке выше, но в основном кроме фраз об «углубить и расширить», увы, ничего найти не удалось.

Ссылки Минфина на зарубежных авторитетов

Словацкий реформатор Иван Миклош выступает советником и консультантом министра финансов в части налоговой реформы. На его авторитет ссылается Минфин. Отдадим должное профессионализму и патриотизму Ивана Миклоша. Он, безусловно, знает, что в результате словацких реформ уровень перераспределения ВВП через фискальную составляющую сократился с более чем 40% до 29%. Он несколько недовольно морщится, слыша в предложениях о возможности установления самой низкой в Европе налоговой нагрузки для фонда оплаты труда, ниже, чем в Словакии. Он в своих публикациях отстаивает право министра финансов на свое решение по налоговой реформе, а также готовит украинское общество к частичному демонтажу упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. Там он реформировал свою страну, здесь он выполняет работу по контракту.

Читати по темі:  "Реформа" единого налога от МинФина в цифрах

Реформы по-европейски и реформы по-украински

Реформы — не очень удачное набившее уже оскомину слово. По большому счету, стране нужна трансформация отношений в обществе. Из потребителей — в творцов, из патерналистов — в самостоятельные личности. То, что готовит Минфин, могло бы быть вполне названо реформой в развитой Европе — улучшить формулировки, уточнить условия, повысить контроль и т.д. Мелкие подстройки системы, которая работает хорошо, но может еще немного лучше. Этот же подход для Украины — профанация реформы. Немного уменьшить налогообложение оплаты труда ценой повышения сборов с мелких предпринимателей и введения новых налогов и более изящно и точно выписать Налоговый кодекс — этого ли мы ждем от налоговой реформы?

Вместо эпилога

Основатель шведской IKEA Ингвар Кампрад начал заниматься предпринимательской деятельностью когда ему было 5 лет — покупал оптом спички в Стокгольме и продавал их в розницу жителям своей деревни. Он не платил тогда никаких налогов, но именно благодаря таким людям и состоялась экономически успешная страна. Настоящий дефицит в экономике Украине — это предпринимательские таланты, идеи украинцев, которые словно дремлющие ангелы ждут своего часа. И если у нас будет доминировать фискальный подход, — вдруг кто-то недоплатил, вдруг заплатил мало, нужно не выпустить из ока государственной машины ни одно движение, то вечный сон нереализованных возможностей будет и дальше тянуть страну к фактическому банкротству. В так называемом проекте реформы Минфина ставка делается на контроль и некую абстрактную справедливость. Но есть другое мнение — налоговая реформа должна принести свободу предпринимательского творчества и активность.

Автор: Алексей Геращенко экономист, преподаватель Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs)

По материалам: «Дело«

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Мітки

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz

Наша розсилка

Розшукуємо авторів

Випадкова цитата

Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть часов на то, чтобы наточить топор

Состоится ли профанация налоговой реформы?

Час читання: 13 min
0

Поділитися з другом