Головна » Власнику бізнеса » Менеджмент » Введение в BABOK 3 (перевод)
Менеджмент

Введение в BABOK 3 (перевод)

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

Руководство к своду знаний по бизнес-анализу (BABOK® Guide) является общепризнанным стандартом практики бизнес-анализа. В Руководстве BABOK® описываются области знаний бизнес-анализа, задачи, базовые компетенции, методы и ракурсы подхода к бизнес-анализу.

1.1 Цель руководства BABOK

Главная цель Руководства BABOK® – определить бизнес-анализ как профессию и предложить набор его общепринятых практик. Оно помогает аналитикам обсуждать и определять навыки, необходимые
для успешного выполнения работы по бизнес-анализу. Руководство
BABOK® также помогает тем, кто нанимает бизнес-аналитиков или работает с ними, понимать, какие знания и навыки следует ожидать от квалифицированного специалиста.

Бизнес-анализ — это обширная профессия, в рамках которой бизнес-аналитики могут участвовать во множестве различных видов инициатив предприятия. Для решения задач бизнес-анализа они могут
задействовать различные компетенции, знания, навыки, точки зрения и наборы терминов.

Руководство BABOK® является общей основой для всех перспектив, описывая задачи бизнес-анализа, которые выполняются для правильного анализа изменений или оценки необходимости изменения. Форма, порядок и важность задач могут отличаться для различных бизнес-аналитиков и инициатив.

Шесть областей знаний Руководства BABOK® (“Планирование и мониторинг бизнес-анализа”, “Выявление и сотрудничество”, “Управление жизненным циклом требований”, “Анализ стратегии”,
“Анализ требований и определение дизайна” (Requirements Analysis and Design Definition – RADD) и “Оценка решения”) описывают практику бизнес-анализа, применяемую в рамках проекта или в ходе эволюции и непрерывного совершенствования предприятия. 

«Бизнес-анализ вне проекта»
«Бизнес-анализ вне проекта»

1.2 Что такое бизнес-анализ? 

Бизнес-анализ — это деятельность, обеспечивающая возможность изменений предприятия через определение потребностей и рекомендацию решений, приносящих пользу заинтересованным сторонам. Бизнес-анализ помогает предприятию формулировать потребности и обосновывать изменения, а также проектировать и описывать полезные решения.

Бизнес-анализ выполняется в рамках различных инициатив предприятия. Инициативы могут быть стратегическими, тактическими или операционными. Бизнес-анализ может выполняться либо в рамках проекта, либо на всём протяжении эволюции и непрерывного совершенствования предприятия. Его используют для понимания текущего состояния, определения будущего состояния и определения действий, необходимых для перехода из текущего состояния в будущее.

Бизнес-анализ может быть выполнен с точки зрения различных ракурсов. Руководство BABOK® описывает несколько таких ракурсов: Agile, Business Intelligence, Информационные технологии, Бизнесархитектура и Управление бизнес-процессами. Ракурс можно рассматривать как призму, сквозь которую практик бизнес-анализа смотрит на свои задачи в текущем контексте. Любая инициатива может рассматриваться в одном или нескольких ракурсах, и описанные в руководстве BABOK® ракурсы представляют не все контексты бизнес-анализа и не полный набор дисциплин бизнес-анализа.

1.3 Кто такой бизнес-аналитик? 

Бизнес-аналитик — это любой человек, выполняющий описанные в руководстве BABOK® задачи бизнес-анализа, какова бы ни была его должность или роль в организации. Бизнес-аналитики отвечают за выявление, синтез и анализ информации, полученной из различных источников в рамках предприятия, включая инструменты, процессы, документацию и заинтересованные стороны. Бизнес-аналитик отвечает за выявление истинных потребностей заинтересованных сторон, что часто включает исследование и прояснение высказанных ими пожеланий с целью определения лежащих в их основе проблем и причин.

Бизнес-аналитики помогают приводить создаваемые и внедряемые решения в соответствие с потребностями заинтересованных сторон.

Выполняемые бизнес-аналитиками действия включают:

• понимание проблем и целей предприятия;
• анализ потребностей и решений;
• разработку стратегий;
• управление изменениями и
• содействие сотрудничеству заинтересованных сторон.

Другие распространенные названия профессий тех, кто выполняет бизнес-анализ, включают:

• бизнес-архитектор,
• аналитик бизнес-систем,
• аналитик данных,
• аналитик предприятия,
• управленческий консультант,
• процессный аналитик,
• менеджер продукта,
• владелец продукта,
• инженер по требованиям и
• системный аналитик

1.4 Структура Руководства ВАВОК 

Основное содержание Руководства ВАВОК® состоит из описаний задач бизнес-анализа, сгруппированных в области знаний. Область знаний — это набор логически (но не последовательно) связанных задач. Эти задачи описывают конкретные действия, соответствующие назначению
области знаний, в которую они вошли.

Разделы “Ключевые понятия бизнес-анализа”, “Базовые компетенции”, “Техники” и “Ракурсы” образуют расширенное содержание Руководства ВАВОК®, помогающее бизнес-аналитикам лучше выполнять задачи бизнес-анализа.

• Раздел “Ключевые понятия бизнес-анализа”: определяет ключевые термины, необходимые для понимания всего остального содержания, понятий и идей Руководства ВАВОК®.
• Раздел “Базовые компетенции:” описывает поведение и характеристики, знания и личностные качества, помогающие выполнению бизнес-анализа.
• Раздел “Техники”: описывает средства выполнения задач бизнес-анализа. Техники, описанные в Руководстве BABOK®, призваны покрыть наиболее общие и широко распространенные техники,
практикуемые в области бизнес-анализа.
• Раздел “Ракурсы”: описывает различные точки зрения бизнес-анализа. Ракурсы помогают бизнес-аналитикам видеть и выполнять свою работу с различных точек зрения для лучшего исполнения
задач бизнес-анализа в контексте конкретной инициативы 

1.4.1 Ключевые понятия 

Раздел “Ключевые понятия бизнес-анализа” даёт общее понимание основных идей, необходимых для понимания руководства ВАВОК®.

Эта глава включает:
• Модель базовых понятий бизнес-анализа – Business Analysis Core Concept Model™ (BACCM™)
• Ключевые термины
• Схему классификации требований
• Заинтересованные стороны
• Требования и дизайн

1.4.2 Области знаний 

Области знаний представляют собой области конкретных компетенций бизнес-анализа, которые охватывают несколько задач.

Есть шесть областей знаний:

  • Планирование и мониторинг бизнес-анализа: описывает задачи, выполняемые бизнес-аналитиками для планирования и координации действий бизнес-аналитиков и заинтересованных сторон. Эти задачи производят результаты, которые используются в
    качестве основных рекомендаций для выполнения других задач, описанных в руководстве
    BABOK®.
  • Выявление и сотрудничество: описывает задачи, которые бизнес-аналитик выполняет для подготовки и проведения выяснения и подтверждения полученных результатов. Также описывает коммуникации с заинтересованными сторонами относительно собранной информации бизнес-анализа, а также текущее взаимодействие с ними в ходе всего бизнес-анализа.
  • Управление жизненным циклом требований: описывает задачи, выполняемые бизнес-аналитиками для контроля и поддержания информации о требованиях и дизайнах от ее начала до конца ее существования. Эти задачи описывают установление значимых отношений между связанными требованиями и дизайнами, а также оценку, анализ и согласование предлагаемых изменений требований и дизайнов.
  • Анализ стратегии: описывает работу по проведению бизнес-анализа, подлежащую выполнению для того, чтобы в сотрудничестве с заинтересованными сторонами определить
    потребность, имеющую стратегическую или тактическую важность (бизнес-потребность), помочь предприятию удовлетворить эту потребность и соотнести итоговую стратегию изменения со стратегиями более высоких и более низких уровней.
  • Анализ требований и определение дизайна: описывает задачи, которые бизнес-аналитики выполняют для структурирования и организации требований, обнаруженных в ходе выявления,
    документирования и моделирования требований и дизайнов, валидации и верификации информации, определения вариантов решения, удовлетворяющих потребности бизнеса и оценки потенциальной ценности каждого варианта. Эта область знания покрывает инкрементальные и итеративные действия, начиная от исходной идеи и исследования потребностей до превращения этих потребностей в конкретное рекомендуемое решение.
  • Оценка решения: описывает задачи, выполняемые бизнес-аналитиками для оценки эффективности и пользы, приносимых решением, используемым в компании, а также рекомендации по устранению преград или ограничений, препятствующих полному извлечению пользы.

Следующая диаграмма показывает общие взаимосвязи между областями знаний:

1.4.3 Задачи

Задача — это дискретная часть работы, которая может быть выполнена формально или неформально как часть бизнес-анализа. Руководство BABOK® определяет список задач бизнес-нализа. Определение этой задачи универсально и применимо к работе по бизнес-анализу в целом, независимо от типа инициативы. По требованию своей организации бизнес-аналитик может выполнять другие виды работ, но эти дополнительные работы не рассматриваются как часть профессии бизнес-аналитик.

Задачи сгруппированы в области знания. Бизнес-аналитики выполняют задачи из всех областей знаний последовательно, итеративно или одновременно. Руководство BABOK® не предписывает процесс или порядок выполнения задач. Задачи могут выполняться в любом порядке, если имеются необходимые входные данные для задачи. Инициатива бизнес-анализа может начинаться с любой задачи, хотя наиболее вероятными кандидатами являются Анализ текущего состояния или Измерение эффективности решения.

Каждая задача в руководстве BABOK® представлена в следующем
формате:
• Назначение – содержит краткое описание того, зачем бизнес-аналитику нужно выполнять задачу, и какую пользу принесет ее выполнение.
• Описание – подробно объясняет, что представляет собой задача, почему она выполняется и каким должен быть ее результат.
• Входная информация – описывает входную информацию задачи.
Входная информация — это информация, потребляемая или преобразуемая для получения выходной информации, и являющаяся необходимой для начала выполнения задачи. Она может создаваться за
рамками бизнес-анализа или порождаться задачами бизнес-анализа. Информация, которая создается за пределами деятельности по бизнес-анализу, в списке видов входной информации помечается с помощью квалификатора ‘(внешняя)’.
Наличие входной информации не означает, что полученный результат полон или находится в конечном состоянии. Входная информация должна быть достаточно полной, чтобы начать дальнейшую работу. На протяжении жизненного цикла инициативы может существовать любое
количество экземпляров каждого вида входной информации. Раздел “Входная информация” включает визуальное представление входной и выходной информации, другие задачи, использующие эту выходную информацию, а также руководства и инструменты, перечисленные в задаче.

• Элементы – описывает ключевые идеи, необходимые для понимания того, как выполнять задачу. Элементы – не обязательная часть выполнения задачи, и их использование может зависеть от подхода к бизнес-анализу.
• Руководства и инструменты – перечисляет средства, необходимые для преобразования входной информации в выходную. 
• Техники – перечислены техники, которые можно использовать для выполнения задачи бизнес- анализа. 
• Заинтересованные стороны – состоит из обобщённого списка заинтересованных сторон, которые могут участвовать в выполнении данной задачи или затрагиваться ей. Руководство ВАВОК® не требует исполнения этих ролей в каждой конкретной инициативе 
• Выходная информация – описывает результаты, которые будут получены в итоге выполнения задачи. Выходная информация создается, преобразуется или изменяется в своем состоянии в результате успешного завершения задачи. Выходная информация может быть отдельным объектом поставки или частью большего объекта поставки. Форма представления выходной информации зависит от типа осуществляемой инициативы, стандартов, принятых организацией, и мнения бизнес-аналитика относительно надлежащего способа удовлетворения информационных потребностей ключевых заинтересованных сторон.

1.4.4 Базовые компетенции 

Базовые компетенции отражают знания, навыки, поведение, характеристики и личные качества, которые помогают успешно выполнять роль бизнес-аналитика. Эти базовые компетенции не
уникальны для профессии бизнес-анализа. Однако успешное выполнение задач и техник часто зависит от владения одной или несколькими базовыми компетенциями.

Базовые компетенции имеют следующую структуру:
• Назначение – Раздел «Цель» описывает, почему бизнес-аналитикам полезно использовать эту базовую компетенцию. 
• Определение – описывает умения и навыки, необходимые для применения этой компетенции. 
• Оценка эффективности – описывается, как определить, демонстрирует ли человек навыки этой базовой компетенции 

1.4.5 Техники

Техники предоставляют дополнительную информацию о способах выполнения задачи.
Набор техник, содержащийся в Руководстве
BABOK®, не является исчерпывающим. Существует множество техник, которые могут применяться альтернативно или в сочетании с другими техниками для выполнения задачи. Бизнес-аналитикам рекомендуется изменять существующие техники или разрабатывать новые для наилучшего соответствия их ситуации и целям выполняемых ими задач.

Техники имеют следующую структуру:
• Назначение – описывается для чего применяется техника и обстоятельства ее наиболее вероятной применимости 
• Описание – описывает, в чем сотоит суть техники и как она используется. 
• Элементы – описывает ключевые понятия, которые необходимы для понимания того, как использовать эту технику. 
• Особенности использования – описывает условия, при которых техника может быть более или менее эффективной 

1.4.6 Ракурсы

Ракурсы используются в рамках бизнес-анализа, чтобы сосредоточить внимание на задачах и методах, специфичных для контекста инициативы. Большинство инициатив задействуют один или более ракурсов. В руководство BABOK® включены следующие ракурсы:

• Agile
• Business Intelligence
• Информационные технологии
• Бизнес-архитектура
• Управление бизнес-процессами

Эти ракурсы не претендуют на полное представление всех возможных ракурсов, практики бизнес-анализа. Ракурсы, рассмотренные в Руководстве BABOK®, отражают некоторые из наиболее распространенных представлений о бизнес-анализе, существовавших на момент написания Руководства.

Ракурсы не являются взаимоисключающими, поэтому каждая инициатива может задействовать более одного ракурса.

Ракурсы имеют следующую структуру:
• Объем изменений – описывает какие части предприятия охватывают изменения с точки зрения этого ракурса и в какой степени это влияет на цели и работу предприятия. “Объем изменений” также
определяет тип решаемых задач, характер искомых решений, подход к предоставлению этих решений и оценку их стоимости. 
• Содержание бизнес-анализа – описываются ключевые заинтересованные стороны, включая профиль возможных типов спонсоров, целевых заинтересованных сторон и роль бизнес-аналитика в рамках инициативы. Данный раздел также определяет возможные результаты, которые можно ожидать от бизнес-анализа в этом ракурсе. 
• Методологии, подходы и техники – Состав этого раздела уникален для каждого ракурса. В каждом случае он описывает распространенные методологии, подходы или техники, характерные для бизнес-анализа в данном ракурсе. Методологии и подходы — это специализированные способы проведения бизнес-анализа. В этот раздел включаются техники, которые не вошли в главу “Техники” Руководства ВАВОК®, но особенно уместны в рамках данного ракурса. 
• Базовые компетенции – описывает преобладающие в данном ракурсе компетенции. 
• Влияние на области знаний – описывает как применяются или изменяются области знаний. Он также объясняет как конкретные действия в рамках ракурса соотносятся с задачами в руководстве ВАВОК 


Поділіться з друзями - підтримайте проект