Головна » Юристу » Юридичні консультації » Признание лица пропавшим без вести
Юридичні консультації

Признание лица пропавшим без вести

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

Иногда случается так, что мы теряем связь с близкими людьми. Это влечет за собой не только моральные издержки, но и правовые последствия. Для преодоления сложностей, спровоцированных утерей связи с человеком, необходимо признание его судом пропавшим без вести.

Согласно статьи 43 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК) физическое лицо может быть признано судом пропавшим без вести, если в течение одного года в месте его постоянного проживания отсутствуют сведения о месте его нахождения.

Данная статья устанавливает три важных условия, при наличии которых можно говорить о том, что человек пропал без вести. Условие первое заключается в том, что заинтересованное лицо не имеет сведений о месте нахождения конкретного человека. Условие второе – такие сведения отсутствуют в течение одного года. Третье условие – сведения отсутствуют в месте постоянного проживания пропавшего. Несмотря на то, что все эти условия касаются информации об отсутствующем лице, наличие их совокупности дает основания для обращения в суд.

Рассмотрим каждое из условий в разрезе существующей судебной практики.

Круг лиц, которым предоставлено право инициирования процесса признания лица пропавшим без вести, четко не установлен. В ГК Украины законодатель ограничился указанием «заинтересованное лицо» или орган опеки и попечительства. Даже грамматическое толкование термина «заинтересованное лицо» дает возможность понять, что это лицо, на чьи права и законные интересы, влияет другой участник правоотношений или определенный юридический факт. В данном случае это лицо, для которого важны юридические последствия признания человека пропавшим без вести.

В действующем законодательстве установлены такие последствия признания лица пропавшим без вести:

– получение государственной помощи на ребенка;

– получение пенсии по потере кормильца;

– расторжение брака;

– усыновление / удочерение без согласия второго родителя;

– выезд за границу малолетнего ребенка без согласия второго родителя;

– выбытие участника полного общества;

– прекращение представительства по доверенности;

– прекращение договора поручения;

– прекращение договора простого товарищества;

– прекращение начисления коммунальных платежей и т.п.

Чаще всего инициатором процесса выступает второй супруг, родители отсутствующего, другие лица, с которыми пропавший имеет гражданские правоотношения.

По требованиям процессуального законодательства, в тексте заявления должно быть указано заинтересованное лицо, которое определяется исходя из целей признания лица пропавшим без вести, а также тех прав и интересов, которых они касаются.

 Заявитель также должен отвечать требованию неведения о месте нахождения пропавшего. Для этого недостаточно пассивного поведения – статья 247 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее – ГПК Украины) обязывает инициатора указать в заявлении цель, для достижения которой необходимо признать лицо пропавшим без вести, а также обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие физического лица, или обстоятельства, угрожавшие смертью физическому лицу, которое пропало без вести. В связи со ст. 60 ГПК Украины, указанная норма обязывает представить доказательства, обосновывающие те обстоятельства, на которые ссылается сторона процесса или же ходатайствовать об истребовании судом доказательств, в том числе вызове и допросе свидетелей. В частности, статья 248 ГПК Украины предусматривает, что суд до начала рассмотрения дела устанавливает лиц (родственников, сотрудников и т.п.), которые могут дать показания о физическом лице, местонахождение которого неизвестно, а также запрашивает соответствующие организации по последнему месту проживания отсутствующего (ЖЭО, органы внутренних дел или органы местного самоуправления) и по последнему месту работы о наличии сведений относительно физического лица, место нахождения которого неизвестно.

В гражданских делах данной категории доказательствами могут выступать:

– если отсутствующий зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности – данные о поступлении налогов, сборов;

– данные (сведения) из системы персонифицированного учета;

– данные адресного бюро;

– показания свидетелей;

– справка соответствующего органа МВД о заведении оперативно-розыскного дела категории «Розыск»;

– справка ЖЭО или акт депутата местного совета об отсутствии лица по месту регистрации;

– справка о пересечении государственной границы;

– справка ОГИС о задолженности по алиментам и т.п.

Как указывалось ранее, тяжесть доказывания возлагается на заявителя о признании лица пропавшим без вести, поскольку суду важно установить были ли исчерпаны все возможности заявителем для нахождения лица, место нахождения которого неизвестно. В формировании доказательной базы важную роль играет адвокат, который не только определит перечень доказательств в конкретном деле, но и с помощью адвокатских запросов, действуя в интересах клиента, поможет их собрать или, если необходимая информация находится под защитой закона о персональных данных, поможет правильно сформулировать ходатайство суду об истребовании доказательств.

Возвращаясь к написанному выше, рассмотрим второе условие подачи заявления. Итак, законодатель установил, что отсутствие сведений должно длиться не менее года. Согласно ч. 2 ст. 43 ГК Украины в случае невозможности установить день получения последних сведений о месте нахождения лица началом его безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены такие сведения, а в случае невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

По моему мнению, начало истечения годичного срока должно быть зафиксировано документально. Это означает, что заявителем как минимум в течение одного года, предшествующего дате обращения в суд, предпринимались активные меры по розыску отсутствующего (например, обращение в органы МВД с заявлением о пропаже человека). В случае если сведений о человеке нет, и поисковые мероприятия длятся более одного года, на мой взгляд, целесообразно будет получить повторное подтверждение от соответствующих органов, что в течение последнего года искомый человек по месту своего постоянного проживания отсутствует, как и сведения о его местонахождении.

Как свидетельствует судебная практика, с соблюдением условия касательно срока отсутствия сведений, у заявителей обычно сложностей не возникает. Чего нельзя сказать о третьем условии, неправильное понимание которого зачастую приводит к отказу в удовлетворении требований.

Важным является понимание разницы между терминами «место проживания» и «место нахождения». Статьей 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» даны следующие определения. Место нахождения – административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году. Место проживания – жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором лицо проживает постоянно или временно.

Согласно ст. 29 ГК Украины местом проживания физического лица является жилье, в котором оно проживает постоянно или временно. Согласно ст. 379 ГК жильем физического лица является жилой дом, квартира, иное жилое помещение, предназначенные и пригодные к постоянному или временному проживанию в них.

При этом и место проживания, и место нахождения лица подлежат регистрации согласно действующему законодательству.

Согласно п. 1.2. Порядка регистрации места проживания или нахождения физических лиц в Украине и образцов необходимых для этого документов, регистрация места проживания или места нахождения лица – внесение информации в Единый государственный демографический реестр о месте проживания или месте нахождения лица с указанием адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции.

Таким образом, место проживания от места нахождения отличается длительностью физического присутствия лица в указанном месте.

Проанализировав судебную практику, можно говорить о несоблюдении заявителем условия отсутствия по месту жительства сведений о местонахождении отсутствующего лица, в таких случаях.

– если сведения о человеке исчезли после отчуждения квартиры, которая ранее была указана как его место жительства, то указанный адрес не может быть признан адресом места проживания;

 – если гражданин Украины снялся с регистрации и пересек государственную границу, то отсутствие о нем сведений по последнему месту проживания, не является основанием для признания лица пропавшим без вести, так как такой адрес не признается судом местом жительства пропавшего;

– если лицо, будучи иностранцем, проживало на территории Украины без регистрации, его отсутствие по месту фактического проживания не является отсутствием по месту жительства.

Поскольку законодательно не ограничено количество мест проживания физического лица, в таком случае необходимо собирать информацию об отсутствии сведений о нем в каждом из известных заявителю мест проживания пропавшего человека.

На основании решения суда о признании физического лица пропавшим без вести нотариус по последнему месту его проживания описывает принадлежащее ему имущество и устанавливает над ним опеку. Назначенный опекун принимает исполнение гражданских обязанностей в пользу пропавшего лица обязанностей, погашает за счет его имущества долги, управляет имуществом в его интересах, предоставляет за счет имущества содержание лицам, которых он обязан содержать.

Согласно ст. 45 ГК Украины если физическое лицо, признанное пропавшим без вести, появилось или если получены сведения о месте его нахождения, суд по месту его нахождения или суд, вынесший решение о признании этого лица пропавшим без вести, по его заявлению или заявлению заинтересованного лица, отменяет решение о признании физического лица пропавшим без вести. Естественно, что и в этом случае, при невозможности явки самого лица, которое было признано пропавшим без вести, заявитель, инициирующий отмену решения, должен представить суду доказательства.

Таким образом, признание лица пропавшим без вести влечет за собой широкий спектр правовых последствий, призванных, главным образом, устранить неопределенность близких людей отсутствующего лица для решения вопросов, связанных с принятием наследства, получения пенсии как иждивенца, реализации отдельных субъективных прав. Существующая судебная практика складывается таким образом, когда возможность злоупотребления заинтересованным лицом правом на обращение в суд для признания лица пропавшим без вести, минимизирована. Это обусловлено требованием от заявителя той или иной формы активного поведения, направленного на получение сведений об отсутствующем лице. Как и в любом судебном процессе, профессиональная помощь адвоката в производстве о признании лица пропавшим без вести, не только желательна, но и необходима. Адвокат сформирует доказательственную базу, необходимую для удовлетворения судом требований заинтересованного лица, и выполнит необходимые функции представителя в судебном процессе.


Источник материала, интернет ресурс “Протокол”:http://protokol.com.ua/ua/ni_pisma_ni_vestochki_priznanie_litsa_propavshim_bez_vesti/


Поділіться з друзями - підтримайте проект