Головна » Бухгалтеру » Кадровий облік » Наемные работники у частного предпринимателя: порядок оформления на работу
Кадровий облік

Наемные работники у частного предпринимателя: порядок оформления на работу

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

На частных предпринимателей, использующих труд наемных работников, распространяется действие трудового законодательства. В этом материале напомним об основных нюансах трудовых правоотношений частных предпринимателей с наемными работниками и о том, какие изменения состоялись в трудовом законодательстве в части приема работников на работу.

Особенности регистрации

Прежде всего, принимая на работу работников, физическое лицо — предприниматель (далее — ФЛП) обязано заключить с таким работником трудовой договор.

Раньше ФЛП при заключении трудовых договоров с работниками обязаны были зарегистрировать такой договор в Государственной службе занятости по месту своего проживания. Но с 01.01.2015 г. из КЗоТ исключена ст. 241, потому больше нет необходимости регистрировать в службе занятости трудовой договор, заключенный между предпринимателем и наемным работником.

Вместе с тем появилось другое требование. Так, в ч. 3 ст. 24 КЗоТ внесены изменения, согласно которым работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и уведомления органов ГФС о приеме работника на работу в порядке, установленном КМУ.

Итак, раньше ст. 241 КЗоТ требовала зарегистрировать трудовой договор в службе занятости в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе, а согласно ч. 4 ст. 24 КЗоТ трудовой договор считался заключенным даже в случае, если работник был допущен к работе без заключенного трудового договора. С 2015 года эти нормы не действуют, и работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора.

Таким образом, с 2015 года при оформлении с работником трудовых отношений предприниматель не должен регистрировать трудовой договор в центре занятости, однако должен уведомлять о новом работнике орган ГФС. Без предупреждения налоговой о принятии на работу работник не может быть допущен к работе.

И как уже повелось, несмотря, на то, что Кабмин должен был в трехмесячный срок обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Закона № 77, порядок уведомления органа ГФС о принятых работниках на момент написания статьи утвержден Постановлением № 413, но не вступил в силу (см. внизу примечание). До вступления в силу этого порядка «уведомлением» будет считаться представленная в составе обязательной отчетности за календарный месяц в территориальные органы ГФС по основному месту учета плательщика с указанием трудовых отношений с принятыми работниками таблица 5 Приложения 4 (см. письма ГФСУ от 29.01.2015 г. № 2627/7/99-99-17-03-01-17 и от 04.06.2015 г. № 19779/7/99-99-17-03-01-17).

При оформлении трудовых правоотношений для заключения трудового договора работник подает заявление о приеме на работу с указанием даты приема, должности или работы, а также вида работы (основная, временная, по совместительству, сезонная). На основании поданного работником заявления о приеме на работу частный предприниматель оформляет в 3-х экземплярах трудовой договор с наемным работником о его приеме на работу.

Из документа. Трудовой договор является соглашением между работником и собственником предприятия, учреждения, организации либо уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную настоящим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации либо уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (ст. 21 КЗоТ).

Так, форма трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд, и Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом утверждены Приказом № 260.

При оформлении трудового договора с частным предпринимателем гражданин обязан предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, а в случаях, предусмотренных законодательством, также документ об образовании (квалификации, специальности), о состоянии здоровья и прочие документы.

В соответствии со ст. 24 КЗоТ трудовой договор с работодателем — физическим лицом заключается в письменном виде. Однако не все физические лица — работодатели, использующие наемный труд, в курсе того, что если трудовой договор не был заключен, но работник был допущен к выполнению работы, то он считается принят на работу.

Согласно ст. 25 КЗоТ при заключении трудового договора запрещается требовать от лиц, принимаемых на работу, сведения об их партийной и национальной принадлежности, происхождении, регистрации местожительства или пребывания, а также документы, представление которых не предусмотрено законодательством.

Запрещается и оформление трудового договора с гражданином, которому по медицинскому заключению предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья. На основании требований ст. 9 КЗоТ условия договоров о труде, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством Украины, являются недействительными.

Кроме того, чтобы получить страховые свидетельства и уплатить страховые взносы в соответствующих размерах (о размерах расскажем ниже), ФЛП-работодателю вместе с трудовыми договорами необходимо пожаловать в Пенсионный фонд.

Особенности ведения ФЛП трудовых книжек наемных работников

ФЛП, использующие труд наемных работников, должны четко знать и исполнять действующие требования по ведению трудовых книжек работников, исправлению неправильных записей или ошибок, внесенных в них, а также помнить о порядке хранения трудовых книжек, являющихся документами строгой отчетности. В частности, при оформлении трудовых книжек необходимо руководствоваться Инструкцией № 58.

В соответствии со ст. 48 КЗоТ и на основании п. 1.1 Инструкции № 58 трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации всех форм собственности или у физического лица более 5 дней. На лиц, работающих у ФЛП, трудовые книжки ведутся только по основному месту работы.

Образцы бланков трудовой книжки и вкладыша к ней утверждены Постановлением № 301.

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе, а также о награждении и поощрении исправления производятся собственником предприятия или уполномоченным им органом, где была сделана соответствующая запись (п. 2.6 Инструкции № 58). Таким образом, если физическое лицо допустило в трудовой книжке ошибку или внесло в нее неправильную запись, то это исправить следует этому же физическому лицу.

Ответственность

Итак, порядка уведомления органа ГФС о принятых работниках пока нет, но вот ответственность есть.

Особое внимание в трудовом законодательстве уделено легализации трудовых отношений. Если раньше при нарушении трудового законодательства проверяющие применяли штрафы, установленные КУоАП, то с 01.01.2015 г. штрафы определены и в самом КЗоТ — в новой редакции изложена ст. 265.

Напомним, что штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 ХКУ. Штрафы налагаются Государственной инспекцией Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) в порядке, установленном Кабмином. Без проверки Гоструда могут быть наложены штрафы на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, выполнявшим работу без заключения трудового договора. Исполнение постановления Гоструда возлагается на Государственную исполнительную службу. При этом уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений трудового законодательства.

В новой редакции изложена и ст. 41 КУоАП, которой установлена ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда. Также Законом № 77 внесены изменения в ст. 172 Уголовного кодекса, устанавливающую ответственность за грубое нарушение трудового законодательства. Следует отметить, что штрафы существенно возросли.

Для наглядности в таблице приведем основные нарушения трудового законодательства и ответственность, предусмотренную за них КЗоТ, КУоАП и Уголовным кодексом.

Нарушение Штрафные санкции Норма
законодательства
КЗоТ
Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов 30-кратный размер минимальной заработной платы (далее — МЗП), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершенно нарушение (то есть 36 540,00 грн.)*
(*Размер МЗП на дату подготовки материала составляет 1218,00 грн.)

ст. 265 КЗоТ

Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, больше чем за один месяц, выплата их не в полном объеме 3-кратный размер МЗП (то есть 3654,00 грн.)

ст. 265 КЗоТ

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда 10-кратный размер МЗП за каждого работника, в отношении которого совершенно нарушение (то есть 12180,00 грн.)

ст. 265 КЗоТ

Нарушение иных требований трудового законодательства, кроме вышеперечисленных 1 размер МЗП (то есть 1218,00 грн.)

ст. 265 КЗоТ

КУоАП
Нарушение установленных сроков выплаты, в частности, заработной платы, выплата ее не в полном объеме; срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и ФЛП работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у ФЛП, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), определенного Законом об обращении граждан; или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также иные нарушения требований законодательства о труде от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее — НМДГ) (от 510,00 грн. до 1700,00 грн.)**
(**В соответствии с п. 5 подразд. 1 р. XX НКУ размер НМДГ 17,00 грн. применяется в случаях, когда нормы других законов содержат ссылку на необлагаемый минимум, кроме норм административного и криминального законодательства в части квалификации преступлений либо правонарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы.)

ст. 41 КУоАП

Повторное в течение года совершение вышеупомянутого нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, или те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери либо лица, заменяющего и воспитывающего ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида от 100 до 300 НМДГ (от 1700,00 грн. до 5100,00 грн.)

ст. 41 КУоАП

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства от 500 до 1000 НМДГ (от 8500,00 грн. до 17000,00 грн.)

ст. 41 КУоАП

Повторное в течение года совершение нарушения, указанного выше, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию от 1000 до 2000 НМДГ (от 17 000,00 грн. до 34 000,00 грн.)

ст. 41 КУоАП

Нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, кроме вышеперечисленных от 20 до 40 НМДГ (от 340,00 грн. до 680,00 грн.)

ст. 41 КУоАП

Уголовный кодекс
Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам или в связи с сообщением им о нарушении требований Закона Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» другим лицом, а также иное грубое нарушение законодательства о труде от 2000 до 3000 НМДГ (от 34 000,00 грн. до 51 000,00 грн.) или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до двух лет

ст. 172 Уголовного кодекса

Те же действия, если они совершены повторно или в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери либо лица, заменяющего и воспитывающего ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида от 3000 до 5000 НМДГ (от 51 000,00 грн. до 85 000 грн.), или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до шести месяцев

ст. 172 Уголовного кодекса

Оплата труда наемных работников

ФЛП при выплате заработной платы наемным работникам должны руководствоваться общими нормами действующего законодательства, КЗоТ, Законом об оплате труда и т. п., в частности и нормами, установленными Порядком № 100.

Согласно статье 95 КЗоТ и ст. 3 Закона об оплате труда заработная плата должна быть не меньше установленной МЗП (на сегодняшний день — 1218,00 грн.), являющейся обязательной государственной социальной гарантией для физических лиц.

Относительно начислений на заработную плату и удержаний из нее, то из зарплаты работника удерживается:

  • 15 (20)% налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ);
  • 3,6% единого социального взноса (далее — ЕСВ);
  • 1,5% военного сбора.

Вместе с тем ФЛП-работодатель перечисляет ЕСВ за наемного работника в размере от 36,76% до 49,7% (в зависимости от класса профессионального риска, определенного Классификатором видов экономической деятельности).

Относительно отчетности: в фискальные органы представляется ежемесячный Отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, пособия, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (форма № Д4), а также ежеквартальный налоговый расчет по форме № 1ДФ.

Пример:

Условие: Наемный работник у ФЛП оформлен на работу с зарплатой, равной МЗП, то есть 1218,00 грн.

Решение: ФЛП должен удержать и перечислить в бюджет налогов и сборов:

  • НДФЛ — 182,70 грн. (1218 х 15%);
  • ЕСВ — 43,85 грн. (1218 х 3,6% (условно));
  • военный сбор — 18,27 (1218 х 1,5%).

Кроме того, ФЛП-работодатель начисляет и перечисляет в бюджет ЕСВ за наемного работника в размере 438,48 грн. (36% (условно)).

Примечание:

3 июля, вступило в силу постановление Кабмина от 17.06.2015 г. № 413 «О порядке сообщения Государственной фискальной службе и ее территориальным органам о приеме работника на работу».

Постановлением утверждена форма уведомления о принятии работника на работу и установлено, что оно подается собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом (лицом) или физлицом в территориальные органы ГФС по месту учета их в качестве плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Уведомление подается до начала работы работника по заключенному трудовому договору одним из следующих способов:

  • средствами электронной связи с использованием ЭЦП ответственных лиц;
  • на бумажных носителях вместе с копией в электронной форме;
  • на бумажных носителях, если трудовые договоры заключены не более чем с 5-ю лицами.

Информация, содержащаяся в уведомлении о приеме работника на работу, вносится в реестр страхователей и реестр застрахованных лиц.

Напомним, что согласно ст. 24 КЗоТ работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора и уведомления ГФС о принятии работника на работу в порядке, установленном Кабмином.

ЛІГА:ЗАКОН


Поділіться з друзями - підтримайте проект