Головна » Власнику бізнеса » Менеджмент » Тысяча способов улучшить жизнь: как появился лайфкахинг и почему он больше не работает
Менеджмент

Тысяча способов улучшить жизнь: как появился лайфкахинг и почему он больше не работает

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Мы живем в эру лайфхакинга — концепта, который пропагандирует инженерный подход к увеличению продуктивности отдельно взятого человека. Слово «лайфхакинг» появилось в нашей разговорной речи в середине 2000-х годов благодаря интернету и блоггерам. Как, откуда, почему — в истории вопроса разбирался журналист Никил Савал.

Сегодня количество постов с заголовками вроде «50 простых способов улучшить жизнь» стремится к бесконечности, они рекурсивно виральны — постоянно заново всплывают в лентах соцсетей как корабли-призраки. Lifehacker.com — один из многих сайтов-прокрастинаторов медиахолдинга Gawker Media’s — снабжает офисных работников практиками улучшения качества жизни. Проанализируйте, как вы спите с помощью мобильных приложений с датчиками движения, и система предложит идеально подходящее именно вам время для пробуждения. Максимально эффективно настройте фильтры в Gmail. Читайте побольше романов, потому что это снижает уровень тревоги. Книги Тимоти Ферисса — инвестора, писателя и гуру лайфхакинга — с рецептами легкости бытия становятся бестселлерами. Популярно и его реалити-шоу «Передайте ведение своих счетов бухгалтеру из Индии и освободите 15 минут на «оргазмическую» медитацию».

Лайфхакинг не стал бы таким популярным, если бы не соприкасался с реальностью, в которой работа просочилась во все области жизни. Идея зародилась как попытка отвоевать свободное время и симметричный ответ на условия мультизадачности и переутомляемости, но с тех пор претерпела ряд изменений и стала очередной хвастливой парадигмой само-совершенствования.

«Они превращают дыхание или сон в нечто, что следует замерять и улучшать. Выясняется, что жить легче, если относиться к жизни как к работе»

Резкий рост количества мобильных приложений и специалистов, обещающих настроить основные процессы человеческого существования, подразумевает, что даже один день для многих людей — это совокупность проблем, которые нужно решать, и систем, которые нужно оптимизировать. Члены движения Quantified Self верят, что анализируя информацию о своей повседневной жизни, они смогут стать продуктивнее. Они превращают дыхание или сон в нечто, что следует замерять и улучшать. Выясняется, что жить легче, если относиться к жизни как к работе.

Но есть в этой культуре сбора данных о себе кое-что подозрительное: техники лайфхакеров сильно похожи на предписания организации производственных помещений в США прошлого столетия — очень непопулярные среди работников того времени.

Читати по темі:  7 правил визуализации данных в презентации

Если нынешний расцвет лайфхакинга сигнализирует о желании человека упорядочить свою собственную жизнь, то в начале XX века повальное увлечение систематизацией данных и процессов выросло из желания урегулировать хаос огромных индустриальных помещений. Представители бизнес-элит США вступали в схватку друг с другом за внедрение методов оценки и повышения эффективности. Именно тогда, задолго до того, как мы стали постоянно использовать термин «метрики», количественный подход к управлению приобрел популярность, и появилась профессия — эксперт по управлению эффективностью.

Без сомнения, самой влиятельной фигурой того времени был Фредерик Уинслоу Тэйлор, который выступал за рационализацию старомодного подхода к организации труда. Он стремился стандартизировать инструменты и операции каждого рабочего, инициировал сдельную систему оплаты труда и приставил к рабочим человека с секундомером, чтобы замерять их действия, чтобы сделать производство бесперебойным и предсказуемым. Рабочие в цехах должны были подчиниться прихотям систематизаторов. «В прошлом главным был человек», — писал Тэйлор в своей работе 1911 года «Принципы научного менеджмента», — «в будущем на передний план должны выйти машины».

«Восхваляемые эксперты по эффективности следили за действиями рабочих с помощью камер и таймеров и возмущались результатами»

В 1900 году, когда Тэйлор еще не доказал свои методы на практике, группа помешанных на эффективности менеджеров, почувствовав дух времени, выпустила журнал под названием «Система» со слоганом: «Ежемесячный журнал для деловых людей». В каждом выпуске «Системы» — чья популярность резко возросла во время 20-х — был фотораздел «Бизнес-фронт», где разбирались разные способы организации рабочего пространства, а также статьи, предлагавшие новые модели управления даже самыми незначительными рабочими операциями, будь то приобщение документа к файлу или раскладка бумаг по конвертам.

Восхваляемые эксперты по эффективности следили за действиями рабочих с помощью камер и таймеров и возмущались результатами. Один из авторов журнала «Система», последователь Тэйлора В.Х. Леффингуэлл, проводил масштабные эксперименты по организации работы офиса. В серии статей, а позднее и в книге «Scientific Office Management» он подробно описывал офисные кошмары — множество дорогих и необязательных действий: «Понаблюдаем за девушкой, которая работает с бумагами. После того как работа наконец-то сделана, она продолжает перекладывать их туда-сюда. Вот другой офисный работник. Во время работы он сваливает документы в кучу, а после — тратит несколько минут на то, чтобы привести все в порядок. И ему не приходит в голову складывать их аккуратно с самого начала».

Леффингуэлл дополнил свою книгу фотографиями и подписями, которые не отличить от любого современного поста вроде «50 способов облегчить жизнь»: «используйте скрепки, чтобы провода не спутывались», «залейте тесто для блинчиков в бутылку из–под кетчупа, чтобы не испачкать все вокруг». Вот типичный пример такого материала: «Созданный на основе изучения движений работника стол для открывания конвертов позволил увеличить выработку на 20%», — пишет Леффингуэлл под одной из фотографий, — «Эта девушка вынимает деньги и письма из конвертов и сортирует их в количестве 310 штук в час. Обратите внимание на встроенные в стол корзины и подножку».

Читати по темі:  Как не провалить дедлайн

На практике это означало, что рабочие находились в постоянном напряжении — Тэйлоризм означал беспрестанный надсмотр. На фотографиях видно, как начальники цехов измеряют шагами помещения над сидящими с опущенными головами клерками — никто ни о чем не беседует, никто не смеет оторваться от работы. Во многих компаниях за неосторожное движение можно получить дисциплинарное взыскание. Благодаря распространению Тэйлоризма менеджеры верят, что даже незначительные перемены в установленном рабочем порядке могут изменить поведение, убеждения, верность работодателю и рабочие привычки.

Воодушевление по поводу эффективности распространилось далеко за пределы офисов и заводов. Соратники и помощники Тэйлора вскоре начали систематизировать все, что движется: медицину, укладку кирпичей, занятия спортом. Супруги Фрэнк и Лиллиан Гилберт прославились благодаря тэйлоризации своей семьи с двенадцатью детьми. «Отец снимал, как мы мыли посуду для того, чтобы проанализировать и понять, как можно уменьшить количество движений и справляться быстрее», — писала Эрнестина Гилберт Кэри о своем отце в книге, которая стала бестселлером, как и фильм «Cheaper by the Dozen».

«Что-то подобное происходит и с лайфхакингом. Вместо того, чтобы улучшать качество жизни, люди подчиняют свое время мобильным приложениям, спискам, таск-менеджерам, отмечающим привычки в еде и стадии сна»

История научного менеджмента описывает длинную дугу и приводит нас к «само-тэйлоризации». В 1929 году журнал «Система» сменил название на «BusinessWeek». Позднее в том же году «Bloomberg Businessweek», последняя реинкарнация журнала, опубликовал большой материал о блендере Vitamix за $450, который стал жутко популярен среди офисных работников, особенно мужского пола. «Это безупречный лайфхак», — писал автор статьи Джошуа Грин. — «Cоблазнительная легкость, с которой можно разжижать продукты, в конечном счете делает обычные способы приготовления еды такими же обременительными и архаичными как взбивание масла». Лайфхакинг получил широкое распространение — над вами не нависает менеджер с таймером, он не заставляет вас работать определенным образом — вы как будто по своей воле выбираете этот путь, чтобы сделать свою жизнь лучше. В том, как настоящие адепты лайфхакинга тщательно планируют свою жизнь, есть какая-то гонзо-привлекательность. Кроме того, «хакинг» (англ. «взлом») звучит значительно приятнее, чем «менеджмент».

Научный менеджмент — возможно самый критикуемый подход к управлению в истории. В какой-то момент стало модно открыто осуждать гибельное влияние тэйлоризма на жизнь организации. Дизайнер и архитектор офисных пространств Фрэнсис Даффи даже утверждает, что Тэйлор был в чем-то похож на Гитлера и Сталина. Хотя принципы Тэйлоризма применялись в Третьем рейхе и Советском союзе, так же они пользовались спросом и в демократических Франции и Японии. Но критика научного подхода не всегда безосновательна. Тэйлоризм стремится сократить количество рабочих мест за счет повышения их эффективности. Один из главных недостатков этого метода — создание больших непрямых затрат. Офисы должны быстро разрастаться, чтобы вмещать всех белых воротничков с их таймерами и камерами. Раздувается офисная иерархия, умножается количество уровней и департаментов. Все сэкономленные деньги на рационализации работы в цехах поглощаются тратами на поддержание офисов.

Читати по темі:  Стратегия финансирования оборотных средств

Что-то подобное происходит и с лайфхакингом. Вместо того чтобы улучшать качество жизни, люди подчиняют свое время мобильным приложениям, спискам, таск-менеджерам, отмечающим привычки в еде и стадии сна, книгам по тайм-менеджменту — это создает неблагопритяный жизненный фон. Кроме того, лайфхакинг как явление создает спрос на профессии пиарщиков и менеджеров, которые хорошо оплачиваются, но не добавляют никакой ценности миру. Индустрия лайфхакеров породила категорию псевдо-интеллектуалов, которые продают бесполезные советы о том, как организовать свою кладовку или разработать лучшую систему хранения зимних вещей. Но самая большая угроза, исходящая от лайфхакинга — превращение каждого аспекта жизни в задачу, которую необходимо сменеджерить, что парадоксальным образом увеличивает количество работы, которую нужно сделать. Идея Тэйлора о чистой экстрагированной эффективности близка к тому, чтобы стать оправданной — сегодня, без угроз и принуждения, мы менеджерим сами себя.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Наша розсилка

Опитування

Якою бухгалтерською програмою ви користуєтесь?

Випадкова цитата

Не вся та прибыль, которая попала в кошелек или на счет

Тысяча способов улучшить жизнь: как появился лайфкахинг и почему он больше не работает

Час читання: <1 min
0

Поділитися з другом