Головна » Для завантаження » Нормативка » Нормативна база бухгалтера » ПИСЬМО ГФС от 07.07.2015 г. N 24403/7/99-99-15-01-01-17
Нормативна база бухгалтера

ПИСЬМО ГФС от 07.07.2015 г. N 24403/7/99-99-15-01-01-17

Поділіться з друзями - підтримайте проект

Print Friendly, PDF & Email

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 07.07.2015 г. N 24403/7/99-99-15-01-01-17

Относительно особенностей проведения проверок бюджетного возмещения НДС

Государственная фискальная служба Украины дает разъяснения относительно особенностей проведения проверок бюджетного возмещения НДС и предубеждения неправомерно задекларированных сумм с учетом изменений в Налоговый кодекс Украины (далее – Кодекс) в порядке проведения соответствующих проверок, вступающих в силу с 1 июля этого года.

В соответствии с пунктом 200.20 статьи 200 Кодекса контролирующий орган в случае установления фактов несоответствия критериям автоматического бюджетного возмещения НДС и отсутствия у такого плательщика права на автоматическое бюджетное возмещение НДС обязан в течение 17 календарных дней после предельного срока подачи отчетности уведомить плательщика налога о соответствующем решении и предоставить подробные объяснения и расчеты по критериям, значение которых не соблюдены (по налоговой отчетности за май этого года – не позднее 07.07.2015 г.).

Поскольку бюджетным возмещением в соответствии с подпунктом 14.1.18 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса является возмещение отрицательного значения НДС на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки плательщика, соответствие критериям автоматического бюджетного возмещения НДС является обстоятельством, по которому субъект хозяйствования может получить бюджетное возмещение по результатам камеральной проверки, которая в соответствии с абзацем вторым пункта 200.18 статьи 200 Кодекса проводится в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации (в июле 2015 года – не позднее 10.07.2015 г.).

Согласно пункту 75.1.1 статьи 75 Кодекса данные системы электронного администрирования НДС (данные органа, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС, данные Единого реестра налоговых накладных и данные таможенных деклараций) считаются составной камеральной проверки налоговой отчетности по НДС, в том числе по вопросам правомерности начисления сумм бюджетного возмещения.

Таким образом, при осуществлении камеральной проверки налоговой отчетности по НДС с заявленными суммами бюджетного возмещения обязательна обработка деклараций плательщиков по следующим направлениям:

• соответствие данных приложения 2 к налоговой декларации по НДС, в том числе за периоды, в которых возникло отрицательное значение разнице налоговых обязательств и налогового кредита по НДС;

• выявление арифметических или логических ошибок в декларации, в том числе правомерность отражения показателя увеличения остатка отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода с учетом результатов предыдущих проверок (камеральных/документальных), проведенных органом ГФС;

• установление соответствия данных декларации по НДС и данных Единого реестра налоговых накладных;

• анализ формирования налогового кредита с использованием всех имеющихся информационных данных;

• установление соответствия данных декларации по НДС и данных таможенных деклараций (строки 2.1 и 12.1 декларации), примененного типа таможенных деклараций;

Справка: руководствуясь тем, что в соответствии с пунктом 187.8 статьи 187 Кодекса датой возникновения налоговых обязательств в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины является дата представления таможенной декларации для таможенного оформления, при выяснении соответствия показателей строк 12.1 (12.1.1, 12.1.2), а также 2.1 налоговой декларации по НДС оформленным таможенным декларациям учитывать, что при наличии объема сведений (данных), достаточных для завершения таможенного оформления товаров, транспортных средств коммерческого назначения в заявленный таможенный режим, таможенная декларация в соответствии со статьей 258 Таможенного кодекса Украины заполняется в обычном порядке, в соответствии с Классификатором типов деклараций, утвержденным приказом Министерства финансов Украины 20.09.2012 г. N 1011, отмечается:

• в случае вывоза товаров – буквенным кодом направления перемещения ЕК, буквенным кодом типа декларации АА;

• в случае ввоза товаров – буквенным кодом направления перемещения ІМ, буквенным кодом типа декларации АА;

• сверка данных декларации с имеющимися в органах ГФС информационными базами данных и установление соответствия номенклатуры и стоимости импортируемых и/или подакцизных товаров таможенных деклараций и налоговых накладных;

• изучение обстоятельств возникновения или состояния устранения выявленных расхождений (занижение налоговых обязательств, завышение налогового кредита);

• выявление возможных схем привлечения плательщиком к цепям поставок рисковых контрагентов, которые при осуществлении налогооблагаемых операций не задекларировали налоговые обязательства по НДС или по которым на дату обработки имеется информация о сомнительном налоговом кредите, в том числе по цепочкам поставок и тому подобное.

Вместе с этим отсутствие права на получение автоматического бюджетного возмещения НДС не лишает плательщика права на получение возмещения в общем порядке, в том числе по результатам камеральной проверки, которая проводится в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 37 подраздела 2 раздела XX Кодекса контролирующие органы не будут осуществлять документальные внеплановые выездные проверки достоверности сумм бюджетного возмещения сумм НДС, заявленных плательщиками в отчетных периодах, следующих после 01.07.2015 г., поскольку с 01.07.2015 г. приостанавливается действие подпункта 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78, абзаца четвертого пункта 82.4 статьи 82, пункта 200.11 статьи 200, а также действие пункта 200.14 статьи 200 Кодекса в части проведения документальных внеплановых выездных проверок сумм бюджетного возмещения НДС.

При этом отмечаем, что мораторий на проведение в 2015 и 2016 годах проверок плательщиков, введенный пунктом 3 Закона Украины от 28 декабря 2014 года N 71-VIII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы”, не распространяется на проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей с объемом дохода более 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год, с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Контролирующие органы могут воспользоваться правом и в соответствии с пунктом 73.3 статьи 73 Кодекса обратиться к налогоплательщикам и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о предоставлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которой установлено законом), необходимой для выполнения возложенных на контролирующие органы функций, задач, и ее документального подтверждения.

Если по результатам получения налоговой информации или проверок других налогоплательщиков будут выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, и налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на такой обязательный письменный запрос (с указанием нарушений плательщиком налогового, валютного и другого законодательства) в течение 10 рабочих дней со дня его получения в соответствии с подпунктом 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса, контролирующий орган имеет право инициировать осуществление документальной внеплановой проверки.

Кроме того информация, полученная по результатам обработки/камеральной проверки налоговой отчетности по НДС плательщика налога, подлежит анализу и накоплению с целью изучения состояния платежной дисциплины, динамики самостоятельного исправления ошибок, действия норм Кодекса в части адекватности ставок налогообложения и системы льгот, а также для формирования налоговой истории субъекта хозяйствования и информирования (в произвольной форме) подразделений налогового и таможенного аудита для учета при организации контрольно-проверочных мероприятий (документальных плановых выездных проверок) в следующих периодах.

Правомерность начисления сумм бюджетного возмещения не подлежит подтверждению в случае выявления в ходе обработки / камеральной проверки налоговой отчетности по НДС плательщика налога фактов, которые могут свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства.

В случае если по результатам проверки, в том числе камеральной, выявлено несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС, орган ГФС согласно пункту 58.1 статьи 58 Кодекса направляет плательщику НДС налоговое уведомление-решение в соответствии с Порядком направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28.11.2012 г. N 1236, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20 декабря 2012 года за N 2135/22447 (далее – Приказ N 1236):

• по форме “В1” согласно приложению 5 к Приказу N 1236 – в случае установления превышения суммы бюджетного возмещения НДС из-за занижения налоговых обязательств или завышения налогового кредита по НДС;

• по форме “В3” согласно приложению 7 к Приказу N 1236 – в случае выяснения факта, по которому плательщик налога не имеет права на получение бюджетного возмещения.

В случае согласования принятых (не обжалованых) налоговых уведомлений-решений в течение десяти календарных дней, следующих за днем их получения (при проведении процедуры административного или судебного обжалования – в течение десяти календарных дней, следующих за днем ее окончания), завышенная сумма, на которую составлено уведомление-решение, уменьшается в интегрированной карточке налогоплательщика, ведущейся в контролирующем органе.

При этом при отсутствии нарушений норм статей 197 – 199 Кодекса сумма, на которую отказано в бюджетном возмещении (по форме “В3”), может быть учтена плательщиком в увеличение значения строк “увеличен/уменьшен остаток отрицательного значения (отрицательного значения предыдущих отчетных налоговых периодов) по результатам проверки контролирующего органа” налоговой декларации по НДС за отчетный (налоговый) период, на который приходится день согласования такого налогового уведомления-решения.

В случае если налогоплательщик воспользуется правом, предусмотренным статьей 56 Кодекса, и обжалует в административном порядке указанные налоговые уведомления-решения, необходимо рассматривать такие жалобы с использованием должным образом заверенных копий документов, расчетов и доказательств, которые налогоплательщик посчитает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 Кодекса, а также информацию органа ГФС, которым приняты эти налоговые уведомления-решения.

Одновременно в соответствии с пунктом 200.20 статьи 200 Кодекса Государственная фискальная служба Украины предоставляет для обработки перечень субъектов хозяйствования, которые в соответствии с Порядком определения соответствия плательщика налога на добавленную стоимость критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 14.11.2014 г. N 1128, по предварительно полученным показателям соответствуют следующим критериям (по декларациям по НДС за май 2015 года).

Исходя из вышеизложенного, по результатам проведенной работы обязываю обеспечить:

• своевременное уведомление плательщиков налога о несоответствии критериям, дающим право на автоматическое бюджетное возмещение НДС;

• качественное проведение камеральных проверок налоговой отчетности плательщиков НДС с декларируемыми к бюджетному возмещению суммами НДС (строки 23, 30 деклараций по НДС);

• инициирование документальных выездных (невыездных) проверок в необходимых случаях;

• принятие налоговых уведомлений-решений в случае выявления нарушений норм действующего законодательства при расчете бюджетного возмещения НДС;

• продолжение информативной и разъяснительной работы относительно преимуществ надлежащей налоговой культуры плательщиков, отказа от использования непрозрачного механизма формирования сумм бюджетного возмещения НДС и применения схем уклонения от налогообложения, в частности в период действия моратория на проведение ряда контрольно-проверочных мероприятий.

Председатель

Р. Насиров


Поділіться з друзями - підтримайте проект