Головна » Юристу » Юридичні консультації » Жилищные субсидии – палка о двух концах: чем грозит их оформление
Юридичні консультації

Жилищные субсидии – палка о двух концах: чем грозит их оформление

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

Последствия оформления субсидий могут оказаться малоприятными. Власть решила вымести у народа все. Каждый имеет моральное право обманывать это бандитское государство.

Алексей Романов, управляющий партнер юридической фирмы “Палитра”.

Предстоящие с 1 июля повышение тарифов на горячую воду и отопление, а с 1 сентября – на электроэнергию, поставят большинство украинских семей перед нелегким выбором: платить или не платить по “европейским” тарифам при совсем не европейских доходах. О том, как наиболее безопасно отказаться от непосильных платежей, мы поговорим в данной статье.

 

Чем опасны субсидии

В качестве панацеи от непосильного бремени коммунальных тарифов правительство настойчиво предлагает оформить субсидии. Но всегда ли это стоит делать? Последствия оформления субсидий могут оказаться малоприятными.

Каждый проситель субсидии оказывается под плотным “колпаком” социальных служб. Согласно пункту 13 Положению о порядке предоставления субсидий, после того, как органы соцзащиты получают обращение гражданина за субсидией, они запрашивают информацию:

– от жилищно-коммунальных служб – о составе лиц, проживающих в доме или квартире;

– от налоговиков – о доходах всех членов семьи;

– от ГАИ – о наличии автотранспорта;

– от БТИ и регистрационной службы – о наличии недвижимости.

Если проситель субсидии проживает на съемной квартире, необходимо предоставить копию договора аренды. На практике такие договора оформляются редко.

А органы Минфина, согласно пункту 3 Порядка верификации и мониторинга достоверности информации, могут еще собирать информацию об открытых банковских счетах (текущих, кредитных, депозитных и т.п.), операциях и остатках средств на них. Причем эти сведения подаются в отношении каждого члена семьи или домохозяйства. При таком сборе государство получает персональные данные граждан и сведения, содержащие банковскую тайну. Причем делается это без ведома граждан.

Еще одна неприятность, которая ждет получателей субсидий  – обследование материально-бытовых условий домохозяйств. Такие обследования проводят местные исполкомы, рай- и горгосадминистрации, либо созданные ими специальные комиссии. Случаев, когда могут проводиться такие проверки, много: покупка имущества и оплата ряда услуг на сумму более 50 тыс. гривен, если кто-то из прописанных на жилплощади не проживает на ней и др.

Такое обследование материально-бытовых условий – малоприятная процедура: совершенно чужие люди ходят по квартире или по дому, переписывают имущество, допытываются о доходах и расходах.

При таких проверках нередко вымогают взятки. Угрожают при этом отказом от предоставления субсидии, а если субсидия уже назначена – взысканием уже полученных сумм.

У получателей субсидий есть еще одна утомительная повинность –  сообщать социальным службам о каждом случае изменения состава жильцов, их социального статуса, перечня, условий предоставления и исполнителей жилищно-коммунальных услуг, покупке товаров или оплате ряда услуг на сумму более 50 тыс. гривен.

Если это не сделано, то полученные субсидии подлежат возврату, в том числе в судебном порядке. Также субсидию придется вернуть, если для получения субсидии была подана недостоверная информация о доходах или имуществе. Это предусмотренопунктом 20 Положения о порядке предоставления субсидий:

 

Такая неприятность может грозить всем получателям жилищных субсидий. Ведь при заполнении документов на субсидию очень просто допустить оплошность, не указав какие-то суммы доходов, расходов или имущество. О чем-то можно забыть, можно просто не знать о делах проживающих вместе родственников. Если об этой ошибке узнают органы соцзащиты, то придется “доказывать, что не верблюд” – что ошибка допущена не умышленно.

При этом надо учесть, что субсидии не выдаются на руки получателям. Их суммы из бюджета перечисляются прямиком поставщикам жилищно-коммунальных услуг.

То есть, с потребителя могут взыскивать деньги, полученные им только “на бумаге”. Реальные деньги получают непосредственно поставщики жилищно-коммунальных услуг. Это коммунальные либо частные предприятия, нередко принадлежащие олигархам – как украинским, так и иностранным.

В итоге деньги от субсидий из бюджета получит, например, предприятие Ахметова “Киевэнерго”, а простой киевлянин, неправильно заполнивший документы на субсидию, должен будет эти деньги отдать государству из своего кармана.

 

Реструктуризация

Еще один способ смягчения коммунального бремени – реструктуризация долга на основании соответствующего Закона. Имеющийся у потребителя долг при этому будет погашается ежемесячными равномерными платежами. Для этого потребитель и поставщик жилищно-коммунальных услуг подписывают договор о реструктуризации с графиком погашения.

Положительная сторона такого решения – выплату накопившегося долга можно растянуть на срок до пяти лет. А после подписания договора о реструктуризации можно оформить субсидию.

На период погашения реструктуризированной задолженности общая сумма платежей (и текущих, и реструктурированных) не должна превышать 25% доходов. А для пенсионеров и других лиц, которые получают любые виды социальной помощи, этот порог еще меньше – 20 %.

Недостаток – нельзя воспользоваться сроком исковой давности 3 года. При этом потребитель признает всю накопившуюся у него сумму задолженности, даже если она возникла больше 3 лет назад.

Угрозы “отключить” – насколько они реальны?

Взыскание задолженности за коммуналку – сложный и длительный процесс. Поставщик не может сделать это самостоятельно – только через суд. В этой связи поставщики часто злоупотребляют отключением потребителей от сетей, либо угрожают такими отключениями. Потребитель не может нормально жить без электричества, газа или воды, поэтому под угрозой их отключения он вынужден платить.

Как правило, такие отключения абсолютно незаконны. Не выполняется даже самое простое условие для отключения – поставщик должен прислать потребителю письменное предупреждение.

К сожалению, только немногие потребители обжалуют как факты отключений, так и соответствующие угрозы. Но обжаловать такие незаконные действия поставщиков можно и нужно. Для этого надо писать жалобы в Антимонопольный комитет и Национальную комиссию по регулированию рынков энергетики и коммунальных услуг. Также можно обращаться в суд.

Начало “войны”: отменяем судебный приказ

Если потребитель жилищно-коммунальных услуг за них не платит, не поддается на завлекательные предложения вроде реструктуризации или оформления субсидии, то поставщикам ничего не остается, как обратиться в суд. Как правило, они сначала подают не исковое заявление, а заявление о выдаче судебного приказа.

Судебный приказ – это особая форма судебного решения. Он выносится по упрощенной процедуре, предусмотренной разделом II Гражданского процессуального кодекса Украины (статьи 96 – 106). Также многие связанные с судебными приказами моменты регулирует постановление Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел “О практике рассмотрения судами заявлений в порядке приказного производства” от 23.12.2011 г. №14.

Судебный приказ выдается вообще без судебного заседания и без вызова должника – только по результатам рассмотрения документов, поданных кредитором-поставщиком услуг.

Это значит, что должник-потребитель узнает о процессе против него, когда решение уже принято. Не позднее чем на следующий день после выдачи судебного приказа суд должен выслать по почте его копию должнику. Одновременно высылаются копии заявления взыскателя (поставщика жилищно-коммунальных услуг) приложенных к нему документов, на основании которых был принят судебный приказ. Все эти документы высылаются заказным письмом с уведомлением о вручении.

На практике суды часто нарушают эти требования. Судебные приказы либо вообще не высылают должникам, либо высылают со значительным нарушением сроков. Нередко должники узнают о принятом судебном приказе от исполнительной службы.

Тем не менее, судебный приказ можно отменить. Как только он официально получен, у должника есть целых 10 дней для подачи заявления о его отмене.

Очень важно при получении письма с приказом указать реальную дату его получения, ни в коем случае не “задним числом”. Иначе можно пропустить 10-дневный срок подачи заявления об отмене приказа.

Перечислим самые распространенные причины для отмены судебного приказа:

– расчет суммы долга без учета срока исковой давности в 3 года;

– арифметические ошибки в расчетах;

– наличие у должника доказательств того, что услуги не оказывались либо оказывались не в полном объеме или имели ненадлежащее качество;

– применение незаконных тарифов.

Последовательность действий при получении судебного приказа должна быть следующей:

1)    сделать несколько копий (минимум три) судебного приказа, приложенных к нему документов и, самое главное, конверта, в котором он пришел. Последнее нужно, чтобы доказать дату отправки приказа из суда;

2)    составить заявление об отмене судебного приказа. Его можно скачать в интернете либо написать самому или с помощью юриста. Заявление печатается в трех экземплярах. Мы не даем единый образец такого заявления, поскольку в каждом конкретном случае основания для отмены судебного приказа могут быть разными;

3)    сделать по три копии квитанций об оплате, других документов, которые упоминаются в тексте заявления;

4)    по два экземпляра заявления и прилагаемых копий документов (один для суда, другой для поставщика услуг) сшиваются вместе и сдаются в суд – либо по почте ценным письмом с описью вложения, либо непосредственно в канцелярию суда. Если документы подаются в канцелярию – надо также отдельно подать третий экземпляр заявления, чтобы сотрудник канцелярии поставил штамп с входящим номером и датой получения.

После подачи такого заявления большинство судебных приказов, как правило, отменяются. Очень важно для этого не пропустить 10-дневный срок. Решение об отмене приказа суд также направляет по почте.

Но даже если суд и не отменит приказ, такое решение можно обжаловать в апелляционном порядке.

Отмена судебного приказа возвращает всех на исходные позиции. Но теперь поставщик коммунальных услуг может взыскивать долг только через исковое производство. Это значит, что будут проводиться судебные заседания, а потребитель может доказывать либо отсутствие, либо меньшую сумму долга.

В то же время, поставщику коммунальных услуг для ведения судебного процесса “по полной программе” нужно потратить намного больше денег и времени. Не каждый из них может себе это позволить. Поэтому иски после отмены судебных приказов поставщики жилищно-коммунальных услуг подают не всегда.

 

Пользуемся исковой давностью

При исковом судебном производстве ответчик-потребитель услуг имеет право  воспользоваться правом на исковую давность. Согласно ст.257 Гражданского кодекса Украины, общий срок исковой давности составляет три года. А для требований о взыскании штрафа и пени срок исковой давности вообще составляет 1 год (ч. 2 ст. 258 Гражданского кодекса Украины).

Именно в пределах этих сроков поставщик может взыскивать долги. Поэтому пользоваться исковой давностью может быть выгодно, если поставщик насчитал задолженность за много лет (больше трех).

Если в судебном приказе насчитан долг больше чем за 3 года, то это 100-процентный повод для отмены приказа. Согласно п.9 упомянутого выше постановления Пленума Высшего спецсуда №14, если имеет место пропуск исковой давности, то это признак наличия между сторонами спора. А споры должны разрешаться только в исковом производстве. О пропуске срока исковой давности обязательно нужно указать в заявлении об отмене судебного приказа.

Если же поставщик взыскивает долг в порядке искового производства, то исковая давность автоматически не применяется! Согласно ч.3 ст.267 Гражданского кодекса Украины исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения им решения.

Поэтому, чтобы суд имел право применить исковую давность и отказать в иске по долгам “старше” трех лет, нужно в ходе судебного процесса подать специальный документ – заявление о применении исковой давности. Его образец мы приводим ниже:

До ______________ районного суду м. ________
Справа №:    _____________
Суддя:    ___________

Позивач:  _______________, код ЄДРПОУ _____________
Місце знаходження: __________________
Тел: ____________________

Відповідач: ______________________________
Місце проживання: _______________________
Тел: ___________________________

ЗАЯВА

про застосування строків позовної давності

В провадженні ____________ районного суду м. __________ знаходиться справа № ____________ за позовом ___________ до ___________ про стягнення заборгованості.

Згідно ст. 267 ЦК України позовна  давність  застосовується  судом  лише  за  заявою сторони у спорі, зробленою до винесення ним рішення. Сплив позовної  давності,  про застосування якої заявлено стороною у спорі, є підставою для відмови у позові.

Із поданих позивачем доказів вбачається, що його вимоги заявлені з пропуском строку позовної давності.

Враховуючи вищевикладене, в зв’язку з пропущенням позивачем строку подачі позову, та керуючись ст. 27 ЦПК України, ст. 267 ЦК України,

ПРОШУ:

Застосувати до позову _____________ позовну давність та в зв’язку з цим відмовити у задоволенні позову у частині вимог с пропущеним строком позовної давності.

Відповідач (підпис) (прізвище, ініціали)

(дата)

Такое заявление можно либо отправить по почте (ценным или заказным письмом), либо сдать в канцелярию суда. В последнем случае подаются два экземпляра, на втором работник канцелярии должен поставить дату приема и штамп.

А были ли оказаны услуги?

Для уменьшения сумм, которые поставщик жилищно-коммунальных услуг взыскивает в суде, можно также доказывать, что услуги были оказаны не в полном объеме, не имели должного качества, или не оказывались вообще.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона “О жилищно-коммунальных услугах”, потребитель имеет право на уменьшение размера платы за услуги в случаях:

– их не предоставления;

– предоставления не в полном объеме;

– снижения их качества.

Чтоб доказать каждый из этих фактов, надо предварительно запастись соответствующими (желательно, письменными) доказательствами.

Порядок оформления претензий потребителей услуг к их поставщикам установленстатьей 18 Закона “О жилищно-коммунальных услугах”. Для оформления претензий по каждому факту неоказания или некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг нужно вызвать представителя поставщика.

Факт вызова представителя поставщика услуг желательно зафиксировать. При вызове по телефону надо записать дату, время фамилию исполнителя, который принял телефонограмму. Но еще лучше оформить вызов письменно, написав заявление. В нем надо изложить свои претензии и, сославшись на ст.18 Закона “О жилищно-коммунальных услугах”, попросить прислать представителя для составления акта-претензии. Письменное заявление  можно либо отправить по почте заказным или ценным письмом, либо сдать в канцелярию (секретарю) поставщика услуг. В последнем случае заявление печатается в двух экземплярах. На втором экземпляре сотрудник поставщика, принявший заявление, должен поставить дату, входящий номер и расписаться.

После вызова к потребителю в установленный договором срок должен явиться сотрудник поставщика услуг для составления важного письменного документа – акта-претензии. Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями.

Если представитель исполнителя не прибыл в установленный условиями договора срок, или отказался от подписания акта-претензии, такой акт может составить сам потребитель: согласно закону, он считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей.

Примерная форма акта-претензии может быть следующей:

АКТ-ПРЕТЕНЗІЯ

Ми, споживачі житлово-комунальних послуг, які підписалися нижче, цим актом встановлюємо, що за період з _______________ по ____________ ми не отримували (отримували частково, отримували не належної якості) послуги ______________ (гарячого/холодного водопостачання, опалення, газопостачання, постачання електричної енергії і т.п.).
Факти не отримання (часткового отримування, отримання не належної якості) послуг полягають в наступному:
_____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
У зв’язку з цим на підставі ст.18 Закону “Про житлово-комунальні послуги” вимагаємо здійснити перерахування вартості послуг.

Споживачі:

1) __________________________________________

2) __________________________________________

(підписи, ПІБ, адреси, телефони)
(дата)

После составления акт-претензия подается исполнителю, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает потребителю обоснованный письменный письменный отказ.

Если акт-претензия составлена потребителями самостоятельно, то ее также нужно передать исполнителю услуг с доказательствами о вручении – ценным письмом с описью, либо с датой и входящим номером на втором экземпляре.

Вся эта “бумажная работа” очень важна для последующих судебных разбирательств. Ведь по каждому факту неоказания или ненадлежащего оказания услуг сумма платежей исполнителю услуг должна уменьшаться.

 

Как доказать незаконность тарифов

Сейчас киевские административные суды завалены исками об отмене коммунальных тарифов. Дело в том, что тариф (цену) на многие коммунальные услуги, согласно статье 14 Закона “О жилищно-коммунальных услугах”, устанавливает Национальная комиссия по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Для каждого отдельного поставщика услуг данная комиссия утверждает свой тариф отдельным постановлением. Поэтому для отмены тарифов каждого поставщика услуг  приходится обращаться в суд с отдельным иском.

Оснований для отмены утвержденных НКРЭКУ тарифов может быть множество. Это и отсутствие экономических расчетов, и нарушение процедуры утверждения, и другие причины.

В любом случае, пока идет рассмотрение иска об отмене утвержденных НКРЭКУ тарифов, это является причиной для приостановки рассмотрения дела о взыскании долга с потребителя услуг.  А если утвержденные НКРЭКУ тарифы отменены судом, то по ним вообще нельзя начислять задолженность!

Отметим, что это касается тарифов, которые утверждала НКРЭКУ с момента своего создания в апреле 2015 года. Если же задолженность потребителя начислена по каким-то другим тарифам, утвержденным раньше или вообще не НКРЭКУ, то данное основание для спора  по поводу их начисления применяться не может.

Надеемся на Конституционный суд

В последние месяцы выяснилось, что НКРЭКУ вообще была создана неконституционным образом. Поэтому сейчас в Конституционном суде рассматривается дело о законности (конституционности) указов Президента о ее создании. Туда по данному вопросу обратился Верховный суд Украины своим постановлением от 30 мая 2016 года.

До принятия Конституционным судом решения по этому делу любой потребитель коммунальных услуг может просить “свой” суд приостановить рассмотрение дела о взыскании с него долга. Ведь признание незаконности создания НКРЭКУ автоматически будет означать незаконность установленных ею тарифов.

Чтобы суд, рассматривающий дело о взыскании коммунального долга, приостановил его рассмотрение до решения вопроса о законности создания НКРЭКУ, надо в этот суд направить соответствующее ходатайство. Его образец мы приводим ниже.

До ______________ районного суду м. ________
Справа №:    _____________
Суддя:    ___________

Позивач:  _______________, код ЄДРПОУ _____________
Місце знаходження: __________________
Тел: ____________________

Відповідач: ______________________________
Місце проживання: _______________________
Тел: ___________________________

Клопотання

про зупинення розгляду справи у порядку ст. 201 ЦПК України 

В провадженні ____________ районного суду м. __________ знаходиться справа № ____________ за позовом ___________ до ___________ про стягнення заборгованості у сумы __________ грн.

Проти задоволення позову заперечую у зв’язку з тим, що наданий позивачем розрахунок суми заборгованості ґрунтується на розмірі тарифу, який був встановлений в порушення чинного законодавства.

Відповідно до статті 2 Закону “Про житлово-комунальні послуги” державна політика у сфері житлово-комунальних послуг базується на принципі регулювання цін/тарифів на житлово-комунальні послуги з урахуванням досягнутого рівня соціально-економічного розвитку, природних особливостей відповідного регіону та технічних можливостей.

Відповідно до статті 5 Закону “Про житлово-комунальні послуги” Національна комісія, що здійснює державне регулювання у сфері комунальних послуг, є державним колегіальним органом, що здійснює регулювання діяльності у сфері теплопостачання (крім діяльності суб’єктів господарювання, які здійснюють комбіноване виробництво теплової і електричної енергії та/або використовують нетрадиційні або поновлювані джерела енергії), централізованого водопостачання та водовідведення, перероблення та захоронення побутових відходів для об’єктів, які обслуговують населені пункти з чисельністю населення понад 100 тисяч осіб, та об’єктів з потужністю перероблення чи захоронення понад 50 тисяч тонн або 200 тисяч метрів кубічних побутових відходів на рік.

Відповідно до статті 162 Житлового кодексу Української РСР плата за комунальні послуги береться крім квартирної плати за затвердженими у встановленому порядку тарифами.

Таким чином, споживач зобов’язаний сплачувати за спожиті житлово-комунальні послуги лише відповідно до тарифів, встановлених у передбаченому законом порядку і способом.

Згідно постанови Пленуму Верховного Суду України від 30 травня 2016 року № 10 “Про звернення до Конституційного Суду України з конституційним поданням щодо відповідності частин першої і другої статті 11 закону України “Про природні монополії”, абзацу 5 ч. 1 статті 12 Закону України “Про електроенергетику”, пункту 4 частини першої статті 3 Закону України “Про державне регулювання у сфері комунальних послуг”, абзацу 8 частини першої статті 13 Закону України “Про питну воду та питне водопостачання” (щодо повноважень Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сфері комунальних послуг), Указу Президента України від 27 серпня 2014 року № 694 “Про Національну комісію, що здійснює державне регулювання у сферах енергетики і комунальних послуг”, Указу Президента України від 10 вересня 2014 року №715 “Про затвердження положення про Національну комісію, що здійснює державне регулювання у сферах енергетики і комунальних послуг” положенням частини першої статті 8, частини другої статті 19, частини першої статті 106 та пунктів 3, 9, 9-1, 9-2 частини першої статті 116 Конституції України” Верховний Суд України звернувся до Конституційного Суду України із конституційним поданням від 2 червня 2016 року № 201-2208/0/8-16, у якому просить Конституційний Суд України перевірити повноважність і легітимність утворення Національної комісії, що здійснює державне регулювання у сферах енергетики і комунальних послуг. Суб’єкт права на конституційне подання наголошує на неконституційності формування складу вказаного державного регулятора.

Наслідком неконституційності формування складу вказаної Національної комісії є незаконність встановлення нею тарифів на житлово-комунальні послуги.

Результати розгляду Конституційним Судом Украйни вказаного конституційного подання має суттєве значення для розгляду цієї цивільної справи, оскільки впливає на правомірність і обґрунтованість розрахунку суми боргу.

Згідно статті 201 ЦПК України суд зобов’язаний зупинити провадження у справі у разі неможливості розгляду цієї справи до вирішення іншої справи, що розглядається в порядку конституційного, цивільного, господарського, кримінального чи адміністративного судочинства.

Враховуючи вищевикладене, та керуючись ст. 201 ЦПК України,

ПРОШУ:

Провадження у справі № ____________ за позовом ________________ про стягнення заборгованості у сумі _____ грн. зупинити до постановлення рішення Конституційним Судом України за конституційним поданням Верховного Суду України від 2 червня 2016 року № 201-2208/0/8-16.

Відповідач (підпис) (прізвище, ініціали)

(дата)

Такое ходатайство подается по тем же правилам, что и другие документы в суд – либо почтой ценным (заказным) письмом, либо в двух экземплярах в канцелярию суда, где на втором экземпляре должны поставить входящий номер и дату.

После подачи такого ходатайства любой суд, рассматривающий дело о взыскании коммунального долга, должен остановить процесс и ждать решения Конституционного суда. Если последний решит, что НКРЭКУ была создана незаконно, то отпадут основания и для взыскания долга по установленных этой комиссией тарифам.

Мы рассказали о самых простых способах борьбы с непосильными коммунальными платежами. Для реализации более сложных не-юристу надо либо потратить много времени на изучение действующего законодательства и судебной практики, либо обратиться за квалифицированной помощью к специалисту.

Но, в любом случае, бороться можно и нужно.

Автор консультации: Алексей Романов

 


Поділіться з друзями - підтримайте проект
Мітки

Наша розсилка